Открытый урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растений".
УМК: «Школа России», Плешаков А. А.
Класс: 3.
Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.
Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
Воспитательная: воспитывать умение работать в группе; любовь и бережное отношение к природе.
Коммуникативные УУД: Уметь обосновать свою позицию, донести до собеседника, умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке, умение анализировать и делать выводы.
Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Ожидаемые результаты обучения.
Изучив тему «Разнообразие растений» ученики должны:
знать группы растений и их отличительные признаки,
уметь различать растения разных групп и соотносить растения с определенными группами,
понимать то, что в природе все взаимосвязано, о необходимости бережного отношения к растениям.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Оборудование:
Презентация на тему «Разнообразие растений», карточки с заданиями и информацией.
Ход урока
Орг. момент:
-Я рада вновь видеть сегодня ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и мысленно пожелайте себе и другим совместной плодотворной работы на уроке.
-Сегодня мы с вами отправимся в гости в одно удивительное царство, а вот в какое вы мне сами назовете позже, а для этого мы начнем собирать багаж знаний.
-Возьмите телефоны, зайдите на сайт Учи.ру и выполните задание от учителя .
Какое слово вам помогло выполнить задание?(Растения)
2. Мотивация к учебной деятельнсти.Определение темы и целей урока.
-В какое царство мы сегодня заглянем? (Растений)
-В царстве растений нас встречает хозяйка, богиня цветов и лесов, ее называют Флора. Она в своем царстве знает каждую травинку, каждую былинку.
-Как вы это понимаете высказывание «Растения-зеленая одежда планеты»? (высказывания ребят)слайд 1.
– На нашей планете Земля почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Посмотрите на карту. Можно увидеть много зеленого цвета – это все растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения поселились в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой. Царство растений насчитывает примерно 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев. Ещё учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях- ботаника.
В словаре Ожегова так и написано. Возьмите толковый словарь, найдите лексическое значение слова ботаника.?
БОТАНИКА - наука о растениях. Изучает жизнь, строение, жизнедеятельность ,условия обитания, происхождение и эволюционное развитие растений.
Название этой науки происходит от греческого слова
«ботане»- трава,растение.
-Ботаника один из разделов большой науки Биологии.
-Растения-это какая природа?(Живая)
- Докажите. (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и погибают.)
На какие группы можно разделить все растения и сколько может быть таких групп ? Ребята называют, один ученик на доске составляет модели групп. Дети приводят примеры.
Дикорастущие и культурные.
Например: рожь, подорожник.
Учащиеся перечисляют названия растений
-Почему одни и те же растения можно разделить на разное количество групп? Давайте поразмышляем над этим вопросом
(Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп).
-Давайте проверим. Поиграем в игру "Культурные и дикорастущие". Вс
Физминутка.
Я называю вам разные жизненные формы растений, а вы, услышав название культурного растения, поднимаете руки вверх, встаёте на носочки, чтобы показать, какие растения большие вырастил человек. Если я называю дикорастущий – руки разводите в стороны.
одуванчик, овес, дуб, капуста, крапива, берёза, лебеда, осина
-Садитесь.
Заметили, мы несколько раз употребили слово “разные” говоря о группах растений.
Кто сможет назвать тему урока (Разные растения), (Разнообразие растений)
Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
-слайд .
2. Этап актуализации и пробного учебного действия;
-Ученые-биологи делят растения на несколько групп. Слайд- все группы с подписями (прочитать) слайд на пять групп.
– Попробуйте сформулировать что надо знать, чтобы отличить одну группу от другой.
(познакомиться с группами растений и их признаками- внешний вид, строение, где обитают).
Как вы думаете, а каким признаком пользовались ученые биологи ?
Прежде чем вы приступите к работе, я предлагаю небольшую подсказку.
На доске появляется схема “Части растений”
(Ребенок выходит к доске и называет части растений
-У всех растений есть части, и ученые разделили растения на группы по их частям, но почему они разделили именно на пять групп.
3.Исследовательская работа в группах. Решение поставленной проблемы.
На этот вопрос мы будем отвечать, работая в группах, т.е. мы должны узнать, а все ли растения имеют все части.
(на столах у ребят, которые разделены на группы лежат:
Схемы “Части растений”.
Толковый словарь
Учебник А.А.Плешакова.
Таблицы, карточки
Опорную карточку
- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.
-Каждая группа получит необходимую информацию для выполнения работы.
- Задачи каждой группы:
1).Посмотреть видео о группах растений.
2)Прочитать информацию о вашей группе растений в учебнике и на столе.
3)Заполнить итоговую карточку с выводом о какой группе идет речь, определить строение растений именно той группы и найти название своей группы на доске..
4) Подготовить краткий рассказ о своей группе растений пользуясь итоговой карточкой.
5)Время ограничено. Не более 7 мин. Приступаем.
Физминутка
-На лугу растут цветы(потянуться)
Небывалой красоты(руки в стороны)
Физминутка на слайде)
4.Закрепление изученного материала
-Выступление групп:
-хвойные растения
-папоротники
-мхи
-водоросли
Коллективная проверка заполнения таблицы по ходу показывать слайды и заполнять таблицу (после выступления группы похлопали)
- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.
-Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:
- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? (Водоросли)
- Водоросли относятся к низшим растениям.
- А как можно назвать остальные группы растений?(Высшие растения.)
- А теперь выполним тест, возьмите телефоны, включаем, открываем тест и выполняем. В результате получите оценку.
Тест
Как называется наука, изучающая растения?
А) Биология Б) Ботаника. В) Зоология
2. На какие группы разделено все царство растений?
А) водоросли, мхи, папоротники
Б) водоросли, мхи, папоротники, хвойные
В) водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые
3. Растения, которые свободно плавают в воде и поселяются на дне
А) мхи Б) папоротники В)водоросли
4. Какое строение имеют водоросли?
А) нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков
Б) есть стебли, листья, корни, но нет цветков
В) есть все части
5. Какие растения растут во влажном лесу, на болоте, на стволах старых деревьев?
А) папоротники
Б) мхи
В) водоросли
6. Какое строение имеют мхи?
А) Есть все части
Б) Есть стебель и листья, но нет корней и цветков
В) есть корень, стебель и листья в виде иголок
7. Какие растения имеют корень, стебель, листья в виде перьев?
А) папоротники
Б) мхи
В) хвойные растения
8. Семена каких растений образуются в шишках?
А) хвойных растений
Б) цветковых растений
В) папоротников
5.Рефлексия
-В начале урока мы с вами сказали, что растения – это зелёная одежда Земли.
- Я предлагаю вам заселить нашу планету-глобус удивительными зелеными существами – растениями.
- Если вы довольны своей работой прикрепите к планете зеленый цветочек
- Если вы не в полной мере довольны своей работой на уроке– прикрепите желтый цветочек к планете-глобусу.
-Посмотрите, как красиво у нас получилось.
А что человек должен делать, чтобы было красиво на земле?
-Растения украшают нашу жизнь, очищают воздух, делают нас добрее. Мы- люди должны помогать растениям, охранять их.
- Давайте будем беречь природу!
6.Итог урока, домашнее задание.
Если будет время оставаться, то можно поиграть в игру
Ответьте на вопросы «Верите ли вы?»
Да-Нет (карточки в кабинете перед глазами детей)
Вопросы:
1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. У мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
4. У папоротников есть цветы? (нет)
5. Растение – живой организм? (да)
6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
Таблица
Итоговая карта «Разнообразие растений»
№ | Название растений | Среда обитания | Корень | Стебель | Лист | Цветок | Плод | Название группы растений |
1 | Морская капуста | | | | | | | |
2 | Мох сфагнум | | | | | | | |
3 | Папоротник | | | | | | | |
4 | Ель, сосна | | | | | | | |
5 | Береза, малина, ромашка | | | | | | | |
Водоросли
Водоросли - это растения, живущие в воде. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне. У водорослей нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них гиганты, длиной до 40метров – они живут в океанах. Есть крошечные водоросли, рассмотреть их можно только в микроскоп.
По цвету водоросли бывают сине – зелёные, зелёные, бурые и красные. Сине – зелёные водоросли могут жить не только в воде, но и на земле, там, где влажно. Например, скользкие зелёные налёты на заборах, стенах домов, крышах.
Все бурые водоросли – очень крупные растения. В морях и океанах они образуют подводные заросли – настоящие джунгли. Их бывает так много, что они мешают проходить судам, гибнет рыба.
Водоросли живут и на живых организмах. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, на ножках водяного клеща.
Водоросли служат кормом для морских животных. Они обогащают воду кислородом и очищают её от бактерий. Морские водоросли человек использует в пищу (морская капуста). Водоросли применяют и для лечебных целей.
Папоротники
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Семян у папоротников не бывает; их заменяют крошечные споры, которые можно увидеть только под микроскопом.
Папоротники бывают травянистые или древовидные.
В тропиках растут папоротники – гиганты – это деревья, высотой до 200метров.
Есть водные папоротники. Сальвиния плавающая – у неё нет корней. Её разводят в аквариумах и парковых прудах.
Многие папоротники декоративны, другие лекарственные, некоторые съедобны, некоторые ядовиты.
Цветковые растения
Цветковые растения – это растения, у которых есть цветки.
Эти растения наиболее разнообразны. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья.
Многие растения с наступлением тепла зацветают. Одни цветут ранней весной, когда ещё не сошёл снег, другие – летом. Есть растения, которые цветут до глубокой осени. Когда растения цветут, они становятся очень нарядными, привлекают насекомых, животных, радуют человека.
Всем нам знаком – подорожник большой. Он растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах. По нему ходят люди, животные, иногда ездят на велосипедах и машинах. Почва у дорог такая плотная, что её трудно раскопать. Но даже в таких условиях, подорожник растёт, цветёт, приносит семена. Для подорожника не опасно вытаптывание. Настой и сок из листьев подорожников применяются в медицине. Молодые листья идут на супы, салаты.
Широко распространён – одуванчик лекарственный. Он растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Отвар из его корней возбуждает аппетит. Молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе.
Клевер луговой, или красный – увидишь на каждом лугу. Это растение с красивыми красными цветками. Выращивают как кормовое растение. В начале и середине лета травы мягкие, сочные. В это время начинается заготовка сена. Сено – хороший корм для скота в зимнее время.
Мхи
Мхи – жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. У мхов не бывает корней, цветов и плодов с семенами. Но они имеют стебли и листья.
Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.
Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название. Это крупный мох высотой до 40сантиметров. И ещё до 12сантиметров – ножка с коробочкой, в которой созревают споры.
Сфагнум (торфяной мох) образует в сырых местах и на болотах пышные «подушки». Из их отмерших остатков образуется торф.
Маршанция стелется по земле. На ней вырастают удивительные маленькие «зонтики», которые служат этому мху для размножения.
Хвойные растения
Хвойные растения – это сосна, ель, лиственница, пихта, можжевельник. Они вечнозелёные. У них есть корень, стебель, листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.
Ель обыкновенная и сосна обыкновенная – наиболее известные хвойные деревья. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. У сосны хвоинки длинные, сидят парами. Шишки у ели вытянутые, у сосны короткие, более округлые. На площадях многих городов можно увидеть ель с голубоватой хвоей. Это ель колючая.
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозелёное, как ель и сосна. Каждую осень она сбрасывает свои листья – хвоинки, а весной распускает новые.
Пихта – похожа на ель, но хвоинки у пихты плоские. Шишки пихты торчат вверх, а не свисают вниз, как у ели. Зрелые пихтовые шишки не падают с дерева. С них опадают чешуйки, а на ветках остаются торчащие стерженьки, словно пики.
Можжевельник – это хвойный кустарник. Растёт в лесах. Его ветви покрыты очень колючими плоскими иголками. На некоторых можно увидеть синеватые шарики, похожие на ягоды. В них – семена можжевельника.
ДИКОРАСТУЩИЕ
КУЛЬТУРНЫЕ
ДЕРЕВЬЯ
КУСТАРНИКИ
ТРАВА
САД
ОГОРОД
ВОДОЕМ
ЛЕС
ЛУГ
ПАПОРОНИКИ
ВОДОРОСЛИ
ХВОЙНЫЕ
МХИ
ЦВЕТКОВЫЕ