1.Актуализация знаний. Мотивация | Мы отправимся с вами в удивительное Царство- это Царство растений. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны. - Каких представителей этого царства вы видите? (Слайд 1) - К какой группе растений их можно отнести? (Слайд 2) - Царство растений пришли вы познать, Их тайны и загадки придется отгадать. - Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет? - Какие утверждения верны, а какие нет? - Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении? (Слайд 3, 4, 5, 6, 7) - Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование? Где правде, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймешь Какая наука изучает растения? - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения,5-я - цветущие деревья, кустарники, травы. | Шиповник, сосна, тополь, смородина, одуванчик, папоротник. Дети называют соответствующие группы растений и в результате рядом с фотографией появляются названия групп Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия. - Изучить эти группы растений. - Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений. - Ботаника | ( на доске располагаются фотографии представителей различных групп) (появляются группы растений) Для создания проблемной ситуации используем прием загадки. На доске фотография растения и информация о нем. |
2. Исследование в малых группах | - На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? (Слайд 8) План 1.Прочитать текст 2.Рассмотреть гербарий, фотографии 3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы. | Высказывают свои предположения | |
3. Физминутка | Игра «Деревья, кустарники, травы». Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза. | Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие) | Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия учитель выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты |
4.Обмен информацией | Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение орган или не имеет. (слайд 9,10,11,12,13) | Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу. | Дать возможность каждой группе представить информацию. |
6.Связывание информации. Обобщение. | - Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений? (слайд 15) Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут. | Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения. | |
7. Подведение итогов. Рефлексия | - А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор? (Слайд 16) | Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения. | |