СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания "Сфера духовной жизни", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Сфера духовной жизни", 8 класс»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Глава II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема урока: Сфера духовной жизни

Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями совре­менного общества; характеризовать составляющие сферы духов­ной жизни.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человек; выделять и характеризовать компоненты духовной куль­туры; определять различия между материальными и духовными

ценностями; исследовать духовные ценности общества; прово­дить сравнительный анализ культуры общества и культуры лич­ности; характеризовать особенности духовной жизни России; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учеб­ной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

2) ре­гулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познава­тельной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;

3) познава­тельные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать ма­териал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в фор­ме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личност­ные УУД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 46 учебника.

(Ответы учеников.)

  1. Введение в новый материал

Человек стремится не только выполнять различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различаются материальная

и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.


Тема урока «Сфера духовной жизни».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)


План урока

  1. Духовная сфера жизни общества.

  2. Культура личности и общества.

  3. Развитие культуры в современной России.


Проблемные вопросы

  • Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

  • Почему нет «царского» пути в культуре?



  1. Работа по теме урока

Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями этого понятия.

Культура (от лат. cultura — возделывание) — 1) все созданное человеком, т. е. это сотворенная человеком «вторая природа»;

  1. все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценно­стей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготов­ления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).


  • Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать два-три слова, наиболее полно, по его мне­нию, характеризующих слово «культура».

(В ходе выполнения задания составляется перечень.)

Запись в тетради

Культура — это:

  1. совокупность материальных и духовных ценностей;

  2. то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;

  3. творчество, изменяющее жизнь.



  1. Духовная сфера жизни общества

Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввел в оборот метафору «культу­ра (совершенствование) души», «духовная культура». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусствен­ным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Мож­но сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.


  • Послушайте отрывок из рассказа американского писателя- фантаста.

Рабочий материал

Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало со­кровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титани­ческой цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевав­ших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни од­ного разумного существа, не осталось даже животных.



Вопросы к тексту

  • Является ли найденное оружие элементом культурного на­следия?

  • К какой культуре — материальной или духовной — оно при­надлежит?

(Ответы учеников.)


Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации — часть природного ландшафта, не более того. Та­кова мысль Шекли.

Под культурой обычно понимают:

  1. совокупность достижений и творчества того или иного на­рода;

  2. система сознательно приобретенных и передаваемых от по­коления к поколению значимых символов, идей, ценно­стей, верований, традиций, норм, правил поведения;

  3. характерные особенности жизни и деятельности определен­ных исторических общностей, групп населения;

  4. степень совершенствования в той или иной сфере человече­ской деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).


Культура неразрывно связана с обществом — она всегда со­циальна.


Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно го­ворить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с ду­ховной сферой общественной жизни.


Что можно отнести к материальной культуре, а что к куль­туре духовной?

(В ходе выполнения задания составляется схема.)





Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные осо­бенности духовной сферы от других сфер общества. Резуль­таты работы представьте наглядно.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)







Духовные ценности:

  1. долговечны;

  2. потребности в них безграничны;

  3. запечатлевают особенности личности их создателей. Духовная сфера отличается от других сфер общества.


  1. Культура личности и общества

  • Может ли культура развиваться отдельно от общества? (Ответы учеников.)

Внешняя культура проявляется в созданных человеком неоду­шевленных вещах. Внутренняя культура — это достояние и богат­ство человеческой личности.

  • Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.

(Проверка выполнения задания.)

Вывод. К подлинной культе ведет единственный путь — это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.

Что же представляет собой культурный человек?

Используя прием «облако мыслей», представьте графиче­ский портрет культурного человека.

(В ходе выполнения задания составляется схема.)






Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы поданному вопросу.)


  1. Развитие культуры в современной России

Мнения о развитии культуры в современной России доста­точно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.


Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 6 учебника, за­полните таблицу.

Первая группа определяет положительные черты развития культуры в современной России.

Вторая группа анализирует негативные черты развития куль­туры в современной России.



РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Положительные черты

Негативные черты

  1. Культурная жизнь отличается большим разнообразием.

  2. Общество освободилось от гос­подства одной идеологии.

  3. Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов.

  4. Многонациональность культуры России.

  5. Многообразие традиций, обы­чаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов

  1. Наличие низкопробных и ма­лохудожественных поделок.

  2. Засилье жестокости, кри­минальной романтики,секса на экранах телевизоров, кино­театров и в книжно-журнальной продукции.

  3. Отсутствие цензуры привело

к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами.

  1. Рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры















(Проверка выполнения задания.)

Вопросы для дискуссии

  • Кто должен финансировать развитие культуры в современ­ной России?

  • Хорошо или плохо то, что государство перестало быть един­ственным источником финансирования культуры?

  • Почему в сфере духовной культуры необходимы терпи­мость, уважение к культуре всех народов, забота о сохра­нении исторической памяти?

(Проводится мини-дискуссия.)



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 53, 54 учебника.

  2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Наш урок подходит к концу.

  • Что вы получили от этого урока?

  • Что чувствовали?

  • Что вас удивило?

  • За что вы можете себя похвалить?

  • За что вы можете похвалить одноклассников?


Продолжите фразы.

  • Я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...

  • Для меня было открытием, что...

Домашнее задание

  1. Прочитать § 6 учебника.

  2. Выполнить задания 3 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника (на выбор).

  3. Написать эссе на тему: «Если культуры нет у людей в серд­цах, то нигде больше ее быть не может» (Ж. Дюамель).



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!