Обществознание, 8 класс
Урок № 6
СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Д.З.: § 4, ?? (с. 36), задания (с. 36-37)
© А.И. Колмаков
Цели урока
Понятия, термины
- духовная сфера общества;
- культура;
- компоненты и формы,
- разновидности и функции культуры; религия;
- искусство
План урока
1. Духовная сфера общества.
2. Культура личности и общества.
3. Развитие культуры в современной России.
Духовная сфера = культура
1. Слово « Культура » ( от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
2. « Культура » - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
3. « Культура» - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог
М. Херсковиц
Компоненты культуры
Формы культуры
- Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
- Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
- Народная – анонимность, коллективность, первичность
- Экранная – видео, компьютеры
Разновидности культуры
- По мнению большинства исследователей разновидностей три :
- Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
- Субкультура (от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
- Контркультура (от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
Функции культуры
- Гуманистическая
- Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
- Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
- Познавательная (гносеологическая)
- Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
- Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
Религия (лат. Religae - связывать)
Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом
Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом
Функции религии
- Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
- Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
- Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
- Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
Религия существует в различных формах
Искусство- это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира
Мастерство
Творческая деятельность
Произведения искусства
Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором
ВИДЫ ИСКУССТВА
ВРЕМЕННЫЕ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
ЛИТЕРАТУРА
ДУХОВНО-
ПРИКЛАДНЫЕ
МУЗЫКА
АРХИТЕКТУРА
БАЛЕТ
СКУЛЬПТУРА
ДРАМА
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ЖИВОПИСЬ
ПАНТОМИМА
ЦИРК
ГРАФИКА
СИНТЕТИЧЕСКИЕ
Культура личности и общества
- Культура внешняя (создание человеком неодушевлённых вещей) и внутренняя (превращающаяся в достояние богатство человека);
- Пути постижения культуры: подлинный (самостоятельного глубокого проникновения в гуманистический смысл произведений) и поверхностный («коснуться до всего слегка учёным взглядом знатока»);
- Культурный человек – широкообразованный, порядочный, человечный
Духовная жизнь
Утверждение человеческого достоинства
в межличностном общении
Право человека на
духовную свободу
Человек способен быть нравственным,
справедливым, добрым, милосердным.
Каждый из нас является ценностью и
имеет право на уважение
В процессе жизни складываются
свои собственные взгляды
на жизнь - убеждения
Убеждения складываются
благодаря работе вашего ума,
вашим чувствам и оценкам
Человеческое достоинство есть
уважение к людям. Чувство
собственного достоинства
является формой самоконтроля.
Международный пакт о гражданских и
политических правах устанавливает
ограничение свободы мысли в двух
условиях: 1. На основании закона
2. В целях охраны общественной
безопасности
Человек ,обладающий чувством
собственного достоинства, общается
на равных, т.к. для него характерны
терпимость и самоуважение
Достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми –
нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении ,
а подлинно человеческое общение утверждает и развивает
чувство собственного достоинства
Развитие культуры в современной России
- Освобождение от господства одной идеологии;
- Государство перестало быть единственным источником финансирования культуры (коммерциализация культура: ++, --);
- Доступность массового пользования достижениями культуры;
- Уникальность российской культуры: многонациональность, многоконфессиональность, палитра традиций, обычаев, моральных норм, эстетических вкусов
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
2. Что представляет собой духовная сфера?
3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?