СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 6. Сфера духовной жизни и её особенности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Сфера духовной жизни и её особенности" предназначена для учителей и учащихся 8 класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 8 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 6. Сфера духовной жизни и её особенности.»

Обществознание, 8 класс Урок № 6 СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ  И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ Д.З.: § 4, ?? (с. 36), задания (с. 36-37) © А.И. Колмаков

Обществознание, 8 класс

Урок № 6

СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

Д.З.: § 4, ?? (с. 36), задания (с. 36-37)

© А.И. Колмаков

Цели урока

Цели урока

    Понятия, термины духовная сфера общества; культура; компоненты и формы, разновидности и функции культуры; религия; искусство

    Понятия, термины

    • духовная сфера общества;
    • культура;
    • компоненты и формы,
    • разновидности и функции культуры; религия;
    • искусство
    План урока 1. Духовная сфера общества. 2. Культура личности и общества. 3. Развитие культуры в современной России.

    План урока

    1. Духовная сфера общества.

    2. Культура личности и общества.

    3. Развитие культуры в современной России.

    Духовная сфера = культура  1. Слово « Культура » ( от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» 2. « Культура » - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком 3. « Культура» - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог  М. Херсковиц

    Духовная сфера = культура

    1. Слово « Культура » ( от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

    2. « Культура » - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком

    3. « Культура» - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог

    М. Херсковиц

    Компоненты культуры

    Компоненты культуры

    Формы культуры Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей Народная – анонимность, коллективность, первичность Экранная – видео, компьютеры

    Формы культуры

    • Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
    • Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
    • Народная – анонимность, коллективность, первичность
    • Экранная – видео, компьютеры
    Разновидности культуры По мнению большинства исследователей разновидностей три : Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества Субкультура (от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.) Контркультура (от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

    Разновидности культуры

    • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
    • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
    • Субкультура (от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
    • Контркультура (от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре
    Функции культуры Гуманистическая Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной Познавательная (гносеологическая) Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней

    Функции культуры

    • Гуманистическая
    • Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
    • Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
    • Познавательная (гносеологическая)
    • Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
    • Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней

    Религия (лат. Religae - связывать) Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

    Религия (лат. Religae - связывать)

    Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом

    Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

    Функции религии Мировоззренческая - создание религиозной картины мира Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих

    Функции религии

    • Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
    • Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
    • Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
    • Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих

    Религия существует в различных формах

    Религия существует в различных формах

    Искусство- это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира Мастерство Творческая деятельность Произведения искусства Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором

    Искусство- это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира

    Мастерство

    Творческая деятельность

    Произведения искусства

    Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором

    ВИДЫ ИСКУССТВА ВРЕМЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРА ДУХОВНО- ПРИКЛАДНЫЕ МУЗЫКА АРХИТЕКТУРА БАЛЕТ СКУЛЬПТУРА ДРАМА ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИВОПИСЬ ПАНТОМИМА ЦИРК ГРАФИКА СИНТЕТИЧЕСКИЕ

    ВИДЫ ИСКУССТВА

    ВРЕМЕННЫЕ

    ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

    ЛИТЕРАТУРА

    ДУХОВНО-

    ПРИКЛАДНЫЕ

    МУЗЫКА

    АРХИТЕКТУРА

    БАЛЕТ

    СКУЛЬПТУРА

    ДРАМА

    ТЕХНИЧЕСКИЕ

    ЖИВОПИСЬ

    ПАНТОМИМА

    ЦИРК

    ГРАФИКА

    СИНТЕТИЧЕСКИЕ

    Культура личности и общества Культура внешняя (создание человеком неодушевлённых вещей) и внутренняя (превращающаяся в достояние богатство человека); Пути постижения культуры: подлинный (самостоятельного глубокого проникновения в гуманистический смысл произведений) и поверхностный («коснуться до всего слегка учёным взглядом знатока»); Культурный человек – широкообразованный, порядочный, человечный

    Культура личности и общества

    • Культура внешняя (создание человеком неодушевлённых вещей) и внутренняя (превращающаяся в достояние богатство человека);
    • Пути постижения культуры: подлинный (самостоятельного глубокого проникновения в гуманистический смысл произведений) и поверхностный («коснуться до всего слегка учёным взглядом знатока»);
    • Культурный человек – широкообразованный, порядочный, человечный
    Духовная жизнь Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении Право человека на духовную свободу Человек способен быть нравственным, справедливым, добрым, милосердным. Каждый из нас является ценностью и имеет право на уважение В процессе жизни складываются свои собственные взгляды на жизнь - убеждения Убеждения складываются благодаря работе вашего ума, вашим чувствам и оценкам Человеческое достоинство есть уважение к людям. Чувство собственного достоинства является формой самоконтроля. Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает ограничение свободы мысли в двух условиях: 1. На основании закона 2. В целях охраны общественной безопасности Человек ,обладающий чувством собственного достоинства, общается на равных, т.к. для него характерны терпимость и самоуважение Достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми – нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении , а подлинно человеческое общение утверждает и развивает чувство собственного достоинства

    Духовная жизнь

    Утверждение человеческого достоинства

    в межличностном общении

    Право человека на

    духовную свободу

    Человек способен быть нравственным,

    справедливым, добрым, милосердным.

    Каждый из нас является ценностью и

    имеет право на уважение

    В процессе жизни складываются

    свои собственные взгляды

    на жизнь - убеждения

    Убеждения складываются

    благодаря работе вашего ума,

    вашим чувствам и оценкам

    Человеческое достоинство есть

    уважение к людям. Чувство

    собственного достоинства

    является формой самоконтроля.

    Международный пакт о гражданских и

    политических правах устанавливает

    ограничение свободы мысли в двух

    условиях: 1. На основании закона

    2. В целях охраны общественной

    безопасности

    Человек ,обладающий чувством

    собственного достоинства, общается

    на равных, т.к. для него характерны

    терпимость и самоуважение

    Достоинство человека и подлинно человеческое общение между людьми –

    нерасторжимые понятия. Достоинство реализуется лишь в общении ,

    а подлинно человеческое общение утверждает и развивает

    чувство собственного достоинства

    Развитие культуры в современной России Освобождение от господства одной идеологии; Государство перестало быть единственным источником финансирования культуры (коммерциализация культура: ++, --); Доступность массового пользования достижениями культуры; Уникальность российской культуры: многонациональность, многоконфессиональность, палитра традиций, обычаев, моральных норм, эстетических вкусов

    Развитие культуры в современной России

    • Освобождение от господства одной идеологии;
    • Государство перестало быть единственным источником финансирования культуры (коммерциализация культура: ++, --);
    • Доступность массового пользования достижениями культуры;
    • Уникальность российской культуры: многонациональность, многоконфессиональность, палитра традиций, обычаев, моральных норм, эстетических вкусов
    Контрольные вопросы 1. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира? 2. Что представляет собой духовная сфера? 3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека? 4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

    Контрольные вопросы

    1. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?

    2. Что представляет собой духовная сфера?

    3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

    4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?