СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме: " Что такое добро?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на учащихся 6 классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 6 классе по теме: " Что такое добро?"»

Конспект урока обществознания по теме: «Что такое добро?»

Цель: 

1. Развитие представлений учащихся о добре и зле;

2. Воспитание стремления совершать добрые дела, воспитывать культуру общения. Формирование нравственных ценностей: добра , скромности, милосердия, дружелюбия, честности.

3. Развивать умение формулировать определение понятия, работать в группе; способствовать формированию самостоятельного мышления Задача : на доступном возрасту уровне подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация ; картина Рембрандт ванн Рейна « Возвращение блудного сына», карточка с пословицами и поговорками, 2 чистых листа А-4, рабочие листы, цветные карандаши, дерево ДОБРА Основные термины: добро, зло, мораль.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

Придумано кем-то — просто и мудро
При встрече здороваться Доброе утро!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Да, ребята, вы правы. Итак, тема нашего урока: “Что такое добро

Как вы думаете, какая главная цель нашего урока?

Как достичь нашей цели?

- Сегодня мы поговорим о добре; дадим определения Добра; приведём примеры добрых дел и постараемся сами приумножить в мире Добро.


2. Стадия осмысления

Что такое Добро? – этот вопрос интересовал и интересует до сих пор всё человечество.

Напишите слова-ассоциации к слову – ДОБРО на лучах и прикрепите эти лучи к солнцу.

А почему я выбрала солнце?

Добро- это солнце, потому что солнце нам дает тепло, радость, улыбку.


Назовите однокоренные слова к слову «добро»

Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.

Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.

Добродетель - высокая нравственность.

Добронравие - хороший нрав.

Добросердечность - ласковое, доброе сердце.

Добряк - добрый человек.

Вот как много однокоренных слов.

Припомните словосочетания со словом «добро».

Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. А еще часто говорят : Добрый молодец.

Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память.


У вас на партах несколько определений понятия Добро. Ознакомьтесь, как раскрывают его авторы? Подчеркните в каждом высказывании 2 основных слова.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый - Добро – прежде всего – счастье всех людей СПАСИБО

Филолог Ожегов Сергей Иванович - Добро – все положительное, хорошее, полезное. ХОРОШО

Соловьев Владимир Сергеевич, философ Добро – это то, что приближает к идеалу КАК ТОЧНО.

Бердяев Николай Александрович , философ.- Добро – совершать благие намерения, без какой либо корыстной цели и выгоды для себя. ИСТИННЫЙ ФИЛОСОФ.

БЛАГОДАРЮ ВАС.

Что общего в этих определениях?


Ребята, пробегите ещё раз глазами все определения. А как бы Вы определили, что такое Добро? Поработайте пожалуйста в группах и напишите своё определение Добра.

Как Вы его понимаете!

- Посмотрим, что у Вас получилось. Прочитайте ваши определения? (Спасибо .Очень интересно. Достаточно мудро. Здорово. Ново. Содержательно..)


Продолжите фразу - Добрый человек – это тот,

  • кто любит людей

  • готов в трудную минуту прийти им на помощь.

  • любит природу и бережет ее.

  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

  • кто всегда доброжелателен к людям

  • кто думает не только о себе, но и о других.


Назовите антоним к слову Добро.

А что такое зло?

В словаре Ожегова - «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»


Послушайте « Притчу о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?


- Что же произойдёт, если всё это Добро поместить на одну чашу, а Зло на другую. Перед нами равновесие. Но случается и так..

- Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов “добра”. Назовите пожалуйста, какие добрые дела вы совершили….

Дети подходят по одному к дереву, говорят о своём добром деле и прикрепляют в дерево плоды.

Положите своё Доброе Дело на чашу весов. МОЛОДЦЫ, Спасибо! Хорошо!

Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”.

- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в целый океан.


- Давайте пофантазируем и представим себе добро. Как на ваш взгляд оно выглядит?


А теперь давайте попробуем нарисовать картину жестами. Нарисуйте доброе мирное небо. Пушистые облака. Яркое солнце. Стаю голубей. И вдруг начался тёплый весенний дождь. Пробивается молодая зелёная трава. И назовите вашу картину ДОБРО.


Современная притча

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.

«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.

Мудрец ответил:

Работа в группах:

Ответ мудреца:

"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".


- А для чего нужна доброта?

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.


Как вы считаете, трудно ли быть добрым?

Надо ли учиться доброте?

Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Предлагаю вам игру « Шанс и выбор».

В этом лукошке карточки с ситуациями, тот, кто берет карточку, должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь, и принять решение, использовать ли этот шанс.

Ситуации:

  1. Из сумки впереди идущего человека падает кошелек.

  2. К тебе пришла одноклассница поздравить с днем рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.

  3. Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.

  4. Товарищ жалуется, что с ним никто не дружит. Ты знаешь, что это так.

  5. В общественном транспорте вам на ногу наступили.


Дерево «Добра»

Все в нашей жизни взаимосвязано. Это особенно заметно в так называемом эффекте бумеранга. Что такое бумеранг,? Это метательное орудие, имеющее свойство возвращаться, пролетев некоторое расстояние. Тот же эффект проявляется в в наших поступках.

Ответьте на вопросы и прикрепите плоды к дереву добра

Отнять у младшего деньги. Это…(Насилие).

Помочь старушке перейти дорогу. Это…(Милосердие).

Подарить маме цветы в день рождения. Это…(внимательность).

Ударить ногой собаку. Это…(жестокость).

Помочь однокласснику в учебе. Это…(доброта).

Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище. Это…(злоба).

Помочь маме в домашних делах. Это…(забота).

Отвести домой заболевшего друга. Это… (сострадание).


Видите, Дерево благодаря вашим усилиям покрылось плодами, и заметьте: плодов добра больше, чем плодов зла. А это - закон жизни: ведь если бы зло преобладало в мире, жизнь на планете просто прекратилась бы.


В чём же заключается тот самый эффект бумеранга?

Каждый человек ежедневно бросает десятки таких бумерангов. Это - его слова и поступки. И они вернутся, причём иногда их возвращение бывает в несколько раз более сильным.

Почему же добро побеждает зло?

Зло - это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать. У зла мало друзей, зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Будьте бережными друг к другу.

Помните, что все ваши слова и поступки отражаются на людях. Проверяйте себя: не причиняете ли вы окружающим неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легко, когда вы рядом.


Обсуждение ситуаций.

Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? - спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? - спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

1. Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?

2. Какой он - обыкновенный человек? (добрый, заботиться о других, помогает…)


А продолжим наш урок игрой «Волшебные слова»

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)


Вспомнить употребление вежливого обращения со словом добро .

1.Будьте добры - форма вежливого обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните позже».

2. «Доброго вам здоровья!» - приветствие с пожеланием благополучия.

3. « В добрый час»!- пожелание удачи.

4. « В добрый путь!» - пожелание успеха в каком-либо начинании.

5. От доброго сердца - из добрых побуждений, без злого умысла.

6. Поминать добром (добрым словом) - вспоминать, хорошо с благодарностью отзываться, говорить, думать и т. п.

7 Добро пожаловать - приветствие, вежливое обращение зайти.

- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете - от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом - спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

«Доброе слово и кошке приятно»- гласит народная мудрость, а как часто мы говорим добрые слова благодарности, любви, признательности? Уж если кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное, злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть. Даже ошеломить.

Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу.


Работа в группах.

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах.

Ребятам раздаются пословицы о добре, разделенные на две части. Каждой группе надо сложить пословицы воедино и объяснить их смысл.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. Худо тому, кто добра не делает никому.

5.Про доброе дело говори смело

6.Доброе дело сильнее слов.

7.За добро добром платят

8.Доброе слово дороже богатства

9.Не ищи красоты, ищи доброты.

10.При солнышке тепло, при матушке добро

11.Мир не без --------------------- добрых людей.

12.Доброе слово человеку –-------- что дождь в засуху.

13.«Худо тому, кто -------------------добра не делает никому»

14.Доброе дело и в воде не тонет.

15.Доброго чтут, а злого не жалуют.

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше.

Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.

- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.


А теперь давайте перенесемся в Картинную галерею. Рембрандта (1606—1669) «Возвращение блудного сына».( Сл.19-20). Опишите картину.

Репродукция картины Рембрандта (1606—1669) «Возвращение блудного сына». Сюжет взят из Нового Завета, где изложена «Притча о блудном сыне»

Было у отца два сына. Однажды младший сын попросил у него часть принадлежавшего ему имения. Отец не стал сопротивляться и отдал все, что ему было положено. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть наследства, уехал в дальние края. Совсем не заботясь о завтрашнем дне, он очень быстро растратил все свои богатства, и когда в городе наступил голод, стал сильно нуждаться в пропитании.

Для того чтобы хоть как-то прожить, он устроился на работу к одному из местных жителей и стал пасти его свиней. Этот парень был рад питаться едой для свиней. Совсем изможденный голодом и нищетой, он вдруг вспомнил об отце и вернулся к нему. В это же время возвращался с полевых работ старший сын. Когда старший сын возвращался с полевых работ, то услышал ликование, пение и был очень удивлен. Когда отец позвал его к столу, старший сын выразил ему свою обиду, ведь за столько лет верного служения отец никогда не зарезал для него даже козленка, чтобы он повеселился со своими друзьями. А тут откормленного теленка отец не пожалел для того, кто прокутил все свое наследство и вернулся ни с чем. Отец же успокоил его и сказал: "Ты всегда рядом со мною, и все мое - твое, а сейчас нам всем надо радоваться тому, что твой младший брат нашелся живым и невредимым".-

Человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын, слово «блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути».


Какие чувства испытывает отец?

Какие чувства испытывает его сын?

Учитель: - Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов исправиться, загладить свою вину. Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить.

Можно сделать вывод: все это и есть добрые чувства и они открывают путь к добрым поступкам. В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» - «Пропадал и нашелся» — это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»? - Отец имел в виду не физическую смерть сына. Речь идет о духовной, моральной смерти сына, который погряз в разгульной жизни и растратил состояние, нажитое отцом. В конце концов, он понял, что вел себя плохо, раскаялся, просил прощения. И душа его ожила


А почему, как вы думаете, отец простил своего сына? Да, он любит его, он старше и мудрее его. И ваши родители тоже всегда прощают вам все ваши шалости и обиды. Значит, доброта это-..(ответы уч-ся Доброта всегда связана с умением прощать)

И вы должны стараться не совершать необдуманные и плохие поступки, не огорчать тем самым своих родных и близких.


Давайте попробуем выработать свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам:

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

  2. Делать добро для близких, друзей.

  3. Не завидовать.

  4. Не грубить

  5. Помогать людям

  6. Защищать слабого.

  7. Делиться последним с другом.

  8. Прощать ошибки другим.

Давайте зачитаем ваши правила.

- Каким делает человека доброта?

Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.

IV. Закрепление

Ребята! Возьмите в ладони бабочки, и послушайте одну древнюю легенду.

(под музыку) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Как Вы думаете, что ответил мастер? ...

—А мастер ответил: Всё в твоих руках.

Действительно: Ребята всё в ваших руках!

Ежегодно в нашей стране проводится Акция “Весенняя Неделя Добра”. Я предлагаю Вам принять в ней участие. На ваших столах знак “Доброе сердце”

Напишите пожалуйста – доброе дело, которое вы обязательно совершите в будущем и прикрепите на наше большое Доброе Сердце.


Синквейн

Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Радость

V. Обобщение.

- Наш урок подходит к концу. А сейчас давайте вспомним, о чем мы с вами размышляли на уроке, о чем задумались.

« Незаконченное предложение»

1.сегодня я узнал…

  1. я понял, что…

  2. меня удивило…

  3. мне захотелось…

  4. мне было трудно…

  5. больше всего мне понравилось…

Если у вас было ,хорошее веселое настроение в течении урока прикрепите стикер к солнышку.

А если вы грустили, что –то у вас не получалось к тучке.


Тест

VI .Домашнее задание

1. Продолжить сказку

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».


А в заключение нашего урока я предлагаю всем вместе спеть песню «Дорогою добра»

Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека».

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ - И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

































В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко-доброта. Добрый человек любит детей, животных, птиц и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце.

- Сделайте смайлики. Напишите добрые слова и подарите своему соседу


































Дополнительный материал:

1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?

-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.

-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.

- Почему вы выбрали именно этот вариант?

2. Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в цирк удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу сама решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руки те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по - другому».

- Как ты поступишь?

- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.

- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.

- Подниму руку, что не пойду.

- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.

-Объясни выбранный вариант.

3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.

-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.

-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью «Поспешай делать добро»?


VII. Самоанализ. Оценки.


Выполняем задания.

1.Найдите 2 лишних слова: раскаяние, жалость, прощение, помощь, месть, похвала, искупление, унижение, справедливость. Объясните свой выбор.

2. Найдите однокоренные слова к словам «добро» и «зло».

та

желательность

Д обро вольно

порядочность

душность

совестность




вредный

сть

деяние

З ло дей

радство

речивый

словие


Группа 2.

История вторая.

Согласно библейскому сказанию первыми людьми на земле были Адам и Ева. У них было 2 сына. Старшего звали Каин, а младшего Авель. Каин был злой, жестокий и очень завистливый. Даже птицам завидовал, что умеют летать.

Авель был добрый, ласковый. Он играл на свирели и пел песни. Это были первые песни на Земле.

Однажды холодной ночью братья решили разжечь костер. Каин старался-старался не смог зажечь хворост. Не слушался огонь злых каиновых рук.

Авель же добрыми своими руками быстро зажег огонь. Тепло стало, весело. Позавидовал Каин брату своему, поднял с земли камень и убил его.

В страхе убежал Каин с места преступления. Идет по лесу, а деревья шепчут: «Каин, а где твой брат Авель?». Бежит под звездами, а звезды звенят: «Каин, где твой брат?». И птицы кричат то же.

«Разве я сторож брату своему?» - с вызовом ответил Каин. Но он уже понял, что не уйти ему от ответа, возмездия.

Так и случилось: люди возненавидели Каина вовеки веков. Его имя стало олицетворением зла, зависти. Злого, жестокого, завистливого человека люди зовут «Каин».

Вопросы.

  1. Кем стал Каин?

  2. Кто осуждал его действия?

  3. Как вы относитесь к Каину?


Группа 3.

История третья.

Высиживая птенцов, голубь ненароком толкнул одно яичко из гнезда, и оно упало на траву. Неподалеку оказалась змея, она мигом высосала яйцо. Рассердился голубь и решил ей отомстить. Улучив момент, он подлетел к змеиной кладке и утащил одно яйцо. «Пусть теперь мучается, как я когда-то!» - сказал голубь. Отнёс змеиное яйцо в гнездо, положил рядом с голубиным и стал согревать их теплом своего тела…

Вопросы.

  1. Оцените поступки голубя и змеи с точки зрения добра и зла?

  2. Чей поступок безнравственный?

Если у вас было ,хорошее веселое настроение в течении урока прикрепите стикер к солнышку.

А если вы грустили, что –то у вас не получалось к тучке.

Круг «От сердца к сердцу».

Сегодня все очень активно работали.

И теперь давайте еще раз докажем, что нужно быть добрым и совершать только добрые поступки.

Возьмите свои солнышки- добра подарите кому хотите.


- Озвучьте пожалуйста. (А кто хочет поделится своей мечтой?)..

КРЕПЛЮ сердечко “.


Итоговый тест

1. Какое слово лишнее : вежливый, добрый, грубый

А) добрый

Б) грубый

В) вежливый


2. Продолжите пословицу «Доброе дело-……

А) добром отзовется

б) злом отзовется

в) никогда не делай


3. Представьте что вы едите в автобусе зашла бабушка , как вы поступите

А) уступлю место

Б) буду сидеть на своем месте

В) отвернусь и буду продолжать сидеть


4.Какое из определения Добра неправильное?

А) Добро – это все хорошее и полезное

Б)Добро – это добрые поступки человека.

В)Добро- это лень, неуважение друг к другу.



5. Выберите из данных поступков, который нельзя назвать добрым

А) помочь маме

Б) ударить товарища

В) одолжить карандаш другу


МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ЦЕНТР ««Лабиринтов»


3)Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Дать списать домашнее задание

В. Опоздать на неинтересную встречу

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

А. обман

Б. насилие

В. взаимопомощь

Г.унижение

5)Что является последствием злых дел?

А. дружба

Б. радость

В. вражда

Г. мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

Б. жить в мире

В. Дружить




Обобщение.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".


Домашнее задание

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»


- В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.


Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик).

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!

Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло

Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.