СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Обстоятельство"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Обстоятельство"»



Обстоятельство

Урок в 5 классе № Дата______

Цели урока: создать условия для формирования лингвистической компетенции уч-ся через ознакомление уч-ся  с одним из видов второстепенных членов предложения – обстоятельством, через формирование умений составлять алгоритм ответа и находить обстоятельства в предложении, ставить  к ним вопросы, определять их роль в предложении, графически обозначать, через формирование умения обобщать полученные данные и делать выводы, самостоятельно употреблять  обстоятельства в речи, что будет способствовать формированию познавательного интереса к русскому языку, формированию критического мышления учащихся

УУД: Л. Учатся оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

П. Находят обстоятельства и выделяют их графически.

К. Учатся участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Р. Учатся прогнозировать результаты деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Оборудование: учебник, эпиграф, раздаточный материал


Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло вам новые открытия.  

        Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».

                                                                                                                    Л.Н. Толстой.

А. Стадия «ВЫЗОВА», мотивация

 - пробуждение интереса к изучаемой теме;

- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

- побуждение уч-ся к активной деятельности

- Урок начнем с того, что погадаем на ромашке.

Необходимо ответить, верное или неверное утверждение. Желающие по очереди отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки

   - Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

   - Подлежащее – это второстепенный член предложения.

   - Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

   - Дополнение и определение - это второстепенные члены предложения.

   - Распространенные предложения состоят только из главных членов.

   - Дополнение обозначает признак предмета.

  - Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?

Б.  Проблемная ситуация


Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.

- Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. (1 группа – части речи, 2 группа – члены предложения)  

Прилагательное

Глагол



Существительное

Наречие

Местоимение

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение


Обстоятельство


- Какой новый термин вы встретили? (обстоятельство)

Сформулируйте  и запишите тему нашего урока. 

Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов в предложении?

Значит, обстоятельство – это второстепенный член предложения (прикрепить напечатанный лист)

      2. Этап целеполагания. «Корзина идей»

 Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

- Учитель подводит итог.   Узнаем, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается, какова его роль в предложении.

- Попробуем вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству.

- Что, по-вашему, оно обозначает? На какие вопросы отвечает? Какими частями речи выражается?

3.  Этап осмысления. Изучение материала

А).  Прочитайте текст.

Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца.
Осенний лес 
радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.

2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.

Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.

Запись на доске и в тетрадях:

3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем выражается. (прикрепить распечатанные части правила)

Когда?

осенью

время

Как?

удивительно

способ действия

Где?

здесь

место

Как?

заботливо

способ действия

Как?

причудливо

способ действия

Как?

радушно

способ действия

Где?

на полянках

место

Откуда?

из-под кустиков

место

– Что обозначают обстоятельства?

– На какие вопросы они отвечают?

– Чем выражаются обстоятельства?


4. Работа с учебником. Чтение правила в учебнике, 124

- Ребята, откройте учебники на стр. 124 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. (Обстоятельства бывают времени, места, образа действия).

5. Обсуждение правила, выводов учащихся. Корзина идей (проверить предположения уч-ся)

Физкультминутка.

А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с рукавицы. Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке сосны сидит снегирь. Налево, под ёлкой, сидит заяц. Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. 

6. СОСТАВИМ КЛАСТЕР      

Обстоятельство

Существительное с предлогом Наречие

           

Времени

Когда? Как долго?

Места

Где? Куда? Откуда?

Образа действия

Как? Каким образом?

Фронтальное обсуждение кластера.

- Сформулируйте ещё раз задачи нашего урока.

Ученики проговаривают задачи урока. Какие мы уже выполнили?

 Какие будут соображения по дальнейшему ходу урока?

7.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 Нужно научиться находить обстоятельства в произведении и употреблять в речи, узнать, какую роль они выполняют.

а). Работа с текстами.

Красива весна в России. Это время года любимо многими поэтами и писателями.

Найдите в поэтичеких текстах обстоятельства, пользуясь алгоритмом.


А.А. Фет
Мама! глянь-ка из окошка – 

Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.


Иван Захарович Суриков

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.



А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль


играют обстоятельства в произведении? ( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)

б). Творческая работа

      Группа ребятишек шагает … .    … бежит чёрный пёсик. Он тоже рад весне. Вот он смотрит … и принюхивается.  Мальчики …. разговаривают, … размахивая руками. Они так  …  ждали весенних каникул.

  Смотришь на этих ребят и становится … .

         

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

 Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.

- Возвращаемся к задачам нашего урока. Все ли задачи выполнены?

- А я хочу узнать, комфортно ли вам было на уроке?

- Что вам понравилось?

- Какие задания были для вас трудными?

Прием «Толстый и тонкий вопросы». 

-  Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе изучения материала, составьте  2-3 тонких и толстых вопроса,  связанных с темой урока.

А я напоследок  предлагаю вам рифмованное правило.

На вопросы: ГДЕ? КОГДА?

     КАК? ОТКУДА? и КУДА?

 Обстоятельство всегда даст тебе ответ.

- Итак, обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? Когда? и обозначает …   . (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

9. Домашнее задание: правило, стр. 124, упр. 516 (на «3»-переписать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки) (на «4, 5» - подчеркнуть обстоятельства, написать сверху вопрос, назвать синоним слова ХОДИКИ)

.

Игра по развитию речи “Одень матрешку!” (устно) Если успеем!

“Матрешка” - это нераспространенное предложение, которое надо одеть с помощью второстепенных членов предложения.

Образец: Дуб растет. Дуб растет на поляне. Дуб растет на лесной поляне…

Солнце село..


Что обозначает?

Признак действия, признак другого признака

На какие вопросы отвечает?

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Чем выражается?

Существительным, существительным с предлогом, наречием




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!