Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «гласный звук».
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с гласными звуками
Развивающие: содействовать развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, развивать устную речь, произвольное внимание, мышление, память.
Воспитательные: формировать познавательную активность обучающихся, воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал, мультимедийная доска, компьютер, карточки
Ход урока:
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Арина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок. Проверьте свою готовность к уроку. На ваших столах должны лежать учебник, тетрадь и ручка.
Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке у нас все получилось? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга).
Актуализация знаний
Что такое алфавит? (все буквы русского языка, расположенные в определенном порядке)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Назовите все буквы алфавита по порядку.
Когда вам пригодилось знание алфавита? (в словарях слова расположены по алфавиту)
(На доске записаны буквы)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И
Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (М — обозначает согласный звук.)
Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)
А как определить гласный звук? (затруднение)
Выявление места и причины затруднения
Чего мы не знаем? Каких знаний нам не хватает? (мы не знаем, как определять гласный звук)
Построение проекта выхода из затруднения.
Предположите, о чем пойдет речь на уроке? (о гласных звуках)
Все верно, тема нашего урока «Гласные звуки». А какую цель мы можем перед собой поставить? (узнать, как определить гласный звук)
Реализация построенного проекта
Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв: У, Я, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И)
Напишите их.
Сколько гласных звуков в русском языке? (6 гласных звуков: У, А, Ы, О, Э, И)
Произнесите гласные звуки.
Почему так? Какие гласные буквы нельзя назвать звуками? Вспомнить, когда эти буквы обозначают 2 звука.
Какие из данных букв обозначают гласный звук и указывают на твердость предшествующего согласного звука? (а, о, у, ы, э)
На мягкость? (е, ё, ю, и, я)
А сейчас откройте учебники на стр. 59 и прочитайте, что написано в оранжевом прямоугольнике, как определить гласный звук.
Назовите первый признак гласных звуков, второй, третий.
Давайте проверим, действительно ли при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно.
(Учитель предлагает пропеть гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э].)
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Физминутка для глаз
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
А сейчас откройте учебник на стр. 59 и посмотрите на упражнение №3. Подумайте, какой гласный звук выбрал для распевки каждый участник хора.
Посмотрите на слова на доске. Поработайте в парах и придумайте новые слова заменив одну гласную. Запишите в тетрадь что у вас получилось.
Сон (сын) дом (дым) суд (сад) мел (мыл) пол (пил) кит (кот) лак (лук) сук (сок)
Упражнение №5.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание на карточках. Необходимо в каждом слове поставить ударение, зеленым подчеркнуть гласные звуки, смягчающие предшествующий согласный, синим – звуки, указывающие на твердость.
Скоро из теплых стран прилетят скворцы и грачи.
После того, как все обучающиеся справятся с задание на доске будет показан эталон.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Игра «Да – нет». Я прочитаю вам предложения. Вы будете отвечать мне с помощью сигнальных карточек: зеленый – вы со мной согласны, красный цвет – нет.
Звук – это то, что мы видим. (Нет)
Буква — это то, что мы пишем. (Да)
Звуки бывают только гласными. (Нет)
Звуки бывают гласными и согласными. (Да)
[а], [о], [у] – это гласные звуки. (Да)
Гласные звуки нельзя пропеть. (Нет)
Итог урока
Ребята, давайте вспомним какую цель мы поставили в начале урока? (узнать, как определить гласный звук)
Мы достигли ее? Как определить гласный звук?
Рефлексия учебной деятельности
А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Кто доволен своей работой, нарисуйте улыбающийся смайлик на ваших листах самооценки, у кого были затруднения, грустный смайлик.
Вы сегодня хорошо поработали! Спасибо вам!