СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамотности в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамотности в 1 классе»

Урок обучения грамоте ( чтение) в 1 классе.

Тема урока: Звуки [ т ], [ т'], буквы Т,т.

Тип урока: урок усвоения новых знаний



Цель урока: создание условий обучающимся для успешного усвоения умений различать звуки [т], [т’] в словах и записывать эти звуки буквой «Т»;



Задачи урока:

Образовательная: по алгоритму давать характеристику изученным звукам; формировать навык правильного слогового чтения слов, предложений с изученными буквами; обогащать словарный запас, развивать выразительность и сознательность чтения; развивать фонематический слух и артикуляционный аппарат.

Развивающая: развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, умение слушать друг друга.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к окружающему миру; формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; учить связывать свой личный жизненный опыт с содержанием прочитанного произведения.

Познавательные: формировать умение различать гласные и согласные звуки, умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пользоваться моделями; обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, внимание, умение анализировать, выделять признаки сходства и различия, строить логическую цепочку рассуждений; развивать познавательные интересы.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель урока и отдельного задания; составлять план и последовательность действий; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать речь других людей, точно и полно выражать свои мысли, умение работать самостоятельно.

Элементы современных образовательных технологий: здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности), проблемное обучение (частично-поисковое), личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная технология.

Оборудование:

Презентация «Звуки [ т ], [ т'], буквы Т, т», компьютер, проектор, учебник «Азбука» для 1 класса, автор В. Г. Горецкий. В. А. Кирюшкин…., «лента букв», сигнальные карточки (твердые, мягкие звуки), счётные палочки, сигнальные карточки «светофор» для самооценки, наглядность - предметные картинки с иллюстрациями.











Технологическая карта урока.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопре-деление к учебной деятельнос-ти.

(организационное начало)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок!

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.



Личностные:

принимать роль ученика; формировать интерес к учению

2.Актуали-зация опорных знаний и мотивация.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового материала.

-Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок?

1. Речевая разминка.

Дыхательная гимнастика.

Представьте себе, что у вас на ладошке пушинка, давайте подуем на неё нежно, с лёгкостью.

А теперь дуем на неё отрывисто.

А сейчас быстро, чтобы пушинка улетела далеко.

● Вдох носом, выдох через рот

● Вдох, задержка дыхания, выдох

● Вдох, выдох по порциям

Самолеты взлетают: у-у-у-у

Тигр рычит: р-р-р-р

Машины едут: ж-ж-ж-ж


2.По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.

-Ребята, давайте вспомним, с какими буквами мы уже познакомились.

-Что общего в этих буквах?

нск


- Чтение ряда гласных.

(Учащиеся читают гласные с ударением на одном из них)

АОУЫИ


-А какие буквы живут в красном домике?


-Почему звуки гласные?



-Какие буквы гласных живут на верхнем этаже?




-А какие буквы гласных живут на нижнем этаже?




У ребят « светофор»

(зеленый - хорошее настроение, желтый -настроение не очень хорошее; красный- плохое настроение).





выполнение

дыхательной гимнастики.














а, о, у, ы, и, н, к, с;



они все согласные.





буквы гласных;




потому что произносятся с

голосом, без преград, образуют слог;


это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного;



это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного;


Регулятивные:

принимать цель учебной деятельности путем её осознания; проявлять инициативность.


Познавательные:

формировать умение различать гласные и согласные звуки.


Коммуникативные:

уметь слушать собеседника. Уметь выражать свои мысли.

3.Постанов-ка цели и задач урока.

«Открытие» детьми новых знаний.


Постановка цели и задач урока.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Отгадайте загадки:

1). Выделение звука [ т].

Этот зверь живет лишь дома , с этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится: Угадали? Это…

- Произнесите еще раз это слово и поймайте последний звук.


- Охарактеризуйте этот звук.



-Докажите, что он согласный .

(Показ картинки с изображением кота)


2). Развитие речи.

- У кого из вас живет дома кот?

- Как его зовут?

- Что любит делать ваш кот?

3). Выделение звука [ т'].

-Давайте прочитаем, как же зовут нашего кота?


- Произнесите имена детей Тима и Тома послушайте первый звук. Какой это звук?


-Кто догадался, какова тема урока?

Значит,цеь урока-….



- Какой буквой обозначаются на письме звуки [т], [т’]?


4).Составьте звуковую схему слов :

- Проверьте работу. Кто выполнил обе схемы правильно? У кого были ошибки?


Физкультминутка.


В небе плавает луна

В облака зашла она.

12,3,4,5

Можем мы луну достать.

6,7,8,9,10

И пониже перевесить

10,9,8,7

Чтоб луна светила всем.



кот Тимка


по схеме-опоре дают характеристику звукам [т][т’]



звук согласный , глухой, твёрдый/мягкий;


при произношении встречаем препятствие(зубы)




звук согласный , глухой, мягкий/твердый.











звуки [т], [т’], буквы Т,т;


научиться читать слова и предложения с этой буквой, составлять схемы слов;


звуки [т], [т’]обозначаются


буквой «Тэ».





2человека составляют у доски (по желанию).











покачиваются вправо-влево


хлопки в ладоши

руки вверх

хлопки в ладоши

руки вниз

ходьба на месте

садятся

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока

совместно с учителем.


Личностные:

внимательное отношение к окружающему миру и умение связывать свой личный жизненный опыт.

Познавательные:


умение составлять схемы слов.



Коммуникативные:

участвовать в диалоге на уроке, умение

слушать и понимать речь других,

выражать свои мысли

5.Самостоя-тельная работа.


Умение самостоятельно выполнять работы , опираясь на опыт ранее изученного.

1).Составьте из палочек эту букву Т.



2). Давайте пофантазируем, на что похожа буква Т?

(картинки-рисунки)

-Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.


Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?


-Буква «Тэ» сТоиТ как сТолик,

Или с полочкою сТолбик.


3).Сравнение звуков [ т] и[ т’]

А показываю картинки, а вы произнесите первый звук слова и покажите сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).


4).Игра «Хлопни в ладоши».

Упражнение в слушании звуков.

- Пока мы с вами усердно работали, наш Тимка проголодался. Давайте его покормим. Я буду называть продукты питания, в которых есть звуки [ т ], [ т'], вы хлопаете, если нет молчите.

Тыква, суп, картошка, мороженое, капуста, помидор, котлеты.





5).Игра«Растут слова».(Договаривание слогов-слияний до целых слов (ти—хо.., ты---ква…, та-пки…,то--,ту--- и т. д.))

Оцените свою работу (светофор).


выкладывают букву «Т» из палочек



ответы учащихся




антенна



молоток



столбик





работа с сигнальными карточками




в словах, в которых есть звуки [ т ], [ т'], ученики хлопают в ладоши


ученики называют слова



светофор



Регулятивные:

соотносить выполненное задание с ранее изученным материалом.



Познавательные:

развивать фонематический слух.


Коммуникативные:

умение работать самостоятельно.


6.Первичное закрепление.


Усвоение нового способа действий.

И вновь речевая разминка по закреплению.


- Отгадываете слово на букву «Т», выделяете первый звук, даете ему характеристику.


1) Многоугольник с тремя углами


2) Мама тигрёнка


3) Толстый человек


4) Отсутствие шума, тихая обстановка


5) Детёныш коровы


6) Водитель трактора


7) 2 + 1 = ?


8) Человек, который всего боится


Оцените свою работу.


Физкультминутка

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.









Треугольник


Тигрица


Толстяк


Тишина


Теленок


Тракторист


Три


Трус




Познавательные:

развивать фонематический слух, внимание, умение анализировать, выделять признаки сходства и различия, строить логическую цепочку рассуждений.



Регулятивные:

самостоятельно оценивать выполнение своего задания.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.



7.Включе-ние в сис-тему знаний и повторе-ние.


Повторение и закрепление ранее изученного.


а)Дифференцированная работа



Не читающие ученики -нахождение слов со звуками [т ]и [т’](обводят в отрывке буквы т, считают их количество.



Читающие ученики читают

стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный».


б) Рассматривание иллюстрации к стихотворению.

-Назовите слова со звуками [ т ]и [ т’].


в) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)


кот окуни

котик Никита

кто как


г) Работа с текстом «Хитрый кот».

-Чтение хором.

-Чтение по цепочке.

-Чтение текста одним учеником (3-4 человека).

-Беседа по содержанию и озаглавливание текста:

-Чей был кот?

-У кого были окуни?

-Что сказано про кота?

-Как можно назвать этот рассказ?

Пересказ текста учащимися.


-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота? (нет)

-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)


работа по учебнику с. 52-53.

обводят буквы




читают














пересказ

ответы на вопросы


Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли,

умение

слушать и понимать речь других.



Регулятивные:

оценивать полученную информацию для ответа на поставленный вопрос.


Познавательные:

включаться в систему знаний при повторении.


7.Рефлексия



Итог урока.


Что на уроке показалось самым интересным?



Продолжите фразу:

Я сегодня узнал…

Я сегодня повторил…

Я сегодня научился…


Оцените свою работу на уроке с помощью светофоров





Буква «Т» довольна вашей работой, а кому вам хочется сказать «Спасибо» за работу на уроке?







светофор(зеленым - если у тебя все хорошо получалось, ты работал самостоятельно; желтым -все получалось, но требовалась небольшая помощь; красным- тебе было трудно.)







Регулятивные:

осуществлять самоанализ. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.