СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОБЖ "Безопасность на воде"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОБЖ "Безопасность на воде"»

Тема урока: Безопасность на воде

Цели урока:

систематизировать знания о правилах безопасности на водоемах в различное время года;

обучать правилам безопасности при нахождении на льду водоемов, вблизи водоемов ранней весной;

дать представление об опасности трясин и болот;

создать условия для формирования таких личностных качеств, как осторожность, самообладание, ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность.

Оборудование: фотографии, иллюстрации, слайды мультимедийной презентации разных водоемов в разное время года, плакат «Правила поведения на льду»; у учащихся – рабочая тетрадь, цветные карандаши.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

  3. Изучение нового материала

  4. Физкультминутка

  5. Закрепление изученного материала

  6. Подведение итогов урока

  7. Рефлексия


Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

  1. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

  • Фронтальная беседа

-Каково значение воды для объектов живой природы, в том числе и для человека?

-Как проявляется вода в зависимости от природных условий? (туман, радуга, дождь, снег, град, иней)

-В каком виде вода находится в природе? (родники, озера, реки, моря и океаны)

-Отгадайте загадку:

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать –

И на коне не обогнать. (Вода)

-В чем особенности воды?

Объяснение учителя:

-Водоемы – природные (океаны, моря, озера, реки) и искусственные (пруды, водоканалы, водохранилища и другие) – занимают 70% территории Земли.

Вода – жизненная необходимость, красота.

Однако вода таит в себе и опасность. От стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других), связанных с водой, ежегодно гибнут сотни тысяч людей. Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде.

  • Объявление темы урока и формулирование целей.

  1. Изучение нового материала

  • Ознакомление со значением воды в природе.

Беседа о воде как ценности и необходимости бережного отношения к ней.

-Когда и для чего проводится Всемирный день водных ресурсов? (22 марта)

-Можем ли мы прожить без воды? (Нет)

Дополнение учителя:

-Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, стирки, мытья, от купания в воде в теплое время года получаем удовольствие. Вода – это источник жизни, питания, средство для ухода за телом, одеждой, среда для передвижения. Вода – ценность, но не бесконечная, потому к ней нужно бережно относиться.

Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради: задание 1 на с.50.

  • Ознакомление с разновидностями водоемов и особенностями их состояния в разные времена года.

-Водоем – место скопления или хранения воды, природное или созданное руками человека. (Табличка «Водоем» выставляется на классную доску.)

Беседа с опорой на слайды мультимедийной презентации по вопросам.

-Почему Беларусь называют синеокой?

-Какие скопления воды (водоемы) по глубине и объему есть на ее территории? (Реки, озера, пруды, искусственное море).

-Какие реки и озера Беларуси вы знаете?

-Есть ли в Беларуси море?

Самостоятельная работа в рабочей тетради: задание 2 на с.50, 51 (решение кроссворда «Океан»).

  • Ознакомление с опасностью водоемов летом и зимой, изучение правил безопасного поведения на водоемах.

-Водоемы ведут себя по-разному в разное время года: летом вода светлая и спокойная; осенью – темная, мутная; зимой – скованная льдом. Отправляясь к водоему с какой-то целью или находясь рядом с ним, человек должен учитывать его состояние относительно погодных условий и соблюдать определенные правила поведения.

Коллективная работа: анализ парных слайдов мультимедийной презентации о времяпровождении (опасном/безопасном) в летнее, зимнее и весеннее время. Задание: определить, на каком из рисунков показано безопасное, а на каком – опасное времяпровождение, обосновать свой выбор.

Изучение памятки о признаках тонкого льда:

-Зима может быть капризной: непродолжительные морозы сменяются оттепелью, а ледяной покров становится недостаточно прочным. Выходить на лед можно при условии, что его толщина достигла не менее 10 см.

-Если нулевая температура держится более трех дней, то прочность льда уменьшается в 4 раза (на 25%).

Если лед имеет серый или желтоватый оттенок – он ненадежен, и выходить на него крайне опасно.

Комментированное чтение правил поведения на льду (слайд мультимедийной презентации):

-Прежде чес выйти на лед, следует подумать, нужно ли это делать, готов ли ты рисковать. Если все же ответ «да», нужно убедиться в прочности льда.

-Используй нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу, наметь маршрут движения, возьми с собой крепкую длинную палку, обходи подозрительные места.

-В случае появления типичных признаков непрочности льда (треск, прогибание, вода на поверхности) немедленно вернись на берег; иди, широко расставив ноги, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае – ползи.

-Исключи случаи пребывания на льду в плохую погоду (туман, снегопад, дождь), а также ночью.

-Никогда не проверяй прочность льда ударом ноги.

Самостоятельная работа в рабочей тетради: задание 3, 4, 5 на с.51, 52.

Хоровое чтение текста о запрете выхода на лед без надобности (плакат размещен на доске).

-Без надобности зимой на лед лучше вообще никогда не выходить! В зимнее время на водоемах запрещается кататься на коньках и лыжах.

Беседа по вопросам:

-Какие опасности подстерегают тех, кто собирается переходить водоем зимой? (Лед бывает тонкий или рыхлый. Ступать на него нельзя – можно провалиться и уйти под лед)

-Какое место для катания на коньках зимой будете использовать?

  • Ознакомление с правилами поведения на болотах.

-Отгадайте загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

Беседа с использованием мультимедийной презентации:

-Какое еще место в природе связано с водой?

-По каким признакам можно определить болото?

-В чем польза и в чем опасность болот?

-Как правильно вести себя на болотах?

Плашки со словами «Болото», «Трясина» выставляются на классную доску.

-Болота – избыточно увлажненные участки земли со специфической растительностью (мох, кукушкин лен, камыш, тростник, осока, клюква, морошка) и животным миром. Болота широко распространены в нашей стране. Возникают они из-за заболачивания почвы или же вследствие зарастания водоемов. Болото, которое засасывает, называется трясинным. Оно способно затягивать только живые объекты. Через болотистую местность лучше не ходить. Если на пути встретилось болото и обойти его нельзя, идти нужно осторожно, нащупывая длинной палкой (слегой) твердую почву под слоем воды.

-Люди с давних пор побаивались болот. Топи и болота у разных народов считались местами нехорошими, населенными всевозможной нечистой силой, так и норовящей погубить случайно попавшего в их владения путника.

-Однако болота имеют огромное значение. Во-первых, болота поддерживают запасы влаги на земле. Во-вторых, остатки животных и растений, разлагаясь на дне болота, превращаются в торф. А торф очень ценен. Его сжигают в топках тепловых электростанций, используют как удобрение на полях и как сырье на химических заводах, применяют в строительстве.

-Таким образом, болота с одной стороны – беда, но с другой – кладезь добра.

  1. Физкультминутка

И зигзагом полетит

Молния над нами.

Даже, кажется, гремит

Гром над облаками.

Из-под кисточки моей

Радуга сияет.

Сколько разных красок в ней,

Каждый с детства знает.

  1. Закрепление изученного материала

  • Выполнение тестовых заданий

  1. На уроке ученик рассказывал об избыточно увлажненном участке земли: «Это топкое, сырое место со специфической растительностью, в результате жизнедеятельности и отмирания которой образуется торф. Это труднопроходимая, опасная, часто с трясиной, местность, в которой присутствует обилие гнуса».

О каком опасном для путешественников участке земли шла речь:

а) о чаще;

б) о болоте (+);

в) об озере?

  1. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть не менее:

а) 5 см;

б) 10 см (+);

в) 15 см.

  1. Прочность льда можно определить визуально. Какого цвета прочный лед:

а) белого;

б) голубого (+);

в) матово-белого или с желтоватым оттенком?

  1. Переправа по льду водоемов запрещается:

а) при наличии сильного ветра;

б) по нависшему над водой льду любой толщины (+);

в) группе менее двух человек;

г) в одиночку (+).

  1. При передвижении нескольких человек по льду надо идти:

а) друг за другом на расстоянии (+);

б) взявшись за руки;

в) рядом с друг другом.

  1. Подведение итогов урока

-Как определить, тонкий ли лед?

-Как нужно вести себя на льду, если все же пришлось выйти на него?

-Какие опасности скрывает в себе болото?

  1. Рефлексия «Лесенка успеха»

-Отметьте свои достижения на «Лесенке успеха»:

  • на нижней ступеньке – Знаю…

  • на средней ступеньке – Понимаю…

  • на верхней ступеньке – Умею…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс