Тема урока: Безопасность на воде
Цели урока:
систематизировать знания о правилах безопасности на водоемах в различное время года;
обучать правилам безопасности при нахождении на льду водоемов, вблизи водоемов ранней весной;
дать представление об опасности трясин и болот;
создать условия для формирования таких личностных качеств, как осторожность, самообладание, ответственность, уважение к себе и окружающим, коммуникативность.
Оборудование: фотографии, иллюстрации, слайды мультимедийной презентации разных водоемов в разное время года, плакат «Правила поведения на льду»; у учащихся – рабочая тетрадь, цветные карандаши.
План урока
-
Организационный момент
-
Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
-
Изучение нового материала
-
Физкультминутка
-
Закрепление изученного материала
-
Подведение итогов урока
-
Рефлексия
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
-
Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся
-Каково значение воды для объектов живой природы, в том числе и для человека?
-Как проявляется вода в зависимости от природных условий? (туман, радуга, дождь, снег, град, иней)
-В каком виде вода находится в природе? (родники, озера, реки, моря и океаны)
-Отгадайте загадку:
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать –
И на коне не обогнать. (Вода)
-В чем особенности воды?
Объяснение учителя:
-Водоемы – природные (океаны, моря, озера, реки) и искусственные (пруды, водоканалы, водохранилища и другие) – занимают 70% территории Земли.
Вода – жизненная необходимость, красота.
Однако вода таит в себе и опасность. От стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других), связанных с водой, ежегодно гибнут сотни тысяч людей. Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде.
-
Изучение нового материала
Беседа о воде как ценности и необходимости бережного отношения к ней.
-Когда и для чего проводится Всемирный день водных ресурсов? (22 марта)
-Можем ли мы прожить без воды? (Нет)
Дополнение учителя:
-Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, стирки, мытья, от купания в воде в теплое время года получаем удовольствие. Вода – это источник жизни, питания, средство для ухода за телом, одеждой, среда для передвижения. Вода – ценность, но не бесконечная, потому к ней нужно бережно относиться.
Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради: задание 1 на с.50.
-Водоем – место скопления или хранения воды, природное или созданное руками человека. (Табличка «Водоем» выставляется на классную доску.)
Беседа с опорой на слайды мультимедийной презентации по вопросам.
-Почему Беларусь называют синеокой?
-Какие скопления воды (водоемы) по глубине и объему есть на ее территории? (Реки, озера, пруды, искусственное море).
-Какие реки и озера Беларуси вы знаете?
-Есть ли в Беларуси море?
Самостоятельная работа в рабочей тетради: задание 2 на с.50, 51 (решение кроссворда «Океан»).
-Водоемы ведут себя по-разному в разное время года: летом вода светлая и спокойная; осенью – темная, мутная; зимой – скованная льдом. Отправляясь к водоему с какой-то целью или находясь рядом с ним, человек должен учитывать его состояние относительно погодных условий и соблюдать определенные правила поведения.
Коллективная работа: анализ парных слайдов мультимедийной презентации о времяпровождении (опасном/безопасном) в летнее, зимнее и весеннее время. Задание: определить, на каком из рисунков показано безопасное, а на каком – опасное времяпровождение, обосновать свой выбор.
Изучение памятки о признаках тонкого льда:
-Зима может быть капризной: непродолжительные морозы сменяются оттепелью, а ледяной покров становится недостаточно прочным. Выходить на лед можно при условии, что его толщина достигла не менее 10 см.
-Если нулевая температура держится более трех дней, то прочность льда уменьшается в 4 раза (на 25%).
Если лед имеет серый или желтоватый оттенок – он ненадежен, и выходить на него крайне опасно.
Комментированное чтение правил поведения на льду (слайд мультимедийной презентации):
-Прежде чес выйти на лед, следует подумать, нужно ли это делать, готов ли ты рисковать. Если все же ответ «да», нужно убедиться в прочности льда.
-Используй нахоженные тропы по льду. При их отсутствии, стоя на берегу, наметь маршрут движения, возьми с собой крепкую длинную палку, обходи подозрительные места.
-В случае появления типичных признаков непрочности льда (треск, прогибание, вода на поверхности) немедленно вернись на берег; иди, широко расставив ноги, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае – ползи.
-Исключи случаи пребывания на льду в плохую погоду (туман, снегопад, дождь), а также ночью.
-Никогда не проверяй прочность льда ударом ноги.
Самостоятельная работа в рабочей тетради: задание 3, 4, 5 на с.51, 52.
Хоровое чтение текста о запрете выхода на лед без надобности (плакат размещен на доске).
-Без надобности зимой на лед лучше вообще никогда не выходить! В зимнее время на водоемах запрещается кататься на коньках и лыжах.
Беседа по вопросам:
-Какие опасности подстерегают тех, кто собирается переходить водоем зимой? (Лед бывает тонкий или рыхлый. Ступать на него нельзя – можно провалиться и уйти под лед)
-Какое место для катания на коньках зимой будете использовать?
-Отгадайте загадку:
Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
Беседа с использованием мультимедийной презентации:
-Какое еще место в природе связано с водой?
-По каким признакам можно определить болото?
-В чем польза и в чем опасность болот?
-Как правильно вести себя на болотах?
Плашки со словами «Болото», «Трясина» выставляются на классную доску.
-Болота – избыточно увлажненные участки земли со специфической растительностью (мох, кукушкин лен, камыш, тростник, осока, клюква, морошка) и животным миром. Болота широко распространены в нашей стране. Возникают они из-за заболачивания почвы или же вследствие зарастания водоемов. Болото, которое засасывает, называется трясинным. Оно способно затягивать только живые объекты. Через болотистую местность лучше не ходить. Если на пути встретилось болото и обойти его нельзя, идти нужно осторожно, нащупывая длинной палкой (слегой) твердую почву под слоем воды.
-Люди с давних пор побаивались болот. Топи и болота у разных народов считались местами нехорошими, населенными всевозможной нечистой силой, так и норовящей погубить случайно попавшего в их владения путника.
-Однако болота имеют огромное значение. Во-первых, болота поддерживают запасы влаги на земле. Во-вторых, остатки животных и растений, разлагаясь на дне болота, превращаются в торф. А торф очень ценен. Его сжигают в топках тепловых электростанций, используют как удобрение на полях и как сырье на химических заводах, применяют в строительстве.
-Таким образом, болота с одной стороны – беда, но с другой – кладезь добра.
-
Физкультминутка
И зигзагом полетит
Молния над нами.
Даже, кажется, гремит
Гром над облаками.
Из-под кисточки моей
Радуга сияет.
Сколько разных красок в ней,
Каждый с детства знает.
-
Закрепление изученного материала
-
На уроке ученик рассказывал об избыточно увлажненном участке земли: «Это топкое, сырое место со специфической растительностью, в результате жизнедеятельности и отмирания которой образуется торф. Это труднопроходимая, опасная, часто с трясиной, местность, в которой присутствует обилие гнуса».
О каком опасном для путешественников участке земли шла речь:
а) о чаще;
б) о болоте (+);
в) об озере?
-
Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть не менее:
а) 5 см;
б) 10 см (+);
в) 15 см.
-
Прочность льда можно определить визуально. Какого цвета прочный лед:
а) белого;
б) голубого (+);
в) матово-белого или с желтоватым оттенком?
-
Переправа по льду водоемов запрещается:
а) при наличии сильного ветра;
б) по нависшему над водой льду любой толщины (+);
в) группе менее двух человек;
г) в одиночку (+).
-
При передвижении нескольких человек по льду надо идти:
а) друг за другом на расстоянии (+);
б) взявшись за руки;
в) рядом с друг другом.
-
Подведение итогов урока
-Как определить, тонкий ли лед?
-Как нужно вести себя на льду, если все же пришлось выйти на него?
-Какие опасности скрывает в себе болото?
-
Рефлексия «Лесенка успеха»
-Отметьте свои достижения на «Лесенке успеха»:
-
на нижней ступеньке – Знаю…
-
на средней ступеньке – Понимаю…
-
на верхней ступеньке – Умею…