Урок основ безопасности жизнедеятельности 5 класс
Тема : Водитель
Цель: Формирование у учащихся уровня культуры безопасности на дороге
Тип урока : изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные:
- формулирование определений : водитель, транспортное средство, велосипед;
- велосипед как транспортное средство, велосипедист как водитель транспортного средства.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; планирование и регуляция своей деятельности, умение устанавливать причинно- следственные связи.
Личностные:
Осознание своих возможностей в учении, способность к самооценке своей деятельности, к выявлению затруднений, к получению новых знаний.
Методы и формы работы: проблемный метод, анализ и сравнение явлений, индивидуальная , парная, фронтальная работа.
Ход урока:
Организационный момент.
-Мы завершаем знакомство с общими обязанностями и правилами безопасного поведения участников дорожного движения.
2. Минутка безопасности.
- Вспомните обязанности и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров ?
- Перечислите правила безопасного поведения в транспорте.
- Назовите возможные опасные ситуации в транспорте.
3 . Актуализация знаний .
- Какой раздел мы изучаем ( Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
-Отгадайте загадку:
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Ответы детей( автобус )
- Что такое автобус? ( это транспортное средство)
Записываем в тетрадь определение.
- Еще одну загадку отгадайте :
Он все время за рулем,
Возит все , что нужно он.
Кто это ? Скажите!
Может быть …. ( Водитель)
- Кто такой водитель?
- Это человек , управляющий транспортным средством.
-- Можно ли считать водителя главной фигурой в обеспечении дорожного
движения? (Да, можно)
Записываем в тетрадь определение .
Третья загадка.
Этот конь не ест овса .
Вместо ног- два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Записываем определение.
4.Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
Чтение сказки В.Клименко. «Зайка – велосипедист»
Пи-пи! - выкрикивал зайчонок, мчась по тропинке на велосипеде. Это ему папа-заяц только что купил сверкающий двухколесный велосипед. И зайчонок решил покататься, хотя ему и не разрешали уезжать далеко от дома.
- Ты правила езды на велосипеде не знаешь - в беду попадешь, - говорил отец.
Но не послушался зайчонок. Хотелось ему всем показать, какой у него велосипед. Хотелось, чтобы все в лесу увидели, как он лихо ездит.
На тропинке гуляли жители леса: и белочки, и лисички, и даже серый волк. Они шли спокойно и не мешали друг другу. И вдруг – велосипедист…
- Как вы думаете , что дальше произошло?? ( Все врассыпную)
-Сформулируйте тему нашего дальнейшего разговора. ( Правила безопасности при езде на велосипеде)
- Читаем дальше сказку.
Взлетели вверх птички, попрятались в норки мышата - дрожат, перепуганные. А маленькие белки на самые верхушки деревьев залезли и маму зовут. Все ругают зайчонка.
А он и ухом не ведет - дальше по тропинке катит. То бросит руль, то руку за спину заложит, думает: «Вот как ловко у меня выходит!». На дорожные знаки, что для порядка в лесу повесили, никакого внимания не обращает. Там, где стоит знак «Не 4 кричать!», кричит. Не посмотрел на знак «Грибы» - и передавил их. Не взглянул на знаки «Гнездо» и «Норка» - и переломал велосипедом домишки птиц и зверят.
У реки зайчонка окликнул старый друг, бобренок, который играл на песке с белкой. Зайчонок остановился, посадил на велосипед друзей и покатил дальше.
Ведь он не знал правил, не знал, что возить на велосипеде никого нельзя. Зайчонок все сильнее крутил педали. Белка сидела на руле, а бобренок - на багажнике. Но долго ехать им не пришлось.
Знака «Берлога» зайчонок тоже не заметил и влетел прямо в дом к медведю. - Кто смел мой покой нарушить! - взревел косолапый. - Что, знака не видишь? Да вы еще и втроем на велосипеде!
Заревел медведь. А две сороки тут же подлетели к нему и рассказали обо всех проделках зайчонка.
Пуще прежнего рассердился медведь и забрал велосипед у зайчонка. - Получишь его назад, - сказал он зайчонку - когда правила выучишь и с отцом ко мне придешь.
Зайчонок возвращался по той же тропке, что ехал на велосипеде. А за ним, понурив головы, брели бобренок и белка. Они знали, что дома их тоже накажут.
- Какие правила нарушил зайчонок?
(- Не знал правила езды на велосипеде.
-Не обращал внимание на окружающих
- Посадил пассажиров)
5. Правила безопасности для велосипедистов.
-Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет.
- К нему предъявляют такие же требования , как и к любому водителю транспортных средств.
- Перед выездом велосипедист обязан проверить , исправен ли велосипед.
- При движении на дороге в темное время суток велосипед должен быть оборудован фонариком.
- Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.
6. Физкультминутка
А теперь мы с вами , дети, едем на велосипеде.
На носочки поднимитесь , на сиденье опуститесь.
Ноги ставим на педали, на руль руки опускаем.
Плечи дружно расправляем, на педали нажимаем.
Крутим правою ногой , крутим левою ногой.
7.Первичное закрепление нового материала.
- Работа с материалом п.2.4. в группах.
1 группа : Сформулируйте основные обязанности велосипедистов.
2 группа: Сформулируйте правила движения велосипедистов по проезжей части.
( Ответы учащихся )
8. Сигналы, подаваемые велосипедистом при поворотах и остановках.
Работа с материалом презентации.
9.Просмотр видеоролика « Безопасная езда на велосипеде»
10.Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценка эмоционального состояния.
11. Домашнее задание п.2.4. Письменно рубрика « Проверь себя» стр.49
-
-