СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Однокоренные слова" с презентацией.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  по  русскому  языку в 5 классе

с  использованием  ИКТ, с  применением   элементов  здоровьесберегающих технологий, групповых и игровых  технологий 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Однокоренные слова" с презентацией.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области (МКОУ школа-интернат)











Конспект

открытого урок по русскому языку

"Однокоренные слова".











Подготовила:

учитель русского языка и чтения

Лебедева И.В.





2021 год

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание; актуализировать знания о понятии «родственные слова»; научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

2.  Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся;

3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;  разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).























Организационный момент.

Слайд№1

Здравствуйте! Рада вас всех видеть! Меня зовут Ирина Владимировна. И этот урок проведу я. Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.



- Сегодняшний урок будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать куда, нужно отгадать загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший

Он нам протянет сотню рук

И тысячи ладошек. (Лес.)


Слайд №1 "Зимний лес"

- А можно ли сейчас назвать лес зеленым другом?

Мы с вами отправляемся в зимний лес.

Минутка чистописания.

- Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться.

Пальчиковая гимнастика " Зимние забавы"

Зимние забавы

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок»)



-Откройте тетради, запишите дату нашего путешествия. Двенадцатое декабря. Классная работа.

Запишите строчную букву, которая в алфавите стоит после буквы "к"(л).

Запишите букву, обозначающую гласный звук. Эта буква никогда не стоит в начале слова.( ы).

Запишите парную согласную буквы "ш".

Эта буква обозначает безударную гласную в слове " зима".

Пропишите эти буквы до конца строчки. Какое слово вы можете собрать из этих букв? (Лыжи). Какая орфограмма встретилась в этом слове. Напишите слово "лыжи" на новой строчке. Назовите родственные слова к этому слову. Запишите( один у доски).

Вот на них мы и отправимся на прогулку по зимнему лесу.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

А вот и первый сюрприз. Он нам поможет определить тему нашего сегодняшнего путешествия. У вас на партах лежат снежинки. Посмотрите, что это за сюрприз (кроссворд). Давайте его отгадаем (работа в парах).Слайд№2





1.д

е

к

а

б

р

ь






2.п

р

о

р

у

б

ь



3.с

у

г

р

о

б






4.с

н

е

г

о

в

и

к



5.с

н

е

ж

и

н

к

а

6.с

о

с

у

л

ь

к

а






1.Году конец и начало зиме!

(Декабрь)

2. В новой стене
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)

3. Белый дед, белее нет. 

Старый, горбатый, 

Лежит возле хаты. 

Лежит всю зиму - никто не поднимет. 

Весна придет- он сам уйдет.

( Сугроб)


4. По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне расстает вмиг
Это белый...
(Снеговик)


5.С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …
(Снежинки)

6. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
(Сосулька)




Что общего в наших словах? (они на зимнюю тему)

Найдите еще одно слово, которое спряталось в кроссворде (корень).

Кто догадался какой будет тема нашего урока? (Корень)

На доску вывешиваю слово "корень".

Одно или несколько значений имеет это слово? (Ответы детей)

1) подземная часть растения; 2) часть волоса, зуба, ногтя; 3) начало, источник чего-либо; 4) часть слова.

Какое значение имеет корень для растений? (Через корень растение получает питательные вещества, т.е. корень- самая важная часть растения).

Какое значение этого слова нас интересует на уроке русского языка? (Корень это часть слова).

Какие задачи нам предстоит решить на этом уроке? (уточнить что такое корень, какое он имеет значение, уметь выделять корень в слове, находить однокоренные слова, выработать алгоритм нахождения однокоренных слов).

Давайте вернемся в начало нашего путешествия: выделите общую часть у родственных слов. Кто знает как выделяется и как она называется?

Давайте попробуем убрать корень. Можем ли мы узнать слово? (без корня слово не существует, поэтому корень - это главная часть слова)

Как по другому можно назвать эти слова? (однокоренные). Почему? (у них общая часть слова - корень и общее значение)


А вот и следующий сюрприз.

Игра "Найди лишнее слово".У детей карточки на которых написан ряд слов, работая в парах они находят однокоренные слова и лишние.

кот, котёнок, котёл

мел, мелок, мельник

белка, беляк, белый

речь-речка-речушка

медведь, медведица, медведка

Какой вывод можно сделать? (У однокоренных слов общий корень и общее значение)


Слайд №3 Зимняя физминутка.



А вот еще один сюрприз.

Отгадайте кто принес этот сюрприз.


Загадка про сороку


Не поет она - стрекочет, 
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост, 
Очень длинный черный хвост, 
В черном вся, но белобока, 
Это модница - ...
(Сорока)

Слайд №4 "Сорока"


Мы можем встретить сороку в зимнем лесу или она улетела на юг? какие птицы еще остаются с нами в это время года? Как называются эти птицы? Зимующие. Подберите однокоренные слова к этому слову. Выделите корень в однокоренных словах. Как пишется корень во всех однокоренных словах? Одинаково. Как мы можем им помочь?


У вас на столах конверты, которые принесла вам сорока.

Что в них? Вот такие тексты. Слайд Как вы считаете, какое задание вас ожидает? Разделить текст на предложения. Определите границы предложений.

Давайте проверим. Проверяем по предложению.





Работа с деформированным текстом.

В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.


Слайд №4 "Текст"

О какой птице идет разговор? Почему она так называется? Встретились ли вам в тексте однокоренные слова. Назовите их. Выделите корень. Докажите, что эти слова однокоренные.

Слайд №5 "Кедровка"

Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Докажите, что они однокоренные.


А вот и следующий сюрприз от наших деревьев.

Работа в группах. На каждую группу по одному листу с изображением дерева и по 5 снежинок на которых написаны однокоренные слова. Дети выбирают нужные снежинки и приклеивают на свое дерево.


Послушайте стихотворение и выпишите из него однокоренные слова к слову "снег". Один работает у доски.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.


Какие слова вы выписали?

Выделите в этих словах корень. Что вы заметили? (чередование согласных -г-, -ж-)




Итог урока.

Наше путешествие подходит к концу. Удалось ли нам решить задачи урока? Отметки.


Рефлексия.

На столах снежинки. Нарисуйте на них смайлики. Если наш урок-путешествие вам понравился, вам все удалось, пусть ваш смайлик улыбнется. Если на уроке у вас были некоторые затруднения, то ваш смайлик будет серьезным. А если на уроке вам было очень сложно, скучно или не интересно, то ваш смайлик будет грустным.











© 2023 185 1