СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение

Тема: С. Д. Дрожжин «Родине»

Цель:

1.создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;

2.углублять  и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине;

                             Ход урока

1 Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь

2 Аутогенная  тренировка

- Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю  всем настроиться  на урок,  сесть  поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:

« У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»

-И пусть этот урок принесёт нам только  радость!

3 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

-Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.

-Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.- Повторяйте за мной

1)Вдох носом, выдох через рот (2р)

2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)

3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)

-Настроились на урок? - И  сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.- Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.

-Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите  нашу презентацию

СЛАЙД №1

-Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)

-Это тема нашего урока.

-А какие цели мы поставим перед собой  на этом уроке, зная уже тему нашего урока.

1.Познакомимся с новым произведением о родине.

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». ---    Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой?

2.Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение.

4.Повторение

-Молодцы, я с вами согласна. -Но сначала скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)

-Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)

-А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра?

(ритм, рифма, мелодия) –Молодцы!

-А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты)

-Давайте ещё раз вспомним, что же  это такое. Посмотрите на слайд.

Олицетворение- это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами

Сравнение-

Эпитеты-

-Вспомнили, а мы продолжаем дальше наш урок

5.Первичное восприятие

-И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием  Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.

-Давайте зачитаем их  вместе, хором.

«Во всей тебе и мощь видна,       

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой»

-Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги  в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.

- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением  Спиридона Дрожжина «Родине»-Стихотворение прочту  я, а вы его  очень внимательно прослушайте.  Готовы?

 - А теперь  скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)

-А кто из вас уловил настроение этого произведения?  Какое оно? ( торжественное, восторженное, читается легко и свободно)  - Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения

6.Физ. минутка

7.Повторное чтение

- И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте  это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем.

-Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно?

молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой

чарующий простор - привлекательный

среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень

- А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение?  И что было главным  в нём? А чтобы вам было  легче, вы можете обсудить  свои ответы в парах. (гордость,  восторг и самое главное –это любовь к своей Родине) - Слушаю вас…

8.Составление схемы

- Давайте ещё раз обратимся к этому  стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме  «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в  этом стихотворении. Работаете самостоятельно.  А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны!  (делятся на 6 групп)

- Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте.  (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)

- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд

Слайд №2

9.Отработка выразительности чтения.

-Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.

-Давайте хорошенько подумаем и определим,  а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение?     (радостно, торжественно, громко, трогательно)

-Молодцы, вы правильно подобрали слова. - А кто бы из вас хотел прочитать это  стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика)  - Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы  их внимательно слушаем .

- Прослушав чтение  этого стихотворения нашими ребятами,  скажите, смогли  ли  они передать состояние  души поэта?  Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами?  И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.

- Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.

10.Закрепление по теме «Родина».

-Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город)

-И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы.  - А если мы мысленно  с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы  ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание)  - Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.

-Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? - Какие у вас возникают смысловые  ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота,  дружба, Отечество, Россия)

- А теперь подберите однокоренные слова к  этому слову (родной, родственник, род, родина)

-Так с чего начинается Родина?

-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса  «С чего начинается Родина»  -в ней мы найдём ответ на наш вопрос

СЛАЙД №4

- И  к этому уроку ребята подготовили  свои сочинения на тему: «Моя малая Родина»  - Давайте послушаем.

- Спасибо вам ребята. Очень красивые сочинения, все получаете «5».  Ребята, а вы согласны с моей оценкой?

12. домашнее задание

- Сегодня  на уроке мы услышали, как наши ребята признаются в любви к своей малой родине. А хотели бы вы сделать подобное признание своей малой родине, своему городу Гаю?

-Если да, то я попрошу вас дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина»

- Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание -  о Родине писали многие поэты свои произведения. - Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. -Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку. (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова)

 

 

 

 

 

 

                                       

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению»

Литературное чтение

Тема: С. Д. Дрожжин «Родине»

Цель:

1.создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;

2.углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине;

Ход урока

1 Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь

2 Аутогенная тренировка

- Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю всем настроиться на урок, сесть поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:

« У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»

-И пусть этот урок принесёт нам только радость!

3 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

-Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.

-Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.- Повторяйте за мной

1)Вдох носом, выдох через рот (2р)

2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)

3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)

-Настроились на урок? - И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.- Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.

-Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите нашу презентацию

СЛАЙД №1

-Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)

-Это тема нашего урока.

-А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке, зная уже тему нашего урока.

1.Познакомимся с новым произведением о родине.

-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». --- Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой?

2.Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение.

4.Повторение

-Молодцы, я с вами согласна. -Но сначала скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)

-Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)

-А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра?

(ритм, рифма, мелодия) –Молодцы!

-А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты)

-Давайте ещё раз вспомним, что же это такое. Посмотрите на слайд.

Олицетворение- это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами

Сравнение-

Эпитеты-

-Вспомнили, а мы продолжаем дальше наш урок

5.Первичное восприятие

-И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.

-Давайте зачитаем их вместе, хором.

«Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой»

-Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.

- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине»-Стихотворение прочту я, а вы его очень внимательно прослушайте. Готовы?

- А теперь скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)

-А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно? ( торжественное, восторженное, читается легко и свободно) - Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения

6.Физ. минутка

7.Повторное чтение

- И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем.

-Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно?

молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой

чарующий простор - привлекательный

среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень

- А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? А чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах. (гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине) - Слушаю вас…

8.Составление схемы

- Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете самостоятельно. А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны! (делятся на 6 групп)

- Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)

- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд

Слайд №2

9.Отработка выразительности чтения.

-Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.

-Давайте хорошенько подумаем и определим, а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно, громко, трогательно)

-Молодцы, вы правильно подобрали слова. - А кто бы из вас хотел прочитать это стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика) - Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы их внимательно слушаем .

- Прослушав чтение этого стихотворения нашими ребятами, скажите, смогли ли они передать состояние души поэта? Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами? И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.

- Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.

10.Закрепление по теме «Родина».

-Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город)

-И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы. - А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание) - Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.

-Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? - Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, дружба, Отечество, Россия)

- А теперь подберите однокоренные слова к этому слову (родной, родственник, род, родина)

-Так с чего начинается Родина?

-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» -в ней мы найдём ответ на наш вопрос

СЛАЙД №4

- И к этому уроку ребята подготовили свои сочинения на тему: «Моя малая Родина» - Давайте послушаем.

- Спасибо вам ребята. Очень красивые сочинения, все получаете «5». Ребята, а вы согласны с моей оценкой?

12. домашнее задание

- Сегодня на уроке мы услышали, как наши ребята признаются в любви к своей малой родине. А хотели бы вы сделать подобное признание своей малой родине, своему городу Гаю?

-Если да, то я попрошу вас дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина»

- Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание - о Родине писали многие поэты свои произведения. - Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. -Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку. (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!