Литературное чтение
Тема: С. Д. Дрожжин «Родине»
Цель:
1.создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;
2.углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине;
Ход урока
1 Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь
2 Аутогенная тренировка
- Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю всем настроиться на урок, сесть поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:
« У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»
-И пусть этот урок принесёт нам только радость!
3 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
-Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.
-Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.- Повторяйте за мной
1)Вдох носом, выдох через рот (2р)
2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)
3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)
-Настроились на урок? - И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.- Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.
-Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите нашу презентацию
СЛАЙД №1
-Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор.
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
-Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)
-Это тема нашего урока.
-А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке, зная уже тему нашего урока.
1.Познакомимся с новым произведением о родине.
-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». --- Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой?
2.Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение.
4.Повторение
-Молодцы, я с вами согласна. -Но сначала скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)
-Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)
-А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра?
(ритм, рифма, мелодия) –Молодцы!
-А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты)
-Давайте ещё раз вспомним, что же это такое. Посмотрите на слайд.
Олицетворение- это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами
Сравнение-
Эпитеты-
-Вспомнили, а мы продолжаем дальше наш урок
5.Первичное восприятие
-И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.
-Давайте зачитаем их вместе, хором.
«Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой.
Недаром ты и названа
Великой и святой»
-Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.
- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине»-Стихотворение прочту я, а вы его очень внимательно прослушайте. Готовы?
- А теперь скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)
-А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно? ( торжественное, восторженное, читается легко и свободно) - Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения
6.Физ. минутка
7.Повторное чтение
- И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем.
-Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно?
молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой
чарующий простор - привлекательный
среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень
- А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? А чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах. (гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине) - Слушаю вас…
8.Составление схемы
- Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете самостоятельно. А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны! (делятся на 6 групп)
- Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)
- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд
Слайд №2
9.Отработка выразительности чтения.
-Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.
-Давайте хорошенько подумаем и определим, а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно, громко, трогательно)
-Молодцы, вы правильно подобрали слова. - А кто бы из вас хотел прочитать это стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика) - Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы их внимательно слушаем .
- Прослушав чтение этого стихотворения нашими ребятами, скажите, смогли ли они передать состояние души поэта? Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами? И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.
- Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.
10.Закрепление по теме «Родина».
-Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город)
-И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы. - А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание) - Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.
-Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? - Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, дружба, Отечество, Россия)
- А теперь подберите однокоренные слова к этому слову (родной, родственник, род, родина)
-Так с чего начинается Родина?
-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» -в ней мы найдём ответ на наш вопрос
СЛАЙД №4
- И к этому уроку ребята подготовили свои сочинения на тему: «Моя малая Родина» - Давайте послушаем.
- Спасибо вам ребята. Очень красивые сочинения, все получаете «5». Ребята, а вы согласны с моей оценкой?
12. домашнее задание
- Сегодня на уроке мы услышали, как наши ребята признаются в любви к своей малой родине. А хотели бы вы сделать подобное признание своей малой родине, своему городу Гаю?
-Если да, то я попрошу вас дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина»
- Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание - о Родине писали многие поэты свои произведения. - Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. -Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку. (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова)
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературному чтению»
Литературное чтение
Тема: С. Д. Дрожжин «Родине»
Цель:
1.создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;
2.углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к родине;
Ход урока
1 Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь
2 Аутогенная тренировка
- Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю всем настроиться на урок, сесть поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:
« У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»
-И пусть этот урок принесёт нам только радость!
3 Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
-Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.
-Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.- Повторяйте за мной
1)Вдох носом, выдох через рот (2р)
2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)
3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)
-Настроились на урок? - И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.- Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.
-Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стих и увидите нашу презентацию
СЛАЙД №1
-Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор.
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
-Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)
-Это тема нашего урока.
-А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке, зная уже тему нашего урока.
1.Познакомимся с новым произведением о родине.
-Да, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине». --- Подумайте хорошенько и скажите, какие ещё цели мы можем поставить перед собой?
2.Будем развивать речь, выразительность чтения, будем учиться анализировать произведение.
4.Повторение
-Молодцы, я с вами согласна. -Но сначала скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)
-Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)
-А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра?
(ритм, рифма, мелодия) –Молодцы!
-А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. ( это олицетворения, сравнения, эпитеты)
-Давайте ещё раз вспомним, что же это такое. Посмотрите на слайд.
Олицетворение- это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами
Сравнение-
Эпитеты-
-Вспомнили, а мы продолжаем дальше наш урок
5.Первичное восприятие
-И сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.
-Давайте зачитаем их вместе, хором.
«Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой.
Недаром ты и названа
Великой и святой»
-Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но за, то много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями.
- И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине»-Стихотворение прочту я, а вы его очень внимательно прослушайте. Готовы?
- А теперь скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)
-А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно? ( торжественное, восторженное, читается легко и свободно) - Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения
6.Физ. минутка
7.Повторное чтение
- И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине». -Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём? -А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны. –Всё работаем.
-Молодцы, вы очень старались. – Так кому, что было непонятно?
молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой
чарующий простор - привлекательный
среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень
- А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? А чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах. (гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине) - Слушаю вас…
8.Составление схемы
- Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете самостоятельно. А потом в группах выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны! (делятся на 6 групп)
- Какая группа готова? -Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)
- Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на слайд
Слайд №2
9.Отработка выразительности чтения.
-Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.
-Давайте хорошенько подумаем и определим, а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно, громко, трогательно)
-Молодцы, вы правильно подобрали слова. - А кто бы из вас хотел прочитать это стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика) - Кто у нас самый смелый? Выходите! А мы их внимательно слушаем .
- Прослушав чтение этого стихотворения нашими ребятами, скажите, смогли ли они передать состояние души поэта? Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами? И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.
- Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.
10.Закрепление по теме «Родина».
-Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? Продолжите фразу «Родина для меня – это…» (мама, солнце, дом, семья, мой город)
-И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы. - А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание) - Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.
-Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? - Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, дружба, Отечество, Россия)
- А теперь подберите однокоренные слова к этому слову (родной, родственник, род, родина)
-Так с чего начинается Родина?
-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» -в ней мы найдём ответ на наш вопрос
СЛАЙД №4
- И к этому уроку ребята подготовили свои сочинения на тему: «Моя малая Родина» - Давайте послушаем.
- Спасибо вам ребята. Очень красивые сочинения, все получаете «5». Ребята, а вы согласны с моей оценкой?
12. домашнее задание
- Сегодня на уроке мы услышали, как наши ребята признаются в любви к своей малой родине. А хотели бы вы сделать подобное признание своей малой родине, своему городу Гаю?
-Если да, то я попрошу вас дома написать мини- сочинение на тему «Моя малая Родина»
- Но на выбор я предлагаю вам ещё другой вид работы. Послушайте задание - о Родине писали многие поэты свои произведения. - Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов. -Обратите внимание на предложенную выставку книг известных авторов. Возможно, это вам поможет в подготовке к уроку. (книги Есенина, Никитина, Фета, Рубцова)