Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Орг. моменттт | - добрый день. Я рада вас приветствовать на нашем занятии. - Давайте сядем правильно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте. Обратите внимание, что между партой и вашим корпусом проходил кулачек. Давайте сегодня будем работать не покладая рук. - Прежде чем мы начнем изучать, что то новое, нам нужно повторить то, что мы уже знаем. - Желаю вам маленьких удач, которые приведут к большим успехам в изучении русского языка! | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. |
II. Актуализация знаний | Блиц-опрос: Сейчас мы с вами поиграем в игру «блиц-опрос» и заодно разомнемся. Я буду говорить вам утверждения, ваша задача – если оно верное – поднять руки над головой, если оно ложное – хлопнуть с ладоши один раз - мы с вами изучаем раздел «состав слова» - верно. - мы изучили уже такие части слова, как корень, суффикс, приставка, – верно. - корень – это часть слова, которая служит для образования слов – неверно. - Что же тогда такое корень? - Какие слова мы называем однокоренными? - Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова и выделить одинаковую часть слов) - Прочитайте слова, найдите лишнее слово. Гористый, гора, горчица, горная. - Почему вы считаете, что оно лишнее? Докажите. - А остальные слова как называются? Почему? Докажите. - Спишите однокоренные слова, диктует …Выдели корень (-гор-), поставь ударение. Какие это слова? (однокоренные) Записывают все слова - Какую орфограмму увидели? (проверяемая безударная гл в корне слова). - Обозначим орфограмму. Вывод: Однокоренные слова те, которые близки по лексическому значению и имеют одинаковую часть – корень. (схема | Состав слова Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов. (у которых одинаковый корень и близкое лексическое значение) - Лишнее слово горчица. - У него другое лексическое значение. - Остальные слова однокоренные; имеют общий корень и близки по лексическому значению. - Проверяемая безударная гласная в корне слова |
III. Самоопре-деление к деятельности, формулировка темы и цели урока. (фронтальная, индивидуальная) | - Прочитайте слова. Улица, улицы, на улице, улицей, улицу. - Что вы можете сказать об их лексическом значении? Что такое улица? (Улица-пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для прохода и проезда.)- из толкового словаря. А как мы ведем себя на улице, если это проезжая часть? А знаете, как называется профессия, которая следит за соблюдением правил дорожного движения водителями – сотрудник ГИБДД. - Это однокоренные слова? - Почему? - Чем эти слова различаются? - Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется? - Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока. - Поставим цели на урок: Узнать… Изучить … Научиться … (научиться обозначать окончание в словах графически; согласовывать слова в предложении и словосочетании) отлично, а сейчас ваша задача – установить последовательность наших действий на уроке, с помощью карточки №1 Узнать, что такое окончание Закрепить полученные знания по теме «окончание» Оценить свою деятельность по теме «окончание» Ребята, часть слова, которая стоит после корня или суффикса, образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении и называется – окончанием. Окончание обозначается - Выделим окончания в словах: улица, улицы, на улице, улицей, улицу. (списываем и выделяем окончание + орфограмма непроверяемая безударная гласная) Вывод: Что же такое окончание? | - Одинаковое лекс.значение. - Нет. - Имеют одно лекс. значение. - Число, конец слова - Формы слова. Окончание. Постановка целей Диктует ученик, окончание, ударение, орфограмма - Изменяемая часть слова |
IV. Изучение нового. | - А для чего служит окончание, узнаем, выполнив задание. - Прочитайте предложения на слайде. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача). - Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? - Запишем, изменяя форму слова. Первое предложение комментирует…. Второе предложение комментирует… и т.д. - Что изменили у слов в скобках? - Лексическое значение от этого изменилось? - А что изменилось? - Для чего нужно было изменять окончание в слове дача? - Для чего служит окончание? - Давайте проверим, правильно ли мы с вами рассуждали? - Откройте с.80, правило. Прочитаем, верно ли мы с вами рассуждали? Вывод - Так что такое окончание? Для чего оно служит? Какой пункт плана мы сейчас выполнили? *1 пункт* | - Изменить форму слова. - Окончание. - Нет. - Форма слова. Окончание. - Чтобы связать слова в предложении. Служит для связи слов. Работа с правилом |
VI. Первичное закрепление нового материала VII. Работа по теме урока (групповая, фронтальная) | Работать будем по учебнику, применяя полученные знания. Откройте учебники на с. 79 и найдите упр. 142. Прочитайте текст (читают самостоятельно). - О чем этот текст? Какие выделенные слова увидели? Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное? А что обозначает это слово? Что изменяется в выделенных словах? Вывод: значит - это форма слова или родственные слова? Когда в словах меняется только окончание, то это формы одного и того же слова. Следовательно, окончание образует формы слова. На доске: Окончание 1.Изменяемая часть слова. 2Служит для связи слов в предложении 3.Образует формы слова. - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 3 человека. Возьмите карточку. Прочитаем цель работы. Выполните задание. Я желаю вам удачи! Цель: научиться отличать родственные слова от формы слова. | Задание Прочитайте слова. 2.Распределите слова в две группы. Зелёный, о зелени, у зелени, зеленоватый, с зеленью. 1 группа 2 группа _____________ _____________ ____________ ______________ ____________ ______________ | | Сверка с доской. - Какой вывод можем сделать? Что такое окончание и чем оно важно? | Самостоятельное чтение Ответы детей Выполнение упражнения самостоятельно Разбиваются на группы Выполнение в группах слайд |
VIII. Работа с деформированным предложением | Интерактивная доска - Предлагаю применить наши знания на практике. Петя, играть, мелодия, вальс. - Что видите? Что предлагаете сделать? - Что для этого нужно сделать? К доске вызывать и записывать предложение. - Выдели корень в тех словах, в которых меняли форму слова. - Подчеркни подлежащее и сказуемое. Определи, к каким частям речи относятся подлежащее, сказуемое. - Сделаем синтаксический разбор предложения. Какое это предложение по цели высказывания? Повествовательное - Является ли предложение восклицательным? Оно не восклицательное - Определи, простое это предложение или сложное? Простое - Какое оно: распространенное или нет? Распространенное | Слайд - Составить предложение - Связать слова, изменяя окончание Запись: (повест., невоскл., прост., распр.) |
IX. проверка | Сейчас мы узнаем, как хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока. Перед вами лежат планшеты, отсканируйте QR- код. Аккуратно держите планшеты, если нужна моя помощь – говорите. Ваша задача после того, как вы отсканировали QR- код - пройти тест. На выполнение теста вам дается 30 секунд – 1 минута. Если вы выполните раньше, покажите свою готовность – положив руки на пару и отложив планшеты в сторону. Какой пункт плана мы сейчас выполнили? Если вы выполнили все правильно, встаньте, если у вас были ошибки – не расстраивайтесь, у вас все получится *2 пункт* | Слайд - Все остальные слова – формы слова, а это однокоренные для каждой группы. |
X. Итог урока | - Подведем итоги. Над какой темой мы работали? Какие цели на урок ставили? Мы их достигли? (отмечаем +) Прием «СИНКВЕЙН» В завершении нашего урока я хотела бы, чтобы вы придумали одно существительно, подходящее к теме нашего урока. Выразили свое отношение к теме урока в одном предложении. - Какой пункт плана мы сейчас выполнили? *последний – 3* | Подведение итогов, ответы детей |