Тема: ЧТО ТАКОЕ ПОГОДА?
Цели: объяснить, что такое погода, как она меняется, каково течение предсказания погоды для человека; дать представление о риботе метеослужбы; научить проводить наблюдения и предсказы-тмъ погоду по местным признакам изменений в живой природе.
Оборудование: фотографии или рисунки метеоспутников, ш шнчных приспособлений наблюдения за погодой (можно использовать приборы географической площадки).
Ход урока
I.Введение в тему.
Прочитать текст на с. 28.
Вопросы по тексту.
Прочитать слова на с. 29 и выбрать те, которыми можно оха-рик гсризовать сегодняшнюю погоду.
II. Изучение нового.
В недалёком прошлом погодой, или вёдром, называли сол-1счиые безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель или падин густой снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье.
- А что понимают под названием «погода» в наши дни?
Погода — определённое состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.
Задания и вопросы кучащимся.
Прочитайте в учебнике на с. 29 определение понятия «погода».
Так из чего складывается погода?
Охарактеризуйте каждое из явлений погоды. •
Прочитайте в учебнике с. 29.
Данные явления погоды мы можем наблюдать ежедневно.';Щг
Что можете о них рассказать?
Какие интересные случаи, связанные с погодными явлениями, вам известны?
• Для учителя.
24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы. Град падал отвесно и с такой силой, что стёкла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.
Торнадо - это очень сильный вихрь. Его предвестником является появление облака в виде воронки, а также грозовых туч. Основание такой воронки достигает всего лишь сотни метров в диаметре, но она разрушает всё, что встречается на пути. Разрушающей мощью обладает огромная сила ветра. Рушатся стены домов, разрушаются здания. Торнадо несут такие разрушения, что в тех районах, где они наиболее часты, жители строят специальные укрытия, где прячутся при приближении торнадо.
III. Предсказание погоды. Народные приметы.
Вопросы кучащимся.
Как же человеку сохранить своё здоровье, выбрать одежду и обувь, которые соответствуют погоде?
Каким прибором вы пользуетесь для определения температуры воздуха? (Уличным термометром.)
По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?
Задание. Прочитать народные приметы на с. 31.
• Для учителя.
1. Если дым костра поднимается столбом - к ветру. Если он
стелется по земле - быть ненастью.
2. Перестали птички петь в лесу - будет ненастье.
3. Комары вьются кучей - к хорошей погоде. Но если они пи-
щат и жалят, будет дождливо.
4. Звёзды сильно блестят зимой - к морозу, летом - к жаре.
3. Облака идут низко - будет стужа.
IV. Предсказание погоды. Метеослужба.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Подумайте, как узнают погоду на несколько дней вперёд моряки дальнего плавания, лётчики, машинисты поездов, люди разных профессий, которые находятся в пути несколько дней.
Прочитайте текст, с. 30.
Чем пользуются работники метеостанций для определения погодных условий?
После уроков можно привести детей на школьную географическую Шющадку: показать флюгер, барометр, осадкомер и другие приборы и подробнее рассказать об их использовании.
- Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру!, давление воздуха, влажность, скорость и направление негра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносятся на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают в специальные службы движения.
Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки.
Дети рассматривают фотографии спутников.
Погодные спутники ведут фотосъёмку днём и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по НИМ можно предсказать погоду на две недели вперёд.
V. Итог урока.
- В чём ценность умения человека предсказывать погоду?
Домашнее задание: учебник, с. 28-31; рабочая тетрадь, с. 12, задание 3.