СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира на тему "Какие бывают растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира на тему "Какие бывают растения"»

ГАПОУ МО «Губернский колледж»












Конспект

урока окружающего мира

на тему «Какие бывают растения»

во 2 классе

Заполошнюк Анны Петровны













г. Серпухов, 2019 г.

Дата: 16.10.2019 г.


Тема: «Какие бывают растения».

Цель: актуализация и расширение знаний о многообразии растений.

Задачи урока:


  • Образовательные:

  1. узнать, на какие группы можно разделить растения;

  2. сравнить группы растений, определить их отличительные признаки;

  3. познакомиться с многообразием растений в природе;

  • Развивающие:

  1. развивать умения выделять и сравнивать признаки изучаемых объектов;

  2. развивать умение делать выводы на основании рассуждений;

  • Воспитательные:

  1. вовлечь учеников в активную учебную деятельность;

  2. воспитывать умение замечать и ценить красоту мира растений.


Форма проведения: урок открытия нового знания.


Оборудование:

  • для учителя: конспект, учебник, магниты, презентация, домашнее задание, тема, тесты для детей, фотографии и названия групп растений.

  • для учеников: учебники, рабочие тетради.


Литература:


Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 6-е изд.– М. : Просвещение, 2015. – 95 с.









Ход занятия

Этапы, время/ методы (приёмы) работы:

Содержание

Деятельность учащихся/

УУД


Орг. момент

(1 мин)


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Петровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.


Проверьте свою готовность: у вас на партах должны лежать учебники, рабочие тетради, пеналы,

Приветствуют учителя.

Р – умение организовать свою деятельность.

Актуализация знаний (5 мин)


Какую тему вы изучали на прошлом уроке? («О воде»)

Какую роль вода играет в жизни живых существ? (без неё погибают люди, животные и растения, начинается засуха)

Почему идёт дождь? (дождь – это испарившаяся влага, выпавшая на поверхность земли в виде капель, это звено в круговороте воды в природе)

Откуда берутся снег и лёд? (это «твёрдая» форма воды, образованная под воздействием низких температур. Снег образуется при замерзании маленьких частиц влаги, лёд – при замерзании воды)

Отчего загрязняется вода? (в основном, из-за деятельности человека)

Что следует делать для того, чтобы сохранить чистоту воды? (устанавливать фильтры на заводах, не вести сельское хозяйство на берегах водоёмов, не бросать мусор в воду и т.д.)

Отвечают на вопросы устного опроса.



К – формулиро-вать ответы на вопросы.


Постановка задач, сообщение темы

(3 мин)






Словесный метод (беседа)


Наглядный метод (анализ изображения)





Муравьишка Вопросик (вывешиваю изображение на доску) отправился в удивительный мир – какой, вы догадаетесь сами. (включаю аудиозапись звуков леса)

Ребята, так в какой же мир мы он отправился? (в лес)

Как вы думаете, почему Муравьишка называет самый обычный лес удивительным миром? (предположения детей)

Посмотрите на фотографию, которую прислал нам Муравьишка (на слайде). Что растёт в лесу? (растения)

Одинаковы ли растения? (нет)

Чем они различаются? (размером, листвой, цветом)

Муравьишка отправился в лес – разумеется, не один, а с мудрой Черепахой, чтобы увидеть, какими бывают растения.

Ребята, как называется тема нашего урока? (Какие бывают растения)

Что мы хотим узнать на сегодняшнем уроке? (на какие группы можно разделить растения, сравнить эти группы, познакомиться с многообразием растений в природе)

Отвечают на заданные вопросы.


К – формулиро-вать ответы на вопросы.


П – умение работать с изображением, умение осуществлять анализ изображения.


Называют цели.

Р - умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Объяснение нового материала

(17 мин)







Наглядный метод (показ иллюстрации, анализ изображения)








Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение)


















Наглядный метод (показ иллюстрации, анализ изображения)








Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение)









Наглядный метод (работа со слайдами)




















Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение)















Наглядный метод (анализ изображения в учебнике)
























Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение)













Наглядный метод (показ изображений на слайде)




















Наглядный метод (показ изображений на слайде)























Наглядный метод (показ изображений на слайде)




Откройте учебники на странице (56?) и рассмотрите схематический рисунок. На какие группы можно разделить эти растения? (на деревья, кустарники, травы)

Каким по счёту будет изображение трав? (4) Как вы это поняли? (мягкие сочные стебли)

Каким по счёту будет изображение кустарника? (3) Почему? (много тонких одревесневших стволиков)

Каким по счёту будет изображение дерева? (1 и 2) Как вы это поняли? (у деревьев один толстый одревесневший ствол)


Я буду показывать вам фотографии растений, а вы будете говорить, к каким группам какие растения относятся. (изображения крепятся на доску к табличками с наименованиями групп) – деревья: рябина, кедр; кустарники: крыжовник, сирень; травы: земляника, колокольчик.


Ребята, а какие деревья вы знаете? (ответы детей) Чем отличается ель от липы? (у липы листва в виде пластин, у ели – в виде иголок- хвоинок)


Как называются деревья, которые имеют листву в виде пластин? (лиственные)

Как называются деревья, которые имеют листву в виде иголок – хвоинок? (хвойные)

В чём разница между хвойными и лиственными деревьями? (хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму)

Только ли деревья могут быть хвойными? (нет)

Откройте учебники на странице (57?) и рассмотрите изображения в верхней части страницы. Как автор учебника определил, какой кустарник является хвойным, а какой – лиственным? (по типу листвы)

Посмотрите на данное фото. Как называется это растение? (туя) Туя может быть деревом, но чаще её выращивают как кустарник. Как вы думаете, это хвойное растение или лиственное? (хвойное) Правильно. Посмотрите, какая причудливая у туи хвоя! И она очень даже мягкая.

На хвою какого дерева похожа хвоя туи? (на хвою кипариса). Туя относится к семейству кипарисовых, её выращивают как украшение, ведь она такая красивая!


А знаете ли вы высоту самого высокого дерева в мире? (больше 100 метров)

а сегодняшний день самое высокое дерево в мире – секвойя Гиперион. Высота этого дерева – 115 м. Диаметр ствола – почти 5 м – это примерно ширина вашего класса! Ребята, как вы думаете, сколько этажей должно быть у дома, чтобы сравняться с высотой дерева? (44)


Посмотрите на изображение в нижней части (57) страницы. Давайте попробуем определить, как называются изображённые растения и к какой группе они относятся. (1 – сосна, дерево, 2 – калина, кустарник 3 – орешник, кустарник, 4 – клён, дерево, 5 – одуванчик – травянистое растение, 6 – репейник или лопух, травянистое растение) Как вы это определили? (по типу листвы, по внешнему виду, по плодам)


Вот какими разнообразными могут быть растения!

Ребята, давайте сыграем в небольшую игру. Муравьишка будет показывать нам фотографии кустарников и деревьев, которые он увидел в своём путешествии, (на слайде) а вы должны будете угадать название и определить, хвойные они или лиственные. (ответы при нажатии на фото)


  1. Берёза, лиственное дерево. (определили по цвету коры, форме листьев)

  2. Сирень, лиственный кустарник (определили по форме листьев, по цветам сирени, по количеству стволов)

  3. Ель, хвойное дерево (определили по форме дерева, по хвое, по шишкам)

  4. Яблоня, лиственное дерево (определили по плодам, по виду листвы, по внешнему виду)

  5. Можжевельник, хвойный кустарник (определили по внешнему виду, по количеству стволиков, по хвое, по плодам)

  6. Туя, хвойный кустарник (по форме хвои)

  7. Дуб, лиственное дерево (по желудям, по форме листьев)

  8. Ива, лиственное дерево (по форме листвы, по внешнему виду)

  9. Кипарис, хвойное дерево (определили по внешнему виду, по виду хвои)

Посмотрите на фотографию, которую прислала нам мудрая Черепаха. Эту фотографию она сделала, когда путешествовала на свою Родину.

  1. Банан (определили по виду плода, по листьям)


Как вы думаете, к какой группе растений относится банан? (травянистые) Как вы это поняли? (мягкий сочный стебель)


Банан – одна из древнейших культур, сохраняющих свою ценность и по сей день. Его плоды срывают недозревшими, ведь большая часть полезных веществ проявляется за счёт содержания в искусственных условиях. Банан может быть до 7 метров в высоту. Как вы думаете, сколько это этажей нашего дома? (примерно 3)


Часто считают, что травянистые растения маленькие, низкие, кустарники побольше, а деревья высокие. Но если мы посадим маленькую берёзку, она будет едва ли выше вас – но всё-таки берёза – это дерево. Какой вывод мы можем сделать, сравнив размеры банана и маленькой берёзки? (размер растения не определяет его принадлежность к группам растений)


Раз мы начали говорить о травянистых растениях, давайте вспомним, какие ещё травянистые растения вы знаете (ромашка, василёк, тюльпан)


Вы можете увидеть различные травянистые растения в классных кабинетах – к примеру, в конце вашего класса, или в вашей квартире.


Часто травянистые растения имеют цветки – и поэтому вы хорошо помните их названия. Цветы – это один из самых красивых даров природы. Они очень красивы и разнообразны – от маленьких незабудок до величественных подсолнухов. Какие луговые и полевые цветы вы можете назвать? (ромашки, одуванчики, колокольчики)


Но люди ведь тоже выращивают цветы. Как вы думаете, для чего? (чтобы дарить их в виде букетов, украшать ими квартиры, сады, улицы) Как называются растения, которые выращиваются человеком для красоты? (декоративные)


Какие декоративные цветы вы знаете? (ответы детей)


Физминутка


Давайте попробуем угадать, какие цветы сфотографировали Черепаха и Муравьишка в путешествии. (продолжение игры)

  1. Подсолнух

  2. Роза

  3. Ромашка

  4. Хризантема

  5. Колокольчик

  6. Незабудка

  7. Одуванчик

  8. Лилия

  9. Горечавка (генциан)

  10. Орхидея


Ребята, как вы думаете, почему орхидеи часто выращивают в прозрачных горшках? (ответы детей)

Посмотрите на фотографию орхидеи в тропическом лесу. Места обитания цветка крайне разнообразны: они могут произрастать на деревьях, скалах, в болоте. Их корни не нуждаются в почве, потому что орхидеям необходим свет, а своими корнями орхидеи приспособились поглощать из влаги в воздухе все необходимые питательные вещества.

Эти растения могут жить десятки лет. Общее число разновидностей орхидеи превышает число 25 тысяч – это растение приспособилось к жизни почти по всему миру. Посмотрите, какие красивые орхидеи!

Орхидеи удивительны. Но мы встречаем их каждый день. Посмотрите на фотографии, сделанные во время других путешествий мудрой Черепахой. На них изображены удивительные растения, растущие в различных уголках цвета.


А знаете ли вы названия удивительных растений?

Чем они так удивительны? (ответы детей)


Черепаха прислала нам и эту фотографию. Ребята, вы знаете название этого растения? (Венерина Мухоловка)

Знаете ли вы, в чём особенность этого растения? (оно охотится на насекомых)

Некоторые растения охотятся и на мелких животных. Как называются растения, которые охотятся? (растения-хищники)

Как вы думаете, почему некоторые растения охотятся? (им нужны вещества, которые можно добыть только при охоте на насекомых или животных)


Венерина мухоловка является самым распространённым растением-хищником, которое выращивает человек в домашних условиях. У растения есть красные капканы-ловушки с маленькими усиками внутри – когда насекомое задевает их, ловушка закрывается в мгновение ока. Через усики растение выделяет вещества, которые помогают ему переварить насекомое. Процесс переваривания занимает около двух недель. На зимний период растение впадает в спячку – как вы думаете, почему? (в естественных условиях зимой растение не может добыть насекомых) Несмотря на то, что оно насекомоядное, венерина мухоловка – растение, которое наравне с другими нуждается в уходе – частом поливе и солнечном свете. Разумеется, ничем, что едят люди, кормить мухоловку нельзя – она может погибнуть.



П – умение извлекать информацию из изображений.




Отвечают на заданные вопросы.





К – формулиро-вать ответы на вопросы.




П – устанав-ливать причинно-следственные связи.













П – умение извлекать информацию из изображений, осуществлять анализ объектов.






Отвечают на вопросы.






К – формулиро-вать ответы на вопросы.






П – осуществ-лять сравнение, строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.





П – умение работать с иллюстрацией, осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий.



Предлагают варианты ответа.





К – формулиро-вать ответы на вопросы.




Р – умение в сотрудничестве с учителем делать вывод на основе полученной информации.





П – умение извлекать информацию из изображений, осуществлять анализ объектов.





Отвечают на вопросы.


К – формулиро-вать ответы на вопросы


Р – умение в сотрудничестве с учителем делать вывод на основе полученной информации.





Разминаются.








Угадывают названия цветов по фотографии.





















Слушают рассказ учителя.





Отвечают на вопросы.


К – формулиро-вать ответы на вопросы














Слушают рассказ учителя.






Отвечают на вопросы.


К – формулиро-вать ответы на вопросы


Откройте рабочие тетради на странице (39?). Давайте выполним номер 2. (заполни пропуски в тексте – лиственных; у хвойных)


А теперь выполните номер 3 (приведите примеры растений – по 3 примера в каждой группе) самостоятельно. Проверим.

Выполняют задание. Проверяют под руководством учителя.

Закрепление нового материала

(5 мин)




Словесный метод (беседа)



Практический метод (тест)


Пока Муравьишка и Черепаха отправляются домой, давайте решим небольшой тест, который составила для нас Черепаха. У вас на столах лежат листы с вопросами и вариантами ответов. Обведите номер правильного ответа, а потом мы проверим. На выполнение 3 минуты.


  1. Определи, у каких растений один твёрдый, древесный стебель - ствол.

  1. травы

  2. кустарники

  3. деревья


  1. Определи группу, в которой перечислены только деревья:

  1. сосна, орешник, осина, дуб;

  2. берёза, тополь, ель, клён;

  3. рябина, сирень, яблоня, груша.


  1. Какое из растений является травянистым?

  1. смородина;

  2. малина;

  3. клубника.

  1. Лиственные деревья подчеркни одной чертой, хвойные деревья двумя.

Сосна, липа, клён, ель, орех, папоротник, шиповник, кедр, берёза.

  1. Что такое хвоинки?

  1. иголки;

  2. листья;

  3. колючки.

  1. Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения


крыжовник

деревья

ромашка


рябина

кустарники

сирень


земляника

травы

тополь


черешня

Давайте проверим.



Закрепляют материал.




Отвечают на вопросы.




К – формулиро-вать ответы на вопросы.


























Проверяют фронтально.

Подведение итогов, рефлексия

(3 мин)



Словесный метод (беседа)

Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха прощаются с нами, а нам пора подвести итоги. Какую тему мы изучали? (Какие бывают растения)

Какие цели мы ставили? (узнать, на какие группы можно разделить растения, чем они отличаются друг от друга)

Поднимите палец вверх, если считаете, что мы добились поставленных целей.

Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что вы хорошо работали на уроке, поднимите «солнышко». Если у вас возникали трудности и вы работали не слишком активно, поднимите «солнышко» и «тучку». Если же вы считаете, что вы плохо работали на уроке, поднимите «тучку».

Подводят итоги. Оценивают себя.


Л – способность к оценке своей учебной

Деятельности.


Р - умение осуществлять итоговый контроль по результату.

Домашнее задание (1 мин)

Запишите домашнее задание в дневники.

Рабочая тетрадь: №1 и №6.

Записывают д.з.