Объяснение нового материала (17 мин) Наглядный метод (показ иллюстрации, анализ изображения) Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение) Наглядный метод (показ иллюстрации, анализ изображения) Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение) Наглядный метод (работа со слайдами) Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение) Наглядный метод (анализ изображения в учебнике) Словесный метод (беседа, рассказ, разъяснение) Наглядный метод (показ изображений на слайде) Наглядный метод (показ изображений на слайде) Наглядный метод (показ изображений на слайде) | Откройте учебники на странице (56?) и рассмотрите схематический рисунок. На какие группы можно разделить эти растения? (на деревья, кустарники, травы) Каким по счёту будет изображение трав? (4) Как вы это поняли? (мягкие сочные стебли) Каким по счёту будет изображение кустарника? (3) Почему? (много тонких одревесневших стволиков) Каким по счёту будет изображение дерева? (1 и 2) Как вы это поняли? (у деревьев один толстый одревесневший ствол) Я буду показывать вам фотографии растений, а вы будете говорить, к каким группам какие растения относятся. (изображения крепятся на доску к табличками с наименованиями групп) – деревья: рябина, кедр; кустарники: крыжовник, сирень; травы: земляника, колокольчик. Ребята, а какие деревья вы знаете? (ответы детей) Чем отличается ель от липы? (у липы листва в виде пластин, у ели – в виде иголок- хвоинок) Как называются деревья, которые имеют листву в виде пластин? (лиственные) Как называются деревья, которые имеют листву в виде иголок – хвоинок? (хвойные) В чём разница между хвойными и лиственными деревьями? (хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму) Только ли деревья могут быть хвойными? (нет) Откройте учебники на странице (57?) и рассмотрите изображения в верхней части страницы. Как автор учебника определил, какой кустарник является хвойным, а какой – лиственным? (по типу листвы) Посмотрите на данное фото. Как называется это растение? (туя) Туя может быть деревом, но чаще её выращивают как кустарник. Как вы думаете, это хвойное растение или лиственное? (хвойное) Правильно. Посмотрите, какая причудливая у туи хвоя! И она очень даже мягкая. На хвою какого дерева похожа хвоя туи? (на хвою кипариса). Туя относится к семейству кипарисовых, её выращивают как украшение, ведь она такая красивая! А знаете ли вы высоту самого высокого дерева в мире? (больше 100 метров) а сегодняшний день самое высокое дерево в мире – секвойя Гиперион. Высота этого дерева – 115 м. Диаметр ствола – почти 5 м – это примерно ширина вашего класса! Ребята, как вы думаете, сколько этажей должно быть у дома, чтобы сравняться с высотой дерева? (44) Посмотрите на изображение в нижней части (57) страницы. Давайте попробуем определить, как называются изображённые растения и к какой группе они относятся. (1 – сосна, дерево, 2 – калина, кустарник 3 – орешник, кустарник, 4 – клён, дерево, 5 – одуванчик – травянистое растение, 6 – репейник или лопух, травянистое растение) Как вы это определили? (по типу листвы, по внешнему виду, по плодам) Вот какими разнообразными могут быть растения! Ребята, давайте сыграем в небольшую игру. Муравьишка будет показывать нам фотографии кустарников и деревьев, которые он увидел в своём путешествии, (на слайде) а вы должны будете угадать название и определить, хвойные они или лиственные. (ответы при нажатии на фото) Берёза, лиственное дерево. (определили по цвету коры, форме листьев) Сирень, лиственный кустарник (определили по форме листьев, по цветам сирени, по количеству стволов) Ель, хвойное дерево (определили по форме дерева, по хвое, по шишкам) Яблоня, лиственное дерево (определили по плодам, по виду листвы, по внешнему виду) Можжевельник, хвойный кустарник (определили по внешнему виду, по количеству стволиков, по хвое, по плодам) Туя, хвойный кустарник (по форме хвои) Дуб, лиственное дерево (по желудям, по форме листьев) Ива, лиственное дерево (по форме листвы, по внешнему виду) Кипарис, хвойное дерево (определили по внешнему виду, по виду хвои) Посмотрите на фотографию, которую прислала нам мудрая Черепаха. Эту фотографию она сделала, когда путешествовала на свою Родину. Банан (определили по виду плода, по листьям) Как вы думаете, к какой группе растений относится банан? (травянистые) Как вы это поняли? (мягкий сочный стебель) Банан – одна из древнейших культур, сохраняющих свою ценность и по сей день. Его плоды срывают недозревшими, ведь большая часть полезных веществ проявляется за счёт содержания в искусственных условиях. Банан может быть до 7 метров в высоту. Как вы думаете, сколько это этажей нашего дома? (примерно 3) Часто считают, что травянистые растения маленькие, низкие, кустарники побольше, а деревья высокие. Но если мы посадим маленькую берёзку, она будет едва ли выше вас – но всё-таки берёза – это дерево. Какой вывод мы можем сделать, сравнив размеры банана и маленькой берёзки? (размер растения не определяет его принадлежность к группам растений) Раз мы начали говорить о травянистых растениях, давайте вспомним, какие ещё травянистые растения вы знаете (ромашка, василёк, тюльпан) Вы можете увидеть различные травянистые растения в классных кабинетах – к примеру, в конце вашего класса, или в вашей квартире. Часто травянистые растения имеют цветки – и поэтому вы хорошо помните их названия. Цветы – это один из самых красивых даров природы. Они очень красивы и разнообразны – от маленьких незабудок до величественных подсолнухов. Какие луговые и полевые цветы вы можете назвать? (ромашки, одуванчики, колокольчики) Но люди ведь тоже выращивают цветы. Как вы думаете, для чего? (чтобы дарить их в виде букетов, украшать ими квартиры, сады, улицы) Как называются растения, которые выращиваются человеком для красоты? (декоративные) Какие декоративные цветы вы знаете? (ответы детей) Физминутка Давайте попробуем угадать, какие цветы сфотографировали Черепаха и Муравьишка в путешествии. (продолжение игры) Подсолнух Роза Ромашка Хризантема Колокольчик Незабудка Одуванчик Лилия Горечавка (генциан) Орхидея Ребята, как вы думаете, почему орхидеи часто выращивают в прозрачных горшках? (ответы детей) Посмотрите на фотографию орхидеи в тропическом лесу. Места обитания цветка крайне разнообразны: они могут произрастать на деревьях, скалах, в болоте. Их корни не нуждаются в почве, потому что орхидеям необходим свет, а своими корнями орхидеи приспособились поглощать из влаги в воздухе все необходимые питательные вещества. Эти растения могут жить десятки лет. Общее число разновидностей орхидеи превышает число 25 тысяч – это растение приспособилось к жизни почти по всему миру. Посмотрите, какие красивые орхидеи! Орхидеи удивительны. Но мы встречаем их каждый день. Посмотрите на фотографии, сделанные во время других путешествий мудрой Черепахой. На них изображены удивительные растения, растущие в различных уголках цвета. А знаете ли вы названия удивительных растений? Чем они так удивительны? (ответы детей) Черепаха прислала нам и эту фотографию. Ребята, вы знаете название этого растения? (Венерина Мухоловка) Знаете ли вы, в чём особенность этого растения? (оно охотится на насекомых) Некоторые растения охотятся и на мелких животных. Как называются растения, которые охотятся? (растения-хищники) Как вы думаете, почему некоторые растения охотятся? (им нужны вещества, которые можно добыть только при охоте на насекомых или животных) Венерина мухоловка является самым распространённым растением-хищником, которое выращивает человек в домашних условиях. У растения есть красные капканы-ловушки с маленькими усиками внутри – когда насекомое задевает их, ловушка закрывается в мгновение ока. Через усики растение выделяет вещества, которые помогают ему переварить насекомое. Процесс переваривания занимает около двух недель. На зимний период растение впадает в спячку – как вы думаете, почему? (в естественных условиях зимой растение не может добыть насекомых) Несмотря на то, что оно насекомоядное, венерина мухоловка – растение, которое наравне с другими нуждается в уходе – частом поливе и солнечном свете. Разумеется, ничем, что едят люди, кормить мухоловку нельзя – она может погибнуть. | П – умение извлекать информацию из изображений. Отвечают на заданные вопросы. К – формулиро-вать ответы на вопросы. П – устанав-ливать причинно-следственные связи. П – умение извлекать информацию из изображений, осуществлять анализ объектов. Отвечают на вопросы. К – формулиро-вать ответы на вопросы. П – осуществ-лять сравнение, строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. П – умение работать с иллюстрацией, осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для выполнения учебных заданий. Предлагают варианты ответа. К – формулиро-вать ответы на вопросы. Р – умение в сотрудничестве с учителем делать вывод на основе полученной информации. П – умение извлекать информацию из изображений, осуществлять анализ объектов. Отвечают на вопросы. К – формулиро-вать ответы на вопросы Р – умение в сотрудничестве с учителем делать вывод на основе полученной информации. Разминаются. Угадывают названия цветов по фотографии. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. К – формулиро-вать ответы на вопросы Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. К – формулиро-вать ответы на вопросы |