Тема: Скелет человека (3 класс)
Цель урока: создать условия для определения значения опорно-двигательной системы человека в соответствии с её строением и функциями.
Планируемые результаты:
познакомить со строением опорно-двигательной системы, в частности скелетом, с правильной осанкой, с необходимостью соблюдения правил посадки, продолжать формирование представления о здоровом образе жизни и укрепление гигиенических навыков.
развивать познавательный интерес к предмету, частично-поисковой деятельности, умения отвечать на проблемный вопрос, выделять главное, анализировать и обобщать;
расширять представление учащихся о правильной осанке человека и о способах её формирования.
Метапредметные задачи:
Личностные: способствовать созданию положительной мотивации для исследования функций скелета и строения костей; осознанию теоретической и практической значимости анатомических знаний.
Регулятивные: создавать условия для принятия учащимися цели и задач урока, для планирования и оценки своих действий.
Познавательные: содействовать развитию умений исследовать и анализировать функции скелета человека и особенности строения и соединения костей.
Коммуникативные: создавать условия для организованного выполнения совместной работы в парах, группах, для эффективного сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование урока: презентация, проектор; макет скелета, бумажные модели для собирания скелета в группе, памятки, индивидуальные карточки, карточки для составления кластеров для работы в группах, учебник «Окружающий мир», 3 класса (1 часть)
Ход урока:
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята.
Повернитесь назад и поздоровайтесь с нашими гостями.
Сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте, на какой урок я вас приглашаю. Послушайте строки.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела -
Так вперед, друзья, за дело.
2. Целеполагание и мотивация.
- На какой урок я вас приглашаю: на урок контроля, урок повторения или на урок нового знания? (Урок нового знания)
- Как вы догадались? Какие слова вам помогли?
- Сформулируем цели урока. (Получить новые знания)
- Осталось определить тему урока.
3. Постановка проблемы и формулирование темы урока
- На доске в строчке спрятаны слова-помощники. Найдите их, тогда сможем определить тему урока.
АЛТРЕАСКЕЛЕТОЫТАК
Ответ: скелет.
-Верно. Тема нашего урока - Скелет.
Ребята, запишите в центре кластера это слово.
Тему назвали, цель поставили, движемся далее.
Посмотрите на экран:
- Предположите, о чем идет речь: если бы у человека их не было, то тело человека напоминало бы медузу? (Кости) (Слайд 1)
- Пощупайте свои ноги, руки, туловище, голову, и вы почувствуете под кожей что-то твердое. Это кости. Они образуют скелет.
4. Актуализация знаний (Слайд 2)
Давайте поиграем в «Угадайку»:
1) Верно ли, что у человека более 200 костей? (Ответы детей) (Да)
2) Верно ли, что состав костей в течении жизни никогда не меняется? (Нет)
3) Верно ли чтобы позвоночник был крепким, нужно кушать молочные продукты? (Да)
А правильно ли ответили на вопросы игры узнаем в дальнейшем…
5. Открытие нового знания
Работа в группах:
Перед вами лежат буквы, нужно из них составить и указать основные его части.
(От каждой команды выходит представитель)
Череп
Грудная клетка
Позвоночник
Кости ног
Кости рук
-В кластере заполните 1 ветку – Строение и покажите на образце, где располагаются эти части. (Показ частей скелета и заполнение данных на листочках)
- Как понимаете слово «значение» (для чего-то нужно)
Давайте отгадаем ребусы и выясним значение скелета
ФОРМА,
ЗАЩИТА,
ОПОРА
- Проверка. Заполнение кластера на доске. 2 ветка – Значение скелета
- Хочу вам рассказать, врачи убеждены, что каждый человек на нашей планете страдает заболеваниями позвоночника, причем не только пожилые люди, но и дети. Почему? (Человек не соблюдает правила).
- Существует множество правил. У вас на парте картинки и правила. Вам необходимо установить соответствие. Подберите правило и наклейте его на картинку.
1. Сиди всегда прямо. Голову лишь слегка наклоняй вперед.
2. Ежедневно делай зарядку.
3. При ходьбе держи спину прямо, не сутулься.
4. Распределяй груз равномерно в обе руки.
5. Правильно питайся.
- В какое место кластера можно поместить эти правила? 3 ветка - Здоровье
(Размещаем правила на доске и записать слова:
1.Сидеть прямо
2.Ходить прямо
3. Зарядка
4.Распределение груза
5.Правильное питание)
- Давайте сделаем зарядку.
ФИЗМИНУТКА
«Что умеет наше тело»
У меня есть голова
Направо – раз, налево - два
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
Умелые руки есть у всех,
Вверх – вниз, вниз – вверх.
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
прыгать, приседать, стоять…
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
- Я приготовила вам сюрприз. Я что-то спрятала, продукт. Для того, чтобы позвоночник был крепким, необходимо много витаминов, микроэлементов. Попробуйте угадать, в каком продукте их много.
- Богатейший источник кальция, нужный нашему позвоночнику – сыр. Нужно кушать каждый день по кусочку.
Работа с текстом
- Из чего же состоят наши кости и меняется ли состав в течение жизни? Сейчас выйдут к доске капитаны команд для работы с текстом. Найдите эту информацию.
Заполнение 4 ветки – Состав
(На стрелке написать более 200 костей,
Органические вещества
Минеральные вещества
Вода)
Кластер заполнен.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Ребята, вернемся к нашей с вами игре «Угадайка» , вспомним наши ответы и проверим: верны ли они были.
1) Верно ли, что у человека более 200 костей? (Да)
2) Верно ли, что состав костей в течении жизни никогда не меняется? (Нет)
3) Верно ли чтобы позвоночник был крепким, нужно кушать молочные продукты? (Да)
8. Рефлексия
- Я очень надеюсь, что урок принес нам всем пользу.
- Достигли ли мы целей урока?
- Покажите зеленую ладошку, если новая тема урока вам была понятна и всё получилось, доволен уроком
- Желтую - почти всё получилось, но были ошибки.
- Красную - было много ошибок мне нужна помощь.
9. Итог урока
Продолжите фразу:
- Сегодня я узнал …
- Мне было интересно …
- Мне было трудно …
- Меня удивило…
- Мне понравилось…