СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира «Природа и наша безопасность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира «Природа и наша безопасность»»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



студентка гр. ПНК-4б

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Канохина Ирина Владимировна




Конспект урока окружающего мира

«Природа и наша безопасность»




Место проведения: МБОУ СШ №37, 3 класс

Дата проведения: 1.02.2022


Учитель: Антоновская Ольга Владимировна

Методист: Мизина Светлана Владимировна









Дзержинск – 2023



УМК: «Школа России»

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой.

Задачи:

Образовательные: 

- Выяснить места, явления живой и неживой природы, в которых людей может подстерегать опасность

-Освоить правила безопасного поведения в природе

Развивающие: 

- Развивать умения работать с информацией, текстом;

- Развивать операций мышления: сопоставления, обобщения, классификации

- Развивать навыки взаимодействия с учителем и сверстниками на уроке.

Воспитательные: 

-Способствовать формированию интереса к окружающему миру через игровые задания

Планируемые результаты:

Предметные:

- Называют места и явления живой и неживой природы, в которых может подстерегать опасность для человека;

- называют правила безопасного поведения в природе;

Метапредметные: 

ПУУД: строят логические высказывания и цепочки

КУУД: умеют слушать и слышать

РУУД: осуществляют самоконтроль деятельности

Личностные:

-Проявляют интерес к окружающему миру, выполняя задания и активно работая на уроке.

Оборудование: ТСО, презентация.

План урока (45 мин):

  1. Орг. момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний (5 мин)

  3. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

  4. Изучение нового материала.(23 мин)

  5. Обобщение и систематизация знаний (10 мин)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин)







Ход урока


Этапы фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Садитесь.

Меня зовут Ирина Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Проверим, всё ли готово к уроку: учебник, ножницы, клей, тетрадь на печатной основе.

- Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны?

-Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.


Дети встают, приветствуют учителя.











-Аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум.


2. актуализация знаний

Актуализировать знаний учащихся

- Какую проблему мы решали на прошлом уроке?

-Перечислите эти опасные места.

-Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?



-Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду?



-Мы узнали, какие опасные есть в квартире, доме и окрестностях.

-Балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес, зимой-места, покрытые льдом.

-Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна.

-Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах.


3. Изучение нового материала


Изучить новый материал

-Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему.

1. Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (молния)


2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)


3. Лежит верёвка,

Шипит плутовка.

Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (гадюка)

4. В будке спит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (собака)

5. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)

6. Была зелёной, маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)

7. Кто родился с усами. (кот)

Ключевое слово: Опасность

–Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова –отгадки на 2 группы.

- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока.

- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:

Узнаем...

научимся …

Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24.

- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления?





-Молодцы, вы все правильно сказали. Но сейчас у нас какое время года начинается?

-Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной?

-Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?

Выслушиваются ответы детей.

-А как вы думаете, что опасней, гром или молния? Об этом нам расскажет видеоролик. смотрим внимательно

-Кто может ответить на заданный вопрос?

- Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги. (Практическая работа) На парту пару нарезанных кусочков бумаги.

Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок.

-Как уберечься от удара молнии?

-Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.

-Какие же правила нужно соблюдать?











-Какие опасности может нести человеку живая природа?

-Верно. Ребята, скоро лето, вы наверняка пойдете в лес. Там много растений. Знаете ли вы, какие опасные растения вам могут там попасться?

- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (Грибы).

- Все ли грибы можно употреблять в пищу?




-Какие ядовитые грибы вы знаете?

Работа по иллюстрациям учебника с.26-27.



-Откройте учебник на с.26-27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных растений и грибов.

-Хорошо.




Работа в группах (по атласу- определителю).

-А теперь разделимся на 2 группы.

1-я группа ищет информацию об опасных растениях, их отличительных признаках.

2-я группа ищет информацию о ядовитых грибах, их отличительных признаках.

Во время выступления на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов.




























-Молодцы! Теперь послушаем выступление 2-й группы «Ядовитые грибы».


































-Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?

-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.

-Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27.

Читает 1 учащийся.

-После такой плодотворной работы необходимо немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас –

И зарядка к нампривычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мыпопрыгаем, как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.

Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.

Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.

Самостоятельное чтение текста о змеях.

Беседа после чтения

-Какая змея распространена в нашей стране?


-Ее отличительный признак?


-В каком случае она может укусить?



-Что же делать, если змея всё-таки укусила?


-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные? Поднимите руку.

-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.

-Какие же это правила?

-Правильно, а вот какие еще есть правила, вы узнаете, посмотрев сюжет о кошках и собаках.

Просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными.

-Что же вы узнали нового?

-Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными

Внимательно слушают учителя










































-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния


-Об опасностях в живой и неживой природе.

-Природа и наша безопасность.


..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) (выполнять правила безопасного поведения в природе)





-К таким явлениям относятся буря, метель-можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.



-Весна



-Это гроза.







-Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

-выполняют.









Выслушиваются ответы детей.



Учащиеся читают самостоятельно текст.

-Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.



-Хищники, дикие животные могут напасть, укусить, ядовитыми растениями и грибами можно отравиться.

-Это вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет.





- Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть.



-Мухомор, поганка, ложные опята и ложнодождевики, желчный гриб, свинушка тонкая.

-Растения: белена, дурман, волчье лыко.

Грибы: ложнодождевик, ложноопенок кирпично-красный, ложноопенок серно-желтый, мухомор пантерный.












Выступление 1 группы «Опасные растения»:

Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Его семена очень похожи на мак.

Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты.

Плод ландыша– круглая оранжево-красная ягода. Листья округлые. Всё растение ландыша ядовито.

Вороний глаз – опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета, как глаз вороны.

Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.





Выступление 2 группы «Ядовитые грибы»:

Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь.

Мухомор пантерный окрашен в коричневые и серые тона. Белые крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены довольно ровными кругами.

Ложноопёнок серно-желтый – двойник  опят. Отличается этот опасный гриб желтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло-желтой, неприятно пахнущей мякотью.

Ложноопёнок кирпично-красный – появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично-красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом.

Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по-разному. Чаще всего у негозеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо-зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.

Ложнодождевик –  снаружи коричневый, а внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Он ядовит.































-Это змея.















-Гадюка обыкновенная.


- Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.

- Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.

-Нужно немедленно обратиться в больницу.







-Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить.






-Нельзя мучить животное и отвлекать от еды

Выслушиваются ответы детей.


4. Обобщение и систематизация знаний

Обобщить и закрепить материал прошлых уроков

1. Работа по учебнику (стр.25)и тетрадью на печатной основе (с.16№1)

-Откройте тетради на печатной основе на с.16№1 и самостоятельно или с помощью учебника запишите правила безопасного поведения во время грозы.

-По каким признакам можно узнать о приближении грозы?

2.Работа в группах.

-Чтобы выполнить задание в тетради №2 нужно опять разделиться на группы. Только теперь 1-я группа выполнит 2-й вариант задания (о ядовитых растениях), а 2-я группа - 1-й вариант задания (о ядовитых грибах).


3.Работа в парах.

-Задание №3 на с.17. выполните самостоятельно в парах.

Подпишите названия змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с.18.

-Какие змеи изображены на рисунке?

-Какие сходства вы заметили?

-Какие выявили различия?





Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой.


-На небо надвигаются черные тучи, дует сильный ветер, слышны раскаты грома.


Взаимопроверка, потом проверка учителем.






-Это уж обыкновенный и гадюка обыкновенная.

-Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам водоемов.

-Гадюка – ядовита, а уж – совершенно безобидный. У гадюки на спине зигзагом проходит темная полоса. У ужа по бокам головы – два желтых пятна.












5. Подведение итогов, Д.З Рефлексия

Оценить деятельность учащихся на уроке.

- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.

- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?

-Во время грозы:

Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:

При общении с животными:

-Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30.

V. Домашнее задание. (2мин)

Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя», задание №1

По желанию: с.30 №2,3.

VI.Рефлексия (3мин)

- Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока?

-Да







Продолжите предложение:

«Я узнал»,

«Я повторил»,

«Я запомнил»,

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

VII.Оценка знаний учащихся и выставление отметок. (1 мин)

-Оцените свою работу на уроке.

Для оценки используются смайлики на доске: все хорошо, не очень хорошо, плохо. Учащиеся называют соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора.

Сегодня на уроке хорошо поработали………




1.Нельзя купаться во время грозы;

2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.

-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.

Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.

После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.

(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

(правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)

(какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!