3. Изучение нового материала | Изучить новый материал | -Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему. 1. Раскалённая стрела Дуб свалила у села. (молния) 2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка) 3. Лежит верёвка, Шипит плутовка. Брать её опасно – Укусит. Ясно? (гадюка) 4. В будке спит, Дом сторожит, Кто к хозяину идёт Она знать даёт. (собака) 5. Белые горошки На зелёной ножке. (ландыши) 6. Была зелёной, маленькой Потом я стала аленькой На солнце покраснела я, И вот теперь я спелая. (ягода) 7. Кто родился с усами. (кот) Ключевое слово: Опасность –Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова –отгадки на 2 группы. - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? -Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока. - Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова: Узнаем... научимся … Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24. - Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? -Молодцы, вы все правильно сказали. Но сейчас у нас какое время года начинается? -Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной? -Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать? Выслушиваются ответы детей. -А как вы думаете, что опасней, гром или молния? Об этом нам расскажет видеоролик. смотрим внимательно -Кто может ответить на заданный вопрос? - Попробуем с вами сделать маленькую молнию. Потрём пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы. Линейка наэлектризовалась. Она притягивает к себе маленькие кусочки бумаги. (Практическая работа) На парту пару нарезанных кусочков бумаги. Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок. -Как уберечься от удара молнии? -Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы. -Какие же правила нужно соблюдать? -Какие опасности может нести человеку живая природа? -Верно. Ребята, скоро лето, вы наверняка пойдете в лес. Там много растений. Знаете ли вы, какие опасные растения вам могут там попасться? - О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Грибы). - Все ли грибы можно употреблять в пищу? -Какие ядовитые грибы вы знаете? Работа по иллюстрациям учебника с.26-27. -Откройте учебник на с.26-27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных растений и грибов. -Хорошо. Работа в группах (по атласу- определителю). -А теперь разделимся на 2 группы. 1-я группа ищет информацию об опасных растениях, их отличительных признаках. 2-я группа ищет информацию о ядовитых грибах, их отличительных признаках. Во время выступления на доску проектируются соответствующие иллюстрации опасных растений и грибов. -Молодцы! Теперь послушаем выступление 2-й группы «Ядовитые грибы». -Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами? -Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы. -Давайте прочитаем эти правила в учебнике на с.27. Читает 1 учащийся. -После такой плодотворной работы необходимо немного отдохнуть. Физкультминутка. Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас – И зарядка к нампривычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей. Мыпопрыгаем, как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! -Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку. Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. -Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле. Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная. Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28. Самостоятельное чтение текста о змеях. Беседа после чтения -Какая змея распространена в нашей стране? -Ее отличительный признак? -В каком случае она может укусить? -Что же делать, если змея всё-таки укусила? -Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные? Поднимите руку. -Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности. -Какие же это правила? -Правильно, а вот какие еще есть правила, вы узнаете, посмотрев сюжет о кошках и собаках. Просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными. -Что же вы узнали нового? -Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными | Внимательно слушают учителя -Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния -Об опасностях в живой и неживой природе. -Природа и наша безопасность. …..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) (выполнять правила безопасного поведения в природе) -К таким явлениям относятся буря, метель-можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией. -Весна -Это гроза. -Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья. -выполняют. Выслушиваются ответы детей. Учащиеся читают самостоятельно текст. -Нельзя купаться во время грозы; Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами. -Хищники, дикие животные могут напасть, укусить, ядовитыми растениями и грибами можно отравиться. -Это вороний глаз, ландыши, белена, дурман, волчье лыко, бузина красная, бересклет. - Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. -Мухомор, поганка, ложные опята и ложнодождевики, желчный гриб, свинушка тонкая. -Растения: белена, дурман, волчье лыко. Грибы: ложнодождевик, ложноопенок кирпично-красный, ложноопенок серно-желтый, мухомор пантерный. Выступление 1 группы «Опасные растения»: Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Его семена очень похожи на мак. Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты. Плод ландыша– круглая оранжево-красная ягода. Листья округлые. Всё растение ландыша ядовито. Вороний глаз – опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета, как глаз вороны. Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Выступление 2 группы «Ядовитые грибы»: Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь. Мухомор пантерный окрашен в коричневые и серые тона. Белые крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены довольно ровными кругами. Ложноопёнок серно-желтый – двойник опят. Отличается этот опасный гриб желтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло-желтой, неприятно пахнущей мякотью. Ложноопёнок кирпично-красный – появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично-красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом. Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по-разному. Чаще всего у негозеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо-зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба. Ложнодождевик – снаружи коричневый, а внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Он ядовит. -Это змея. -Гадюка обыкновенная. - Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине. - Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. -Нужно немедленно обратиться в больницу. -Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. -Нельзя мучить животное и отвлекать от еды Выслушиваются ответы детей. |
5. Подведение итогов, Д.З Рефлексия | Оценить деятельность учащихся на уроке. | - Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе. - Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности? -Во время грозы: Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами: При общении с животными: -Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30. V. Домашнее задание. (2мин) Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя», задание №1 По желанию: с.30 №2,3. VI.Рефлексия (3мин) - Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока? -Да Продолжите предложение: «Я узнал», «Я повторил», «Я запомнил», – Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни? VII.Оценка знаний учащихся и выставление отметок. (1 мин) -Оцените свою работу на уроке. Для оценки используются смайлики на доске: все хорошо, не очень хорошо, плохо. Учащиеся называют соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора. Сегодня на уроке хорошо поработали……… | 1.Нельзя купаться во время грозы; 2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; 3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами. -Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы. Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы) (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях) (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами) |