СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 3 класс по теме "Природа и наша безопасность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока окружающего мира 3 класс по теме "Природа и наша безопасность"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 3 класс по теме "Природа и наша безопасность"»

Урок окружающего мира, 3 класс.

Тема: «Природа и наша безопасность»


Цель: познакомить учащихся с опасными ситуациями природного характера.

Задачи:

  1. Формировать представление о понятии «природные опасности» и о правилах поведения: во время грозы, сбора ягод и грибов, безопасного поведения при общении с животными;

  2. Формировать умения определять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с соответствии поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый контроль по результату;

  3. Формировать умение анализировать, осуществлять классификацию объектов по заданным критериям, строить логическое рассуждение;

  4. Формировать умение владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  5. Формировать интерес к изучению природы и осознание правил поведения в живой и неживой природе.


Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся объяснять, что такое «природные опасности», получат возможность объяснять правила поведения: во время грозы, сбора ягод и грибов, безопасного поведения при общении с животными;

Метапредметные

Регулятивные:

Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;


Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

Учащиеся научатся осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить классификацию объектов по заданным критериям, обобщать;


Учащиеся получат возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;

Коммуникативные:


Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.


Учащиеся получат возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;


Личностные:

У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Природа и наша безопасность»;


У учащихся может быть сформировано осознание правил поведения в живой и неживой природе.


Ресурсы урока:

учебник, «Атлас-определитель»,  мультимедийное оборудование, видеоролики,  карточки, карточки-памятки.

Конспект  урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

Я держу в ладонях солнце!  Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь! Это просто! Лучик солнца – это вам!

- Ребята, какое у вас настроение? (Отличное! Мы пожелали друг другу удачи! Подарили улыбки! Получили заряд положительной энергии!)

II. Актуализация опорных знаний

Какой раздел учебника мы продолжаем изучать?

Посмотрите на девиз нашего урока: «Наша безопасность – в наших руках!» Как вы его понимаете?

Проверка домашнего задания.

Я предлагаю проверить ваши знания по теме прошлого урока и повторить, какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека.

У вас на столах лежат сигнальные карты. Если вы согласны с моим утверждением, показывайте зелёный сигнал, если не согласны – красный.

1) По крышам гулять небезопасно.

2) На подоконнике можно прыгать и играть.

3) Балкон и лифт – самые опасные места в доме.

4) Если застрял в лифте, нужно хорошенько попрыгать, чтобы кабина тронулась с места.

5) С ледяной горки можно кататься на ногах.

6) Если застрял в лифте, постарайся раздвинуть двери и выйти.

7) Трансформаторная будка может быть смертельно опасной.

8) Играть на стройплощадке интересно и безопасно.

9) Выходить на лед на реке, пруду или озере можно только в сопровождении взрослых.

10) Пустырь, парк и лес опасны тем, что здесь вас может подстерегать преступник.


III. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации


Ребята, а как одним словом назвать водоёмы, парки, лес?

(на доску вывешивается карточка: ПРИРОДА)

На какие группы делится природа? Что относится к каждой группе?


Природа манит человека своей красотой, но всегда ли взаимодействие с природой безопасно для нашей жизни? Дети из детского сада прислали вам видеописьмо. Посмотрим, что же у них случилось.

1. Просмотр видеосюжета

1 ученик: Я побывал на лугу возле речки. Как же там красиво и здорово! Но вдруг небо потемнело, налетел страшной силы ветер и началась гроза! Я так испугался! Я понимал, что надо спрятаться, укрыться от грозы.

2 ученик: Мы побывали за городом! Сколько пахучих  цветов, очень много грибов в лесу! Нам захотелось набрать грибов и ягод!  Старшая сестра сказала, что это опасно. А почему?

3 ученик: А я побывал в лесу. Вдруг почувствовал, что по мне ползает насекомое, очень похожее на клеща, а потом я заметил змею. Очень испугался, схватил толстую палку, а вдруг она нападет на меня?


IV. Введение в тему урока

- Почему дети попали в затруднительное положение? (Они не знали, как правильно себя вести на природе)

- О какой же безопасности идёт речь?  (Безопасность в природе)

- Составьте предложение  со словами «наша природа безопасность и» и озвучьте тему урока («Природа и наша безопасность»)

 

V. Целеполагание.

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (узнать, как уберечь себя от опасностей, подстерегающих в природе)


- Когда мы выполним поставленную цель, сможем оказать помощь нашим друзьям из детского сада.

Физминутка «Дождик» 

Повторяйте за мной. (трём ладошками, прищёлкиваем пальцами, хлопаем по коленкам, пару раз при этом подпрыгиваем, прищёлкиваем пальцами, трём ладошками)

Ребята, какое природное явление мы только что воссоздали? А вы любите дождь?


VI. Совместное исследование проблемы.

1. Безопасность во время грозы

- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления? (К таким явлениям относятся буря, метель - можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.)

-Какое из перечисленных вами явлений напугало мальчика из видеописьма? (Гроза)

-Гроза красивое, но и очень опасное природное явление.

- Вы когда-нибудь слышали фразу «как гром среди ясного неба»?

- Что это за выражение? На русском языке в начале года у нас была такая тема (фразеологизм - это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение)

Что же обозначает выражение «как гром среди ясного неба»? Замените одним словом (Внезапно)

- Почему же так говорят «как гром среди ясного неба»? ( Один из признаков грозы – раскаты грома вдалеке, когда еще ничто не предвещает дождя. То есть, гроза налетает внезапно.

Просмотр видеосюжета о грозе.

Практическая работа.

-Составим правила безопасности во время грозы. У нас есть две тучки, в одну вклеим капли с теми действиями, которые можно совершать во время грозы, а во вторую – с теми, которые нельзя.

Находиться рядом с водой, купаться (-)

Отключить мобильный телефон (+)

Сидеть дома (+)

Прятаться под одиноко стоящим деревом (-)

Накрываться металлическими предметами (-)

Стоять на возвышении с высоко поднятыми руками (-)

Передвигаться на велосипеде (-)

Покинуть открытое место как можно скорее (+)

Отключить электроприборы (+)

Спрятаться в зарослях кустарника (+)


- Итак, теперь мы знаем правила безопасности во время грозы. Как должен был поступить мальчик, которого застала гроза? (Ответы детей)

Физминутка «Солнышко»

Прошла  гроза. Засветило  солнышко. Закройте глаза, подставьте лицо солнечным лучам. Потянитесь руками к солнышку.


2.  Безопасность в живой природе. Грибы. Растения. Животные.

Помните, где побывали малыши из видеописьма? С какими проблемами они столкнулись в лесу?

Упражнение «Займи позицию»

Подумайте, верно ли утверждение, и просигнальте сигнальными картами. 

1) Если увидел в лесу растение с аппетитным на первый взгляд плодом, попробуй его. От одной ягоды ничего не будет.
2)  Если сомневаешься, съедобны ли ягоды, которые ты нашел, попробуй на вкус одну.
3)  Никогда не бери в рот плоды или другие части растений, если хоть немного сомневаешься в том, съедобны ли они.

Правильно, почему вы выбрали это утверждение? (в  природе кроме полезных растений  существуют и опасные, которые нельзя есть, а к некоторым  даже  и  прикасаться)

Знали ли малыши это правило?

1) Если тебя укусил клещ, скорее выдерни его.

2) Если тебя укусил клещ, срочно обратись к врачу.

3) Если увидел змею, прогони её палкой.

4) Если увидел змею, обойди её как можно аккуратнее, чтобы не спровоцировать нападение.

Какое еще правило безопасности нарушил мальчик?


Работа в группах

Следующие исследования вы будете проводить по группам. Давайте с вами вспомним правила работы в группе.

Вы будете составлять памятки безопасного поведения в лесу.

1 группа – «ядовитые растения»

2 группа – «ядовитые грибы»

3 группа – «дикие животные»

В помощь вам учебник на странице 26, 27, 28, а так же «Атлас-определитель»


Выступление 1-й группы.

- Молодцы!

Теперь послушаем выступление 2-й группы «Ядовитые грибы».

- Спасибо, мы только что узнали отличительные признаки самых распространенных ядовитых грибов.

Физминутка «Можно – нельзя»

Давайте встанем. Я предлагаю вам поиграть в игру «Можно – нельзя». Если я называю растение или гриб, которые можно трогать или употреблять в пищу, то вы просто стоите, а если называю то, которое опасно – вы садитесь на корточки. Покажите, как вы это сделаете? Приступаем!

Молодцы, присаживайтесь на свои места.


3-я группа, представьте, пожалуйста, свою памятку.

-Хорошо, вы справились с работой.


VII. Домашнее задание 

Ребята, а при общении с домашними животными нужно соблюдать какие-либо правила?

Это будет вашим домашним заданием: изучить правила поведения с домашними животными в учебнике, на с.28-29 выполните задания на платформе «УЧИ.РУ» (задания на платформе я вам выдала, срок выполнения – 18 февраля)


VIII. Итог урока

-Мы достигли цели, которую ставили в начале урока? (Да, и помогли детям разобраться в сложных ситуациях)

- Но насколько хорошо вы сами запомнили правила безопасности?

Это вы узнаете, выполнив задания на платформе «УЧИ.РУ» (задания на платформе я вам выдала, срок выполнения – 18 февраля)


Прием «Продолжите предложение»

«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)

«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)

«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)

– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?(Да)

Оценивание.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальной карты: если вы довольны своей работой – зелёный цвет, если не довольны – красный.

Спасибо. Я рада, что наше мнение в этом вопросе совпадает.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя