КОНСПЕКТ УРОКА
3 класс
Окружающий мир.
Учитель: Карпенко Д.С.
г. Норильск
2020 г.
Тема урока «Организм человека».
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты.
Предметные:
определять принадлежность человека к живой природе;
научить объяснять, что такое органы и системы органов человека;
устанавливать связь между их строением и работой организма;
заинтересовать школьников личностью И.П.Павлова.
Метапредметные:
определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
представлять результаты деятельности;
знать способы работы с информацией;
работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой;
Личностные:
определять личностный смысл учения;
проявлять целостный взгляд на мир;
проявлять самостоятельность в информационной деятельности;
понимать ответственность за сохранение и укрепление здоровья.
Межпредметные связи:
Биология – анатомия человека: строение «внешнее» и «внутреннее».
Русский язык – составление текста (презентация модели), правописание согласных и словарная работа.
Технология – аппликация, местоположение предметов.
Диагностика достижения планируемых результатов:
Тесты. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Серия «Школа России». М.: «Просвещение», 2014
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс /Сост. И.Ф. Яценко. – 4-е изд., перераб. – М.:ВАКО, 2014. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
Дополнительные творческие задания:
Работа в группе – изготовление модели «Строение и системы органов человека».
Защита (презентация) модели, изготовленной в группе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Проверьте готовность к уроку. Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились. Пусть девизом нашего урока будут слова:
«Умеешь сам - научи другого».
Начинаем работу.
II. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, обратите внимание на доску. Тема нашего сегодняшнего урока состоит из двух слов, а для того, чтобы узнать с какой новой темой мы сегодня познакомимся на уроке, нужно расшифровать эти два слова, выполнить задания.
-1 задание:
Отгадайте загадку:
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
- Верно, это человек.
-2 задание: в первом слове перепутались все буквы, соберите слово из букв и прочитайте тему нашего урока.
Тема урока: Организм человека.
-Что такое организм?
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
-У вас на столах лежат листочки достижений в виде контура человека. Закрасьте контур человека настолько каковы ваши знания по теме «Организм человека» в начале урока.
-Как вы думаете, важно ли знать какие-либо сведения об организме человека? Почему?
-Какие цели мы поставим перед собой?
узнать, что такое органы и системы органов человека
Ребята, давайте докажем, что ЧЕЛОВЕК – часть живой природы.
- Что для этого необходимо сделать? (нужно назвать признаки живой природы)
- Правильно, назвать признаки живой природы.
- ДЫШИТ
- ПИТАЕТСЯ
- РАЗВИВАЕТСЯ
- РАМНОЖАЕТСЯ
- УМИРАЕТ
Вывод: Человек - часть живой природы. Потому что он, как и другие живые существа, растёт, развивается, дышит, питается, размножается.
III.Изучение новой темы.
- Молодцы, итак человек – часть живой природы. Но у него есть свои особенности. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Мы и наше здоровье».
1). Работа по учебнику.
Открываем учебник на с. 121.
- Изучая этот раздел, мы будем учиться: ……..
Дети читают «цепочкой» текст учебника на с.120.
2). Работа над новой темой.
- Итак, будем изучать человека, особенности его тела, работу органов, будем говорить об охране и укреплении здоровья. А это будет началом изучения очень интересных наук.
- Вспомним, а какие науки изучают живые организмы ?
Ответ:
Ботаника – изучает растения.
Зоология – наука о животных.
- Молодцы, все правильно вспомнили.
- А человека изучают науки:
Работа в тетрадях:
АНАТОМИЯ
наука о строении человека
ФИЗИОЛОГИЯ
наука о работе органов
ГИГИЕНА
наука о здоровье
- Итак, строение человека изучает …
- Правильно – АНАТОМИЯ.
Сейчас мы с вами поработаем в парах.
-Посмотрите друг на друга. Рассмотрите, как устроено тело человека .
Задание:
На ваших столах лежат листочки, возьмите лист №1. Подпишите части тела человека.
Один ученик в это время работает у доски
- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете все части своего тела.
- А как, по-другому назвать руки? Ноги?
-А называется строение человека снаружи – внешнее строение.
-Мы рассмотрели внешнее строение человека.
-А какое ещё бывает строение человека? Какие органы, которые находятся внутри нас, вы уже знаете?
СЕРДЦЕ,
МОЗГ,
ЛЕГКИЕ,
ЖЕЛУДОК,
КИШЕЧНИК.
-Такое строение человека называется – внутренним строением человека.
Итак , давайте подведём небольшой итог…
В организме человека есть органы.
- Наука, которая изучает работу органов человека …
- Правильно – ФИЗИОЛОГИЯ.
IV. Физкультминутка.
«Что умеет наше тело» -
У меня есть голова
Направо – раз, налево - два.
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
Затем туловище идет,
Наклон назад, наклон вперед,
Поворот – поворот.
Умелые руки есть у всех,
Вверх – вниз, вниз – вверх.
Ноги нам нужны,
чтоб бегать,
прыгать,
приседать, стоять…
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
V. Открытие новых знаний
-Мы сейчас с вами отдохнули.
Какие части тела мы показывали во время проведения физкультминутки?
-Руки, ноги и т.д. – это части организма.
Любой организм состоит из органов. Группу органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме, называют системой органов.
(на слайде сердце, зубы, желудок)
-Как вы думаете, эти органы можно отнести к одной системе? Общую ли работу они выполняют?
-Сердце не участвует в переваривании пищи. А вот зубы, желудок и некоторые другие органы выполняют общую работу и поэтому образуют систему.
-Так что же такое система органов?
Групповая работа:
Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа проведёт исследовательскую работу по определённой системе органов. Ваша задача узнать, какие органы входят в эту систему, найти, выделить нужную информацию по строению органов и их работе.
-Кто знает, как называется этот орган? (на слайде показываю желудок).
Желудок относится к пищеварительной системе.
-Первая группа проводит исследования по пищеварительной системе.
-Как называется этот орган? (на слайде показываю головной мозг)
Головной мозг относится к нервной системе.
-Вторая группа проводит исследования по нервной системе.
-Как называется этот орган? (на слайде показываю сердце)
-Работа сердца связана с кровью. Сердце «разносит» кровь по организму. Как называется эта система органов?
-Третья группа будет проводить исследования по кровеносной системе.
-Посмотрите на план вашей работы.
План-работы (на слайде):
1. Почитать самостоятельно текст в учебнике.
2.Узнать, какие органы входят в систему.
3. Какую работу выполняет эта система?
В конце работы 1 человек будет выходить к доске и защищать свою работу.
-Желаю удачной работы!
VI. Первичное закрепление
-Пришло время подвести итоги. Посмотрим, насколько тема урока была вам интересна и как вы умеете внимательно слушать.
-Сейчас вы снова будете работать в парах. У каждого из вас на столах лежат конверты, достаньте всё содержимое из них. Перед вами распечатка с изображением контура тела человека и отдельно внутренние органы, с которыми мы познакомились на уроке.
Ваша задача на основе схемы учебника изготовить модель «Внутреннее строение тела человека». Наклеить органы на контур человека в нужное место.
Не забывайте, что на схеме человек изображён зеркально: например, желудок изображён справа, а в теле человека он находится слева. Чтобы не ошибиться, надо мысленно повернуться в ту же сторону, куда обращено лицо человека на рисунке.
Анализ моделей человека (модели человека вывешиваются на доску).
VII.Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подошёл к концу.
-Какая была тема сегодняшнего урока?
-Какие цели ставили перед собой? Достигли их?
-Что такое организм человека?
-С какими основными системами организма человека мы познакомились?
-Возьмите свой листок достижений. Закрасьте контур человека на столько, каковы ваши знания по теме «Организм человека» в конце урока.
Учебник: проч.текст на с.122-124, ответить на вопросы на с.124.
Рабочая тетрадь: №4,стр.72.
-Сегодня за работу на уроке я могу поставить….
-Давайте встанем, мысленно положим на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. А теперь соедините ладошки, и знания теперь наши представляют единое целое, они выстроились в строгую систему.
-Спасибо за урок! Урок окончен!