СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира: «Трудные времена на русской земле» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока окружающего мира: «Трудные времена на русской земле» 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира: «Трудные времена на русской земле» 4 класс»

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Трудные времена на русской земле»

Цель урока: познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра

Планируемые результаты:

Предметные

- развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи

- научаться анализировать битвы

- познакомятся с исторической личностью Александром Невским

Пожарского.

Личностные

- воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории

- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Школа России, 4 класс, 2 часть, компьютер, проектор, презентация

Понятия:Ледовое побоище, Александр Невский



Этап урока

Содержание урока

1. самоопределения к деятельности

Мне хотелось бы начать наш урок с крылатого выражения « Не зная прошлого, мы не имеем права на будущее». Помня об этих словах, давайте проверим, как мы изучили страницы истории Древней Руси.

II. Актуализация к деятельности и мотивация








Нужно разгадать кроссворд по изученному материалу и записать ключевое слово.

  1. Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)

  2. Как называли добрых молодцев Древней Руси? (богатыри)

  3. Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? (Солнышко)

  4. Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)

  5. Как другим словом назывался храм на Руси? ( собор)

  6. На чём писали в Древней руси? (Береста)

  7. Как прозвали князя Олега? (вещий)

  8. Записи о важнейших событиях(Летопись)

  9. Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)


Какое ключевое слово получилось? Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие? Посмотрим как это слово объясняется в словаре.

III. Постановка учебной задачи

Сегодня мы будем изучать очень сложную тему, которую вы еще коснетесь более подробно в старших классах: Трудные времена на Русской земле.

Мы будем с вами пользоваться учебником, проверьте, у всех ли он есть? (если у кого-то нет, то  делятся с товарищами)

Тема очень трудная, будьте внимательны, старайтесь  быть активными, самые активны будут получать бонусы, а в конце урока вы напишете тест.

IV. Открытие нового знания









































На предыдущих уроках вы познакомились  с историей Древней Руси, с крещением Руси, с такими крупными городами как Киев, Новгород.  Расширялись территории, строились новые города. Русь расцветала.

Но не все было так гладко. Наше путешествие по истории России продолжается, и сегодня мы окажемся в 13 веке, в котором наступили трудные времена для русского народа. Тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле». В 13 веке наша Русь-Матушка подверглась множеством нападений со стороны врагов.  Территории  были разграблены, постройки разрушены, сожжены. Тем более,   в это время была феодальная раздробленность,  и Русь разбилась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга

Первое нападение было со стороны монголо-татар. Это были степные кочевники, у которых не было постоянного места, где бы они жили. Проживали и кормили свои семьи они за счет того, что, грабили, охотились, но для этого нужно было прилагать усилия. Тогда решили они  нападать на большие и  богатые территории, чтобы запугать народ и собирать дань. 

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество.  В 1237 году  на Русь нападают монголо-татары, во главе которых стоит Хан Батый. 

Открываем учебник на странице 59 и читаем про себя . По ходу текста рассмотрите карту на страницу 6 и установите путь, по которому двигались монголо-татары и очередность взятых городов. На чтение вам дается примерно 5 – 7 минут. Начинайте.

Теперь, давайте ответим на вопросы. 

1)В каком году на Русь обрушились тяжелые испытания?

2)Какой город первый потерпел поражение? В каком году?(веду указкой по карте, чтобы показать наглядно всему классу путь врага)

3)Какой второй город   был захвачен? В каком году?

4)Почему захватчики вели себя так жестоко?

5)Какой следующий   город попал под осаду? 

6) Какой город еще пострадал? В каком году?

Скажите, а почему Хан Батый пошел именно таким путем? Почему он не  пошел, например, в Тверь?

А в какой город не пошел Хан Батый?

Почему?

Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь.

Что же в итоге добились  монголо-татары своим многолетним походом?

Хорошо, но это еще не все беды, которые обрушились на русские земли. В 1240 году на Русь обрушились Шведы, чтобы завоевать русские территории, считая, что после нашествия Хана Батыя княжества не смогут дать достойный отпор. Как мы помним,  полчище Хана Батыя не пошло в какой город?

Верно, а шведы, не учли этого и напали именно на Новгород, где успешный отпор дал им новгородский князь  Александр. Битва проходила на реке Неве, поэтому князя так и прозвали Александр Невский. Шведы были  застигнуты врасплох и разбиты наголову в июле 1240 года. Спустя 2 года, т.е  в 1242 году на нас нападают немецкие рыцари-крестоносцы. В истории нашего Отечества эта битва называлась Ледовым побоищем. 

V. Динамическая пауза

Видеофрагмент

VI. Первичное закрепление во внешней речи


У немецких рыцарей   была своя стратегия ведения боя, они вставали клином. И внедрялись в ряды противника. Битва началась 5 апреля 1242 года. О том, как это происходило, мы узнаем, прочитав

текст на странице  63. 

Читайте внимательно, чтобы ответить на вопросы. На прочитывание вам дается 5 минут.

1) Как Александр расположил Русскую армию?

2) О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас?

3) Чем закончилась битва?

Верно, русская армия загнала противников на озеро, где из-за климатических условий  был уже не такой прочный лед, противники потонули под тяжестью своих доспехов. Нам удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

А теперь, как я и обещала небольшой тест. ( каждому ученику раздается бланк с тестом, где он кружочком отмечает правильные варианты ответа).Подпишите свои листы. Читаете задания, которых 5 и выбираете нужную – правильную букву, обводите ее в кружок.

Теперь поменяйтесь своими работами с соседом по парте.

 Проверяем, если ответ верный, то ставите +, если нет -.

Начинаем проверку.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учебник. Рубрика «Проверь себя» Устно

Работа в рабочей тетради

Выполните задания № 2,3

VIII. Рефлексия деятельности


Давайте подведем итоги урока.


Теперь сосчитайте кол-во плюсов и напишите внизу бланка.

За урок вы получали бонусы.

Возьмите обратно свои работы и рядом с баллом за тест напишите кол-во  бонусов. Посчитайте сумму и  скажите мне ее, когда я назову вашу фамилию. ( запись баллов)

На уроке самый большой балл получил …, он отвечал на большое кол-во вопросов и старался. На втором месте … У него … кл-во баллов, это тоже не плохой результат. Молодец. И 3 место присуждается.., за .. кол-во баллов. Очень хорошо. Остальные ребята так же хорошо работали.

Так скажите,  почему 13 век считается трудным временем для Руси? 

Скажите, что было сложного в нашей теме?

А что было легкого?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!