СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 1а классе по теме: «Живая природа. Животные».

Нажмите, чтобы узнать подробности

• на основе предметных знаний и жизненного опыта детей вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы;

• создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

• воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 1а классе по теме: «Живая природа. Животные».»




Конспект урока окружающего мира в 1а классе

по теме:

«Живая природа. Животные».



Цель:дифференцировать понятие «живая природа» от понятия «растения» и «животные».

Задачи:

• на основе предметных знаний и жизненного опыта детей вывести учащихся на самостоятельную классификацию объектов живой природы;

• создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

• воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

• Карточки для индивидуальной работы с объектами живой и неживой природы;

• Компьютер, проектор, презентация

Ход урока

1.Организационный момент (1мин)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи.

Учитель.Ребята, начнем наш урок! Чего сегодня вы ждете? Что хотелось бы узнать?

Ученик ДадаевАльбури: Мы хотим отправиться в путешествие, чтобы узнать что-нибудь необыкновенное о животных или еще что-нибудь новое и интересное об окружающем нас мире!

Учитель.В ходе урока, я думаю, мы вместе постараемся ответить на интересующие вас вопросы. Для этого предлагаю отправиться в путешествие. А для начала, нам нужно определиться с маршрутом.


2.Актуализация опорных знаний (5мин)

• Каждый ученик получает набор карточек с объектами живой и неживой природы из приложения к рабочей тетради.

Учитель. Возьмите 10 карточек и рассмотрите их. Как одним словом назвать, что изображено на них?


Ученица Магомедов Магомед:Природа.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

это всё вокруг природа.

Учитель.Попробуйте самостоятельно разделить изображенные объекты на 2 группы.

• Дети работают самостоятельно.

Учитель.Давайте проверим, что у вас получилось, какие группы?

Ученик. Я разделил все объекты природы на 2 группы: живая и неживая природа. (Все дети соглашаются. Если есть ошибки, просим объяснить, доказать свой вариант. В ходе рассуждения ученик, как правило, сам исправляет свою ошибку).

Учитель.По каким признакам вы определили объекты живой природы? (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание.)

Учитель. Вода тоже движется, почему мы не относим её к объектам живой природы? (Вода в горной реке движется, в результате разности высоты русла.)

Учитель.А сейчас сами попробуйте догадаться, в какой мир природы мы отправимся в путешествие.


3. Изучение нового материала (20 мин)

• Учитель показывает слайд, на котором изображены разные представители животного и растительного мира: млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, деревья, кустарники, грибы, бактерии, увеличенный под микроскопом микроб.

Учитель.Рассмотрим с вами картинки. Что объединяет все изображенные объекты?


Ученик.Это все живая природа?

1 ученик.Я не согласен. Здесь есть одна картинка, на которой непонятно, что нарисовано, но не природа. (Указывает на бактерию.)

Учитель. Хорошо, я уберу в сторону эту картинку. Теперь ты согласен?

2 ученик.А теперь я не согласен. Я читал о микробах в книжке. Они бывают разные.

Учитель.А ты сможешь доказать, что микроб относится к живой природе?

Ученик.Да, могу. Он же питается, размножается, умирает. А еще я знаю, что микробы бывают разные и люди могут от них заболеть.

Учитель.Итак, мы с вами определили, что все представленные объекты относятся к живой природе.

• На слайде появляется карточка с надпись «Живая природа».


Учитель.Но если вы внимательно посмотрите, на какие группы вы разделите изображенные объекты?

• При делении дети легко выделяют 2 группы: растения и животные, а вот с грибами и бактериями - сомнения. Куда их отнести?

Учитель.Мы с вами работаем как настоящие ученые! Но они делят природу на 4 царства.

• На слайде «Живая природа» появляются 4 короны.


Учитель.Вы, наверно, уже догадались, как ученые назвали каждое царство?

Ученики.Царство растений. Царство животных.

• Учитель располагает картинки под названиями.

Ученик.Я догадался! Надо определить микроб в отдельное 3-е царство. Потому что он не похож ни на одно растение, ни на животное!

Учитель.Ты верно рассуждаешь!

Учитель.А почему грибы определяют в отдельное 4-е царство живой природы? (То, что мы обычно называем грибом, - это его плод. Как яблоко у яблони. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы. Когда бывает много тепла и влаги, на грибницах вырастают плоды – грибы. Знаете ли вы, что дрожжи, которые делают хлеб пышным и вкусным, тоже грибы. Есть кефирный гриб и гриб для изготовления сыра.)

Учитель.А вот путешествовать мы с вами сегодня будем по « Царству животных!» Мы встречаемся с ними почти на каждом шагу. Оказавшись за городом, мы замечаем птиц в небе. Насекомые кружат над цветами. Мыши и полёвки шуршат в траве. Черви роются в земле под нашими ногами. Даже в большом городе можно встретить стаи голубей.… Как вы думаете, сколько на земле животных?

Ученик.Животных на Земле очень много. Они обитают везде – в воде, в земле, на земле, в воздухе.

Учитель.Приведите примеры животных обитающих: в воде, на земле, в земле, в воздухе.

• Дети приводят примеры, называют животных.

Учитель.Но это лишь малая толика населяющих Землю животных. Никто не знает точно, сколько их всего. Учёные описали примерно 2 миллиона разных видов, но многие труднодоступные горы, непроходимые джунгли, побережья и глубины морей исследованы ещё очень мало. На Земле, возможно, обитает 10 миллионов, а может и 20 миллионов или ещё больше видов животных.


4.Физкультминутка (1-2 мин)

Два притопа, два прихлопа

Ёжики, ёжики.

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе!

Девочки! Мальчики!


Учитель.Готовы продолжать наше путешествие?

Учитель.Когда речь заходит о животных, многие люди сразу вспоминают мохнатых зверюшек и пушистых цыплят. Однако это царство объединяет самых разнообразных существ. Нам бывает неприятно, а то и небезопасно брать некоторых из них в руки, но каждый вид (группа) занимает своё особое место в природе и играет в ней определённую роль.

• Дети работают в парах с набором карточек из приложения к рабочей тетради.

Учитель.А теперь возьмите карточки, на которых изображены животные, и попробуйте разделить их на группы. Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Будьте внимательны друг к другу. Выслушайте друг друга, не перебивая. На какие группы можно разделить всех животных?

Учитель.Давайте, сопоставим свои группы с группами, которые есть в учебнике

• Дети читают названия групп животных.

Учитель.Какие названия групп вам не понятны? Почему? Какая группа животных вам меньше всего известна? Откуда можно узнать о животных, если не встречаешь их в повседневной жизни?

Ученик.Из журналов, передач о животных, из книг.

Учитель.Какие передачи о животных вы смотрите? О каких животных мы знаем с детства?

• Показ слайдов с комментариями учителя и обсуждением

Учитель.Как вы думаете, почему паукообразных не относят к насекомым? (Сравнение насекомых паукообразных. Пауки – 4 пары ног, 6 – 8 глаз нет крыльев и усов. У насекомых – пара усов, 6 ног, крылья)

Учитель.Как вы понимаете слово «земноводные»? Что вы можете сказать об этой группе животных? ( Животные, которые могут жить и на суше, и в воде, для размножения им нужна вода.Лягушки, жабы, тритоны в воде откладывают икру, из которой развиваются молодые животные.)

Учитель.Чем отличаются пресмыкающиеся от других животных? ( Могу передвигаться, извиваясь всем телом, без ног – змеи, ноги расположены по бокам у ящериц, черепах, крокодилов.Они могу жить на суше, в жарких засушливых районах пустыни; в воде – морские черепахи, морские ящерицы, крокодилы, но, размножаясь, откладываю яйца на суше.)

Учитель.Дети, назовите отличительные признаки птиц?

Ученик.Я знаю, что у всех птиц есть крылья, перья и клюв. Однако не все птицы пользуются ими для полёта.

Ученик.Я согласен с тобой. Я слышал, что страусам, например, крылья служат зонтиком, защищающим кладку яиц от жары.

Учитель.Ты верно говоришь. А вот чайки и кайры, которых вы видите на слайде, с помощью крыльев не только летают, но плавают под водой, помогая себе перепончатыми лапами.

Учитель.А к какой группе животных ближе всего человек? Почему вы так считаете?

Ученик.А может, быть человека относят к группе млекопитающих животных, потому что когда - то, много миллионов лет назад он был похож на обезьяну, его тело было покрыто шерстью, ходил он как обезьяна, на четвереньках.

Ученик.Я не совсем согласен! Я знаю, что человек, как и все млекопитающие, вскармливает своих детёнышей молоком.

Учитель.Ты верно рассуждаешь. Молодец!

Учитель.Ребята, а что это за необычные «существа» изображены в учебнике? Это животные или растения? (Морская звезда, коралл, актиния – это животные морские.)



Учитель.Кто не знал этого, и его удивил ответ? Как вы думаете, почему их относят к группе животных? (Из – за способа питания. Все эти животные относятся к классу беспозвоночных животных, обитающих в тёплых тропических морях. Кораллы – днём сжимаются, а ночью расправляют щупальцы с помощью, которых ловят различных мелких животных. Актинии – питаются планктонами, мелкой рыбой. Добычу схватывают щупальцами, которые могут быстро менять свою форму из вытянутых в шаровидные. Продолжительность жизни – многие десятки лет, возможно до 100 лет. Морская звезда – от 2см до 1м, ярко окрашенное животное, малоподвижное, имеющее от 5 до 50 лучей. Большинство этих животных хищники, питаются моллюсками, многощетинковыми червями, живут до 35 лет.)

Учитель.Зачем нужно учёным делить животных на группы? Как вы думаете?

Ученик.Чтобы легче было изучать их жизнь.


5.Закрепление изученного материала (5 мин)

Учитель. А сейчас предлагаю вам немного поиграть, согласны? Я буду загадывать загадки, вы их будете отгадывать, и называть к какой группе относится это животное, почему? (Классификация есть в учебнике, если детям нужна подсказка)

Черный жилет, красный берет.

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь – в котёл попала. (Щука)

В тёмном уголке живёт,

Шёлковую нить плетёт,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо. (Оса)

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б навстречу ни поплыл –

Всех проглотит ….(Крокодил)

На узкой, на дорожке – голова да рожки.

Кто так медленно ползёт, на себе свой дом везёт? (Улитка)

Учитель.А может это быть человек в машине?

Ученик.Нет, человек не несёт машину, он находиться в ней.

Учитель.А червяк в яблоке может?

Ученик.Нет, он тоже просто находиться внутри яблока.


6. Рефлексия ( 2 мин)

Учитель.Нам пора возвращаться из этого удивительного мира - царства животных, части живой природы. Он очень богат и разнообразен.

Что вам больше всего запомнилось?

Чему вы удивились на уроке?

Оправдались ваши ожидания, с которыми вы шли на урок?

Кто желает, может на следующий урок приготовить сообщение о любом представителе мира животных, а кто-то, может, захочет нарисовать свое любимое животное. Всем спасибо.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!