Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
Урок окружающего мира
по теме «Средние века: время рыцарей и замков»
4 класс
Учитель начальных классов
Ваганова Н.М
2022 год
Цели урока:
Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Развитие творческих способностей учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков.
Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.
Формируемые УУД:
познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
Слайд 1
Представление.
- На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества - Средние века. Как вы понимаете понятие «средние»?
Слайд 2
- Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.
- Средние века - второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.
- Сколько веков длился этот период?
- Правильно. А теперь переведите эти века в года?
- Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.
- От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах - архивах.
Слайд 3
- Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.
- А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.
Слайд 4
- Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух - трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.
- В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.
Основные стили архитектуры того времени:
Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)
Слайд 5
- А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.
Слайд 6
- Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттер — всадник). А кого так называли? Уточнение термина.
- А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи
Слайд 7
- Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.
- Для чего существовали рыцарские доспехи?
Слайд 8,9
- Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.
Слайд 10
- Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.
В Средние века сразу можно было отличить знатного человека - рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.
В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.
- Как называются современные доспехи наших военнослужащих?
- Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?
Физкультминутка. Стреляем из лука.
Метаем копье (правой и левой рукой).
Сражаемся мечем.
Защищаемся щитом.
Слайд 11
- А где жили рыцари?
Слайд 12
- Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)
Слайд 13
- Каким был замок рыцаря?
Слайд 14
- Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.
Слайд 15, 16
- Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.
Слайд 17
- Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не
было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.
Слайд 18
- Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,
«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»
«Исполнить или умереть!»,
«Иду своей дорогой!»
Слайд 19
А также свой флаг и герб.
Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.
Слайд 20
В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.
Прочитайте о значениях цветов.
Слайд 21
Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?
Перечислите мне, пожалуйста, их.
- А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
Практическая работа.
- Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!
- Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он - настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?
- Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?
Слайд 22
- Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д'Арк - героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.
Слайд 23
- Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.
- В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.
- А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.
Слайд 24
Книгопечатанье
Слайд 25
- Музыка в Средневековье.
Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.
Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.
Слайд 26
Литература в Средневековье.
Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.
Зарождается новый поэтический жанр – сонет.
Слайд 27
Наука и техника в Средневековье.
Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.
Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».
Слайд 28
С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).
Слайд 29
Образование в Средневековье.
Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.
С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.
Рефлексия .Что нового узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось? Хотели бы вы узнать новые сведения о жизни рыцарей?