СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "В царстве грибов"»

7



Урок окружающего мира

Тема: «В царстве грибов»

3 класс



Цель:

Образовательный аспект:

Способствовать формированию у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы.

Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, знакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами

Развивающий аспект:

Содействовать формированию и развитию учебных умений и навыков, работая в группах, парах.

Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.

Воспитывающий аспект:

Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1.Карточки по схеме: «природа», «живая», «неживая», «растения», «животные», «грибы», «шляпочные», «съедобные», «ядовитые».

2. Карточки новых слов для запоминания: «микология», «плодовое тело», «грибница (мицелий)».

3Мягкая игрушка «Гриб».

6. Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер.

.Раздаточный материал:

.1. Тест «Проверь себя» - всем или 1 на парту

2. Рисунки-схемы с изображением внешнего строения шляпочного гриба – всем

3 Большие корзинки с разрезами – 3 шт.

4. Карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов – по 6 штук на стол

(итого 18 штук).

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд1

- Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте улыбнёмся друг другу.

II. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания.

На прошлых уроках окружающего мира мы изучали царство животных, рассмотрели новую классификацию животного мира, питание, размножение животных и подвели итог разговором об охране животных.

-Ребята, скажите, что делают люди в мире и в нашей стране по охране редких животных?

(запрещается охота на редких животных, создаются заповедники, национальные парки – это особо охраняемые территории. Заповедники даже закрыты для туристов)

-Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от нас. Дома вы нарисовали правила поведения друзей природы. Давайте их расскажем при помощи ваших знаков. ( дети перед уроком сдают учителю свои знаки, учитель на уроке показывает всему классу, ребята формулируют правила поведения в природе)

III Введение в тему урока. АОЗ(актуализация опорных знаний)

- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

Перед тем, как отправиться в лес, на природу, давайте повторим, что мы знаем о природе.

- Какая бывает природа? (живая и неживая) – идёт заполнение схемы. – магнитная доска.

- Назовите признаки живой природы ( живая природа дышит, питается, растёт, размножается, умирает)

- Назовите царства живой природы, которые мы уже подробно изучили (растений, животных)


Природа

живая

неживая

животные

растения






- Итак, мы отправляемся в лес на природу. Слайд2-4

(Звучит фонограмма «Пение соловья»).

- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (мнения детей).

III. Постановка цели урока. Мотивация на учебную деятельность.

- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

- Что это? (это гриб). Верно. Речь пойдет о грибах, и тема нашего урока «В царстве грибов».(Попробуйте сами предположить, что мы должны с вами узнать о грибах? (мнения детей)

Учитель обобщает высказывания детей:

-Мы должны выяснить с вами строение грибов, где и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Скажите, эти знания нам пригодятся в жизни?

Будьте очень внимательны!

- Существует даже целая наука, посвященная изучению грибов. Она называется «микология».

Слайд5 : микология

«микос» - гриб, «логос» - наука.

- Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб-боровик (белый гриб) – всем грибам голова. (показать игрушку)

Запись голоса боровика(слайд5): «Здравствуйте, ребята! Я рад сопровождать вас в нашем лесу. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Желаю удачи!!!»

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (высказывания детей).

- Раз вы такие опытные грибники, покажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)- ребята выходят к плакату с грибами, названий там нет)

- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте отправимся на «тихую охоту».

- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)

IV. Изучение материала. (задача: познакомить с особенностями строения шляпочных грибов)

- Царство грибов очень разнообразно! Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов. Ещё совсем недавно учёные – биологи относили грибы к царству растений, поэтому сегодня на уроке мы часто будем с вами сравнить грибы с растениями

- А какие части растений нам известны? (предполагаемые ответы: корень, стебель, ветки, листья, цветок, плод, семена).

- Есть ли они у грибов? (мнение детей, вывод: у грибов нет листьев, стебля, веток).

Давайте поговорим сначала о строении грибов.

Какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

- Посмотрите на нашего боровика, он тоже в шляпе.

- Все грибы, которые имеют шляпку, называются шляпочными

Дополняем таблицу:

природа



неживая

живая

грибы

животные

растения

шляпочные











- У меня на экране (слайд6) и на ваших рабочих местах имеется рисунок строения шляпочного гриба.

- Давайте вместе разберемся, как называются части гриба, вам в этом помогут слова для справок.

- Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть). Правильно. Запишите слева.

- Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.

- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название «плодовое тело».

На доске название

- Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть).

- Молодцы. Запишите слева.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни).

- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- А на самом деле подземная часть называется «грибница (мицелий)»

карточка «грибница» - на доску

- Питание.(задача: показать тесную связь между грибами и растениями, ввести термин – симбиоз)

- Поговорим о питании шляпочных грибов. Вспомним, как питаются растения. ( растения поглощают корнями воду с растворёнными минеральными солями, и сами производят сахар и крахмал при помощи воды и углекислого газа и солнечной энергии)

- Растения сами создают нужные для своего роста вещества. А грибы так «не умеют».

- А как гриб питается? (Грибница высасывает из почвы воду с растворенными в ней солями).

Грибы ещё могут поглощать вещества из находящихся в почве остатков растений и животных.

Но некоторым грибам и этого мало. Им для развития и роста нужны те питательные вещества, которые растения производят на свету. Как же они их получают!? – проблемный вопрос( мнения детей)

Содружество растений и грибов.

- Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на экран!(слайд8) Как называются эти грибы? (подберезовик, «подосиновик).

- О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами, березами).

- Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами…

- Почему так происходит? – проблемный вопрос (Дети предлагают свои версии).(слайд9)

- Дерево и гриб друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

Симбиоз – содружество организмов, полезное как одному, так и другому организму.

- Что ж, ребята, вы наверно устали? Я предлагаю пройтись по опушке и собрать грибы.

V.Физкультминутка. (слайд10)

Вот мы в лес пришли, (маршируют)

Белый гриб нашли, (руки на поясе, показать важность гриба)

Выросли маслята - (присели и слегка приставать)

Дружные ребята.

А опята - плясуны (выставление пятки, размах руками)

На поляне пляшут

Шапочками машут, (машут правой рукой)

Раз грибок, еще грибок (наклоны вперед)

Положили в кузовок. (кладут грибы в корзину).

VI. Продолжение изучения материала. Разнообразие шляпочных грибов. (задача: показать разнообразие шляпочных грибов, познакомить с грибами, занесёнными в Красную книгу, воспитывать бережное отношение к редким грибам, показать использование грибов человеком, повторить знания о поганке и мухоморе)

- Продолжим наше путешествие по лесу. Мы рассмотрели строение и питание шляпочных грибов, поговорили о том, что грибы и растения помогают друг другу .Сейчас поговорим о разнообразии шляпочных грибов. Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Вы даже не представляете, как необычно могут выглядеть шляпки некоторых грибов.

(слайд 11)Знакомьтесь, перед вами грибы очень необычны, к тому же они достаточно редки, поэтому эти грибы занесены в Красную Кингу России. ( показ: шишкогриб сетконоска, решеточник красный, рогатик, грифола курчавая)

Но вернёмся к грибам, которые можно встретить в наших лесах.

Слайды с грибами 12-15) -(дети называют знакомые грибы, учитель помогает)

А люди используют грибы в пищу? (Да).

- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

- Правильно. Молодцы. (слайды с грибами)

Давайте вспомним, какие грибы ни в коем случае мы собирать не будем. (мухомор и бледная поганка) Учитель о поганке: Самый опасный гриб - бледная поганка. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Дело не только в исключительной силе яда, но и в том, что первые признаки отравления - головная боль, ухудшение зрения – проявляются только через 12 часов. За это время яд успевает очень сильно навредить организму

Грибы-двойники.(задача: развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, которые очень похожи внешне)

А сейчас я хочу рассказать вам о грибах-двойниках (белый гриб-желчный гриб, опёнок осенний, ложноопёнок) – показ и описание! – слайды 16-19

- Поэтому нужно быть очень внимательным при сборе грибов и брать только те грибы, которые известны, а незнакомые лучше не трогать.

Как нельзя бросаться в воду, не научившись плавать, так нельзя идти в лес за грибами, не зная их. Знакомиться с грибами надо по рисункам в книгах и у знающих «охотников» за грибами.

- Как же поступить с теми грибами, которые могут навредить нашему здоровью?

(Ответы детей).

Вывод: Эти грибы нужны лесным обитателям, которые вылечивают себя от болезней. Заповедь должна быть одна – все живое имеет право на жизнь. Любуйся их красотой.

VII Закрепление изученного материала. (слайд20)

Работа в группах. Игра «Съедобное - несъедобное» (задачи этапа: содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти.

1) Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Съедобное – несъедобное». Для этой игры вам понадобятся ваши знания. Каждая группа за столом соберет из предложенных карточек «съедобные» грибы в корзину. (там разрезы).

Звучит запись : пение соловья – слайд21

Дети работают.

- Закончили. Давайте проверим.

- Какие грибы вы положили в корзину? Какие оставили? Почему? (Каждая группа отвечает).

- Молодцы, справились с заданием.

Дети выставляют корзины к доске.

2) Работав паре. Тест «Правильно ли мы собираем грибы?» (Задача этапа: сформулировать правила сбора грибов с использованием теста)

А сейчас мы проверим себя при помощи теста, правильно ли мы собираем грибы?

- Возьмите тест. Вы должны в паре с соседом обсудить утверждения. Если вы с ними согласны, то слева в пустой клетке ставите «+», если нет – то ставите

«минус».

Идет работа в паре по тесту (запись «пение соловья»).

- Выполнили? Молодцы. А теперь проверьте свою работу по ключу.

. (Проверка работы пар – слайд23).


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ - + - - + + - + -

- Если вы допустили ошибку, исправьте ее и еще раз дома повторите правила сбора грибов. Значит, нам с вами есть еще чему поучиться.

Проверяя тест, мы сказали, что сбивать палкой и растаптывать ядовитые грибы нельзя. Почему? (мнения детей: предполагаемые ответы: Некоторые грибы являются лекарством для животных. Например, лоси могут лечиться мухоморами. А еще в грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов).

3)Сообщение о первой помощи при отравлении грибами. (задача этапа: знакомить с правилами оказания первой помощи при отравлениях грибами, оказывать первую помощь при отравлении)

- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач.


-Ученица (заранее подготовленный ученик) в халате и колпаке .

Слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для

исследования в лаборатории.

- И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!

VIII. Подведение итогов урока.(задача учителя: проверить, насколько внимательны дети были на уроке)

- Давайте подведем итоги блиц-опросом

Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство

природы).

2 группе: Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (ножка, шляпка)

3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и

ядовитые).

1 группе: Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

2 группе: Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему?

(Ими лечатся животные).

3 группе: Как называется подземная часть шляпочного гриба?

- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

IХ Д/з (слайд25)

Запишите домашнее задание. Учитель комментирует д/з.

Учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», стр.118-121

Выполнить задание № 3 на стр. 122.

Х Рефлексия.(слайд26)

Сегодня мы так много узнали на уроке! Какие задания на уроке вам были интересны? Что было трудным? (высказывания детей)

Наше путешествие в царство грибов подходит к концу. Я хотела бы обратить ваше внимание на тот лесной трофей ваших знаний в корзине, который мы с вами собрали на «тихой охоте».

. Каждый грибок – это крупинка ваших полученных знаний.

- Давайте их вручим нашему гостю-проводнику – боровику.

Запись слов боровика(слайд26)

: «Вы сегодня все хорошо потрудились и я очень рад за вас!!

Жду с нетерпением следующей встречи с вами!

Учитель: Всем спасибо за хорошую работу! Урок окончен.