СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОПК по теме "Храм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОПК по теме "Храм"»

Курс: «Основы православной культуры»

Урок 14.

тема: ХРАМ

Цели деятельности педагога: Формировать представления об изучаемом предмете; обеспечить понимание и принятие учащимися целей урока; обеспечить психологическую комфортность учащихся в процессе обучения для эффективного обучения, развития учащихся и освоения базовых знаний; формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации

Тип урока: Открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: расширяют свои представления о назначении и устройстве православного храма; знакомятся с правилами поведения в храме; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место; усвоить суть понятий «собор», «храм», «колокольня», формирование навыков использования научной терминологии

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником

Личностные: деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры православного храма и его убранству.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: крест, притвор, купол, иконостас, клирос, Царские врата, икона, закомара, кадильница, апсида, алтарь, колокольня.

Образовательные ресурсы. Интернет-ресурсы: http://www.ustsarschool.ucoz.ru, www.piter.fm, www.ruskg.info.ru., http://ru.wikipedia.org, www.zvon.ru

Наглядно-демонстрационный материал. Мультимедийный ряд: презентация «Храм».

Музыкальный ряд: Звон Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, исп. игумен Михей (Тимофеев).

Оборудование: доска, компьютер, мультимедиапроектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!

II. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

(Слайд 2-3)

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

- Что люди делают в храмах?

- Что общего у всех храмов?

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

(Слайд 4)

- Да, ребята, тема урока – Храм.

- Какие цели вы поставите для себя на урок?

- А каким образом вы будите получать новые знания? (рассказ учителя, прочитать в учебнике, обратиться за помощью к компьютеру, поработать в парах)

(Слайд 5)

-Нам предстоит узнать значение следующих слов: свеча, кадило, канун, икона, благословение, иконостас, Царские врата, алтарь.

IV. Изучение нового материала.

(Слайд 6)

– Первый храм на Руси был построен в Киеве с принятием христианства. Это была точная копия Святой Софии в Византии. (Стамбул)

Храм – это дом. Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, но­ра зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы свя­тость (мир, свет, любовь). Таким мес­том является храм.

Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Можно ли представить себе и современный русский город или крупное село без храма? Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

  - Попробуйте  дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (учащиеся дают определения слову «храм»)

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

-Зачем люди посещают храмы?

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

- Все ваши ответы абсолютно правильные.

Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь — озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм ча­сто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

Задание: Записать определение храм и церковь в рабочих листах.

Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».

(Слайд 7)

- На что похож храм? (Свеча-это знак добровольной жертвы Богу,свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету)

- Посмотрите, как похожи контуры храма и растущего рядом дерева. Дерево-символ жизни, стремление земного к небесному.

- Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.

Церковные здания возводились из дерева, камня и кирпича. (архитектура /греч./ - «плотник»; зодчество /слав./ - «глина». По смыслу не допускается: «деревянное зодчество» и «каменная архитектура». В Древней Руси говорили: «создать храм» /каменный/, но «поставить» /деревянный/.)

Само расположение храма обычно свидетельствует о его духовном назначении в жизни людей. Вознесенный на вершину холма он являет собой камень веры; на высокий берег реки – он как бы освещает своим присутствием огромные пространства. Видно его отовсюду.

– Что же представляют собой древнерусские храмы?

(Слайд 8)

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

-Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

(Слайд 9)

-Купол заканчивается вверху главой. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- одна глава во славу Главы Церкви – Иисуса Христа;

-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).

Иногда строят и большее количество глав. (25,33)

- Какого цвета бывает купол? Цвет в храме также имеет свое значение.

Синий цвет – цвет неба и печали.

Золото – символ святости, солнца, Божественной любви и энергии, божественный цвет.

Белый – цвет рая, чистоты.

Зеленый – цвет весны, жизни и надежды.

Голубой – цвет неба и вечной истины, возвышенности и недоступности, цвет Богородицы, Божественной мудрости (Божественная София).

Красный – цвет крови, подвига, жертвы, победы.

Черный – символ зла, греха.

- Купол венчается крестом? Что обозначает крест? (Вертикаль – связь небесного и земного, символ бесконечной любви; горизонталь – любовь на все стороны; напоминание о мученической смерти Христа, о его страдании. Крест повернут на запад и на восток. На востоке рождается солнце, на западе солнце умирает. Если человек отворачивается от добра, то он поворачивается к злу. Напоминание о страшном суде. Крест – соединение высоты и глубины, широты и долготы. Принята разнообразная форма крестов, русский – восьмиконечный. На кресте изображается изогнутая линия – символ первоначального греха, змий; под ногами полумесяц – ясли, чаша горести, ковчежец – идея спасения; корона – основан патриархом или царской династией; листочки /веточки/ - древо жизни; солнце – Свет Божий.)

(Слайд 10)

- На что опирается купол? (Барабан или шея)

-Какая геометрическая фигура лежит в основании барабана? (Круг - нет начала и конца, символ вечности)

-Крест, купол и барабан – Божественная любовь бесконечна.

- Что мы видим на барабане?

-Узкие щелевидные окна.

- Такие окна дают свет в храм лучом. (Божественный свет – символизирует собой Христа, принесшего свет миру)

- Какого цвета храм? (Русская земля – удел Богоматери. Церковь – тело Богородицы, всех в себя приняла. Стены внизу ровные – символ земного, резьба в верхней части – символ рая (Райские кущи), изображались причудливые животные и растения; окна освещают самые важные места в храме.)

- Все ли стены в храме одинаковые? (Восточная часть – самое святое место в храме. С внешней стороны оно оформлено в виде полукружья – апсида.)

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

(Слайд 11)

-Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

- Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  • Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

  • Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

  • Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

- Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

(Слайд 12- 13)

- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

V. Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

Быстро встали, улыбнулись,
VI. Продолжить изучение нового материала.

- Ребята, давайте откроем учебник на странице 48 - 49 и самостоятельно прочитаем текст учебника до слова «Икона».

- Давайте мысленно перенесёмся в храм на некоторое время.  Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

- А сейчас обратите внимание на доску, глядя на слайды, давайте познакомимся с устройством храма.

-Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце.

(Слайд 14)

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Что должны сделать верующие прежде, чем войти в храм?

(Слайд 15)

- Наиболее распространенное трехчастное деление храма на притвор (или трапезная), сам храм (средняя или центральная часть) и алтарь. Паперть, притвор и храм символизируют собой земную область бытия – земной мир, выстроенный как лестница восхождения души. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.

(Слайд 16-17)

- В притворе (область земного бытия) раньше стояли те, кто готовился к крещению (оглашенные) и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезной, в которой устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. В притворе совершаются литургии на великих вечернях и панихиды по усопшим, он служит местом молитвенного приготовления. Здесь находится церковный ящик, где продаются церковные предметы, свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Молитвенная память называется «поминание». Живых поминают в молитвах «за здравие». А умерших - «за упокой». Это молитва о том, чтобы Бог принял их души в Царство Небесное. Над притвором обычно строится колокольня.

(Слайд 18)

- Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Средняя часть храма знаменует собой Горний ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают все праведники . В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Огонёк свечи тянется вверх, но свой свет и тепло свеча отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы всюду.

С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. Во всех других местах храма, кроме кануна, люди ставят свечки, молясь за себя и за других живых людей.

Во время службы священник совершает каждение. Обходит храм с дымящимся кадилом. Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает производить едкий и вонючий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи: дым возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.

В центральной части храма из купола книзу спускается большой светильник – паникадило со множеством огней, возжигаемых в особые моменты богослужения. Паникадило и поликандила (светильники в боковых приделах с 7-12 свечами) множеством своих огней означают Небесную Церковь как собрание святых, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих в свете Царства Небесного.

Амвон, отделяющий алтарь от храма, символизирует встречу Неба и земли.

(Слайд 19)

- Главнейшая часть храма — это алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Триединого Бога, Божественную природу Христа Спасителя, рай или Царство Небесное. Это самое святое место в храме, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не все надо стремиться переделывать по своей воле. Вы видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли не вширь, а вверх? Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека. На этом пути происходит переплавка примитивных желаний в более высокие и человеческие стремления. Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь останавливаться и уступать. Надо уметь ждать и понимать. В общем - надо уметь не навязываться, а служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. ( В верхних сводах алтаря помещаются изображения херувимов и серафимов, которые ближе к Богу. В верхней части алтарной апсиды – образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая Стена». В средней части центрального полукружья алтаря обычно помещается образ Евхаристии - Христа, преподающего причастие святым апостолам.

- Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. Семисвечник за престолом знаменует собой семь таинств Православной Церкви.

Слева от престола находится жертвенник. Жертвенник знаменует собой Голгофу, место крестного подвига Христа Спасителя.

(Слайд 20 -21)

 Алтарь отделяется от храма иконо­стасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются ико­ны, обращенные ликами к молящим­ся верующим. Иконостас – молитва Небесной Церкви: святых и ангелов. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого или священного события, в честь которого освящен храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос - Царь Славы в Святых Да­рах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Размещение икон на иконостасе подчиняется своим каноническим правилам: Местный ряд, Праздничный ряд, Деисусный ряд, Пророческий ряд, Праотеческий ряд.

VII. Коллективная работа.

- Какие чувства возникают у вас при прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

( выслушиваем детей)

- Часто ли вы бываете в храме?

 -  Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

   - Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

       Прежде чем зайти в собор,

       Головной сними убор,

       Злые мысли отгони:

       Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

        Скромную надень одежду,

        В брюках в храм идёт невежда,

        Голову платком покрой

        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

        Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

        О грехах своих грусти.

  Учитель:        

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

-Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

-Как мы заходим в храм?

-Как мы стоим во время богослужения?

(Слайд 22 - 26)

-Как оканчивается божественная литургия?

VIII. Рефлексия.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Как называются храмы, находящиеся в нашем городе?

- В каких храмах приходилось бывать вам? Расскажите о своих чувствах во время пребывания в храме.

Любите , дети, старину

С ее былинными веками,

С ее старинными церквами,

К величию ведшие страну…

Любите. Дети, старину!..

(С.С.Бехтеев)

ХI. Домашнее задание

(Слайд 27)

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем городе

- прочитать стр.48-51 учебника

- ответить на вопросы стр.51

Индивидуальное:

- нарисовать храм вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»

(Слайд 28)

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!