СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Оплодотворение у растений". Биология 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока биологии в 10 классе о двойном оплодотворении у растений

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Оплодотворение у растений". Биология 10 класс»

Дата ___________ Биология 10 класс

Урок 44. Оплодотворение у растений

Цель урока: Выяснить цитологические основы полового размножения у растений.

Задачи урока:

- обучающие: расширить знания о строении высших растений, о сущности и механизме оплодотворения цветковых как наиболее сложно организованных;

-развивающие: продолжить работу по формированию поисковых навыков – умения применять на практике полученные знания при оформлении цитологической схемы, формировать научное мировоззрение о механизме оплодотворения, интеллектуальные умения анализировать и логически последовательно излагать материал;

создавать новые условия с применением ЦОР для развития их познавательного интереса и творческого мышления;

-воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативной культуры - умения излагать результаты своего труда; воспитывать культуру речи, взаимопонимание, внимание при работе с ЭОР и грамотное оформление результатов работы.

Тип урока: формирования новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная работа, отвечают на проблемные вопросы, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, демонстрационная таблица «двойное оплодотворение», демонстрационный материал.

План урока

1. Организация урока

2. Актуализация знаний

3. Изучение новой темы

4. Физкультминутка

5. Закрепление новых знаний

6. Обобщение и контроль знаний

7. Информация о домашнем задании

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока.

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени

благодаря уникальному свойству всех живых организмов -

способности к размножению.

Вернадский В. И.

I. Организация урока (1 мин.)


II. Повторение знаний (10 мин). Работаем с терминами

1) Учитель по заготовленным заданиям путём случайной жеребьёвки задает учащимся вопросы:

Оплодотворение, гаметогенез, семенники, яичники, яйцеклетка,

сперматозоид, сперматогенез, овогенез, гаплоидный, диплоидный, гаметы

ученики: читают термин и дают ему определение.


2) Беседа: - В чём существенное отличие полового размножения от бесполого?

- Сколько особей участвует в половом размножении?

- Какие клетки при этом образуются? (яйцеклетки и сперматозоиды)

- Что называется оплодотворением?

- Какие его типы вы знаете? Приведите примеры.


4) Проблема: Что происходит в ходе оплодотворения?

«Гаметы: яйцеклетка+сперматозоид →Зигота → Зародыш»

Оплодотворение


5) Механизм полового размножения животных: дописать схему, вставив пропущенные слова


самка- …………..

Зрелые особи ( ..оз) оплодотворение → ……. → зародыш → …..

……. – сперматозоид ( ..оз)

? n ? n ? n ? n ? n


После заполнения схемы - самопроверка


Цитологическая схема механизма полового размножения животных:

самка→ яйцеклетка

зрелая особь ( мейоз) оплодотворение→ зигота → зародыш → организм

самец→ сперматозоид ( митоз)

2n 1n 2n 2n 2n


6) Закрепление информации:

учитель: Решить задачу: если в одной клетке крольчихи 44 хромосомы

сколько хромосом в одной яйцеклетке ?(22)

сколько хромосом в одной клетке сына ? (44)

сколько хромосом в одном сперматозоиде ?(22)

сколько хромосом в одной клетке внука ?(44)


III. Изучение новой темы (15мин):

1. Целеполагание и мотивация.

  • Проблема: даны рисунки - головастик, гусеница, семя гороха. У кого можно показать зародыш?


На всех рисунках - зародыш.

-Значит, у растений тоже образуется зародыш? Какой делаем вывод?

Вывод: У растений, как и у животных, образуется зародыш, значит у растений тоже

происходит оплодотворение, а, следовательно, и половое размножение.

Ну раз мы уже об этом заговорили, то какова, на ваш взгляд, тема нашего урока?

Объявление и запись темы урока: «Оплодотворение у растений»

  • Задачи нашего урока:

«Выяснить цитологические основы полового размножения у цветковых растений»

  • а) какой орган Покрытосеменных участвует в половом размножении растений? (Цветок).

  • б) Какие части являются главными?

Краткое повторение строения цветка, разнообразие цветков, их значение.

Опыление – процесс переноса пыльцевого зерна на рыльце пестика.


Механизм оплодотворения у растений изучал укр. академик С.Г .Навашин , 1898 год

Микроспорофиллы – специализированные спороносные листья, на которых образуются микроспорангии. Совокупность тычинок образует андроцей («дом для мужчин»)


Образование пыльцевого зерна


М егаспорофиллы – видоизмененные листья, несущие мегаспорангии.

Совокупность пестиков называется геницеем («дом для женщин»).

Формирование яйцеклетки у

покрытосеменных растений


Механизм двойного оплодотворения у покрытосеменных растений

Оплодотворение у голосеменных растений

Образование семян

Образование плода из завязи

Цитологическая схема механизм двойного оплодотворения у растений:


2 n 1 n 2n 2n 2n

тычинка → спермии

цветок – оплодотворение → зигота→ зародыш→ семя

пестик → яйцеклетка

центральная → питательная ткань (эндосперм)

3n

IV. Физкультминутка

V. Закрепление информации (10мин.) Терминологический диктант

пыльца пестик яйцеклетка зародышевый мешок (семязачаток)

центральная клетка зародыш семени

Вывод: Механизм передачи наследственной информации при

... размножении у растений как и у... протекает ...

(половом) (животных) (одинаково)

VI. Контроль знаний (5мин):

Практическое задание одного из вариантов ЕГЭ:

Учитель:

1.Укажите последовательность (задание из ЦОР)

При двойном оплодотворении цветковых растений происходят смена определенных событий

1) Образование спермиев 2) Перенос пыльцы с одного растения на другое

3) Слияние одного из спермиев с яйцеклеткой 4) Развитие зародыша

5) Прорастание пыльцы на рыльце пестика с образованием пыльцевой трубки

6) Слияние одного из спермиев с центральной клеткой зародышевого мешка

2.Что у цветковых растений развивается из зиготы – оплодотворенной яйцеклетки?

1) зародышевый мешок 2) зародыш 3) эндосперм 4) семязачаток

VI. Итоги работы (2 мин).

VII. Информация о домашнем задании (2мин.). 1) выяснить эволюционные преимущества полового размножения по сравнению с бесполым; 2) составить синквейн с одним из терминов по теме: «Оплодотворение».

VIII. Рефлексия

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься

своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость развития жизни. Ч. Дарвин

  • Как вы моете связать эти слова Дарвина с темой нашего урока?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!