СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ориентирование на местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен конспект открытого урока по окружающему миру "Ориентирование на местности"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ориентирование на местности"»

Конспект урока №53

по окружающему миру для 2 класса

по теме «Ориентирование на местности. Практическая работа 7 «Как пользоваться компасом»», дата: 03.04.18

Учитель: Кладка С.Н.

Оборудование: Плешаков А.А. «Окружающий мир 2 класс» учебник общеобразовательных школ.Часть 2; ноутбук, проектор, ид, карточки, компасы, таблица «Ориентирование на местности»; атлас – определитель, карточки для рефлексии



Вид планируемых учебных действий.

Действия учащихся.

Предметные.

Самостоятельно организовывать своё рабочее место.

Определять цели учебной деятельности на уроке.

Понимать и определять понятия «стороны горизонта»

Называть основные и промежуточные стороны горизонта.

Находить стороны горизонта на схеме.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения.

Регулятивные

Самостоятельно ставить новые учебные задачи путём задавания вопросов о неизвестном.

Планировать собственную деятельность, определять средства её осуществления.

Извлекать прослушанную информацию из прослушанных текстов.

Познавательные.

Структурировать информацию в виде схемы.

Осуществлять поиск информации в интернете, в словаре, в учебной и справочной литературе.

Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Коммуникативные.

Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Выполнять роли в группе, сотрудничать в совместном решении учебной задачи.

Высказывать своё мнение, выслушивать мнение одноклассников.

Личностные.

Развивать эстетические чувства в отношении к природе и окружающей среде.

Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.


Цели:

  • познакомить учащихся с прибором для определения сторон горизонта - компасом, учить им пользоваться;

  • учить определять стороны горизонта по местным признакам;

  • совершенствовать умение учащихся давать характеристику событиям и их участникам на основе анализа текстов учебника и документов;

  • обучать различным способам ориентирования на местности;

  • воспитывать чувства товарищества и бережного отношения к своей жизни и здоровью, воспитание любви к природе;

  • способствовать стремлению укрепления и сохранения здоровья учащихся.

  • развивать внимание

Конспект урока.


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность уч-ся.

Организационный момент.

- Доброе утро всем. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку.

-Какие знания нам могут понадобиться на уроке?

- Как будем оценивать свою работу на уроке? По каким критериям?


Мотивоционно-целевой этап.


- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове лес?






Дети называют: природа, красота, деревья, чистый воздух и т.п. Учитель подводит их к слову ориентирование.






Сценка «Дети заблудились в лесу»

(музыка)


- Что бы вы сделали на месте этих мальчиков? Как им можно найти дорогу домой?


- Сформулируйте тему урока.

Ученики высказывают разные предположения: часть из них дополняют одно, другое, часть — противоречат друг другу. Возникает ситуация сомнения: достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем?


На доске появляется тема “Ориентирование на местности”

- А что такое ориентир?( Словарь- ориентир- неподвижный предмет, помогающий определять направление движения, находить цель) (работа с толковым словарём)

- Какие ориентиры вы используете, когда идёте в школу?

- Как вы считаете, умение ориентироваться пригодиться нам в жизни?


- Что мы должны узнать?



На доске появляется план урока (напечатаны на картоне)

1) Что такое компас.

2) Как пользоваться компасом?

3) Ориентирование по местным признакам.

4) Как вести себя в лесу?

5) Что такое ориентирование на местности?

Ориентировочный этап.

– Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы?


- Ребята, как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить её, ответить на вопросы?


(учитель раздаёт карточки с указанием вопроса и источника информации).


- Все получили задание. Начинаем работать.

В учебнике, в интернете, у учителя, спросить у родителей, в справочной литературе.



(Дети предлагают поделиться по парам или поделить информацию на части и изучить индивидуально, а потом ознакомить с новой информацией других. )








Поисково-исследовательский этап.

Идёт самостоятельная работа. Учитель проходит и, в случае необходимости, оказывает помощь. Особенно контролирует тех, кто работает с компасами.(Правила работы в группе)


















Учитель для проекта вешает чистый плакат.

Дети во время рассказа, по ориентированию, приклеивают нужный рисунок.


1) Найти информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)

2)Найти ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике. (1.Учебник с.75)

(Записать на листочек названия частей компаса. Запомнить. )

3) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”. (Учебник с.76); (Работа в паре: каждому даётся карточка, ученик читает признак ориентировки и рассказывает своему соседу. Тот в свою очередь тоже читает и объясняет всё своему соседу.) – Методика Ривина.


4) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу”

( Учебник с. 76) (практическая работа)

5) Найти ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”. (Учебник с.77) Применить методику «Корзину идей»

6) Найти ответ на вопрос «Ориентирование по звёздам»(Информации нет в учебнике. Работа с энциклопедией, справочной литературой)

Физминутка.

«По извилистым дорожкам»

Раз, два, три, четыре, пять-

В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдём.

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдём.

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали.

И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Практический этап.

- Время сбора информации вышло, и я вам предлагаю поделиться информацией по теме урока.


1. Что такое ориентирование на местности (ответ группы)


2.Компас

1.рассказ ребёнка

- Ребята, я вам сейчас покажу картинку, может кто-нибудь из вас догадается, что за предмет.


2.Проблемная ситуация (достаточно ли у нас знаний про компас, чтобы отправиться в лес и не заблудиться)

3. Видеосюжет как пользоваться компасом

4. Практическая работа


3) - Теперь другая группа рассказывает как можно ориентироваться в лесу.


- При объяснении можете пользоваться иллюстрациями: выбираешь нужную картинку и крепишь на плакат. (приложение



4) Ориентирование по солнцу.

5)Ориентирование по звёздам

6) Как вести себя в лесу, если заблудился


Мы сегодня получили много новых знаний. Уже совсем скоро будет тепло, многие отправятся на экскурсии и походы. Давайте сейчас поработаем над тем, что составим памятки туристам, где применим полученные знания.



Составление памятки

( последующим выводом на доску)







Найти информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)




(Ученики рассматривают иллюстрации, слушают информацию про древний компас)









Практическая работа:

работа с компасами, определение сторон горизонта.


( Каждый ученик, которому давалась карточка, рассказывает признак ориентирования. Эти дети работали по методике Ривина).








Информация из дополнительных источников (энциклопедия, справочники)

Методика «Корзина идей»










Памятка туристу.

1. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с ________________стороны.

2. У берёзы кора белее и чище с _______________стороны.

3. Снег весной быстрее тает на _________________ стороне склона.

4. Муравейник расположен с _______________ стороны ближайшего дерева.

5. Весной лунка в снегу под деревом с _______________ стороны.

6. Смола обычно на сосне с ________________ стороны.

Обобщение: «Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу?» (Нет, если нет компаса, то по нескольким признакам.)


Памятка туристу.

1. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны.

2. У берёзы кора белее и чище с южной _стороны.

3. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона.

4. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева.

5. Весной лунка в снегу под деревом с южной стороны.

6. Смола обычно на сосне с южной стороны.



Рефлексивно-оценочный этап.

- Ребята, вам понравился урок?-

- Какое задание было самым интересным?

- Давайте оценим друг друга.

- Давайте оценим себя. (карточка- рефлексия)

Оценка учителя


А сейчас посмотрите инсценировку сказки «Про Север, Юг, Запад и Восток».













Сказка

Учитель. Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.

Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я.

Запад. Встаёт – то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я.

Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы, глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.

- Почему Восток считал себя самым важным? А Запад? Кто прав?


Домашнее задание.

- Вы очень многое узнали на уроке. Дома вы повторите изученный материал. Страницы 74–77 учебника

Записывают в дневники д/задание.





Приложение 1.

“Ориентирование по местным признакам”.



У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.

У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

На камне и дереве, с северной стороны больше лишайников и мхов.

Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу.

Грибы предпочитают расти с северной стороны.

















Приложение2



1) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу”

2) Найти ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”. Применить методику «Корзину идей»

3) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам»

4) Найти информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?”

5)Найти ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике. (Учебник с.75)

(Записать на листочек названия частей компаса. Запомнить.)

6) Ориентирование по звёздам

























Приложение 3













Приложение 4.



Правила работы с компасом (обучение в группе )

1.Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановиться.

3.Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направление сторон горизонта.

4.Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.






















Приложение 5



Карточки для рефлексии

ПОНИМАЮ И МОГУ
НЕ ЗНАЮ ПРИМЕНИТЬ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗНАЮ И МОГУ НАУЧИТЬ ПОНИМАЮ ДРУГОГО

























Приложение 6





Памятка туристу.

1. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с ________________стороны.

2. У берёзы кора белее и чище с _______________стороны.

3. Снег весной быстрее тает на _________________ стороне склона.

4. Муравейник расположен с _______________ стороны ближайшего дерева.

5. Весной лунка в снегу под деревом с _______________ стороны.

6. Смола обычно на сосне с ________________ стороны.























Приложение 7

Сказка «Про Север, Юг, Запад и Восток».



Учитель. Как-то раз высоко в небе на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.

Север. Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу!

Юг. А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный, я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.

Восток. Откуда тепло восходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я.

Запад. Встаёт – то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я.

Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Глупые вы, глупые. Вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете.



















Приложение 9

Презентация к уроку



















































ЧТО ТАКОЕ КОМПАС?

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
КОМПАСОМ?

ОРИНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРИЗНАКАМ.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ?

ЧТО ТАКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ?



1) Найти информацию в учебнике и отвечает на вопрос “Что такое ориентирование на местности?” (Учебник с.74-75)

2)Найти ответ на вопрос “Компас. Как им пользоваться” в учебнике. (1.Учебник с.75)

(Записать на листочек названия частей компаса. Запомнить. )

3) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по местным признакам”. (Учебник с.76); (Работа в паре: каждому даётся карточка, ученик читает признак ориентировки и рассказывает своему соседу. Тот в свою очередь тоже читает и объясняет всё своему соседу.) – Методика Ривина.



4) Найти ответ на вопрос “Ориентирование по солнцу”

( Учебник с. 76) (практическая работа)

5) Найти ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился”. (Учебник с.77) Применить методику «Корзину идей»

6) Найти ответ на вопрос “Как вести себя в лесу, если заблудился” в интернете. (Работает за компьютером (интернет))








































ПОНИМАЮ И МОГУ
НЕ ЗНАЮ ПРИМЕНИТЬ _________________________________________________________________________ ЗНАЮ И МОГУ НАУЧИТЬ ПОНИМАЮ ДРУГОГО



ПОНИМАЮ И МОГУ
НЕ ЗНАЮ ПРИМЕНИТЬ _________________________________________________________________________ ЗНАЮ И МОГУ НАУЧИТЬ ПОНИМАЮ ДРУГОГО

ПОНИМАЮ И МОГУ
НЕ ЗНАЮ ПРИМЕНИТЬ _________________________________________________________________________ ЗНАЮ И МОГУ НАУЧИТЬ ПОНИМАЮ ДРУГОГО

ПОНИМАЮ И МОГУ
НЕ ЗНАЮ ПРИМЕНИТЬ _________________________________________________________________________ ЗНАЮ И МОГУ НАУЧИТЬ ПОНИМАЮ ДРУГОГО

ПОНИМАЮ И МОГУ
НЕ ЗНАЮ ПРИМЕНИТЬ _________________________________________________________________________ ЗНАЮ И МОГУ НАУЧИТЬ ПОНИМАЮ ДРУГОГО











































ГБОУРК «Евпаторийская санаторная школа-интернат»











КОНСПЕКТ УРОКА

по окружающему миру



по теме: ««Ориентирование на местности. Практическая работа 7 «Как пользоваться компасом»»















Учитель: Кладка С.Н.















г. Евпатория,2019 год
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!