СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока орксэ на тему: «род и семья – исток нравственных отношений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока орксэ на тему: «род и семья – исток нравственных отношений»»









КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ НА ТЕМУ:

«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

( 4 класс, 40 минут)

Дорош Елена Александровна











СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

- актуальность темы

- цель урока

- задачи урока

- подготовка к уроку

2. Конспект урока

- Формулирование темы и цели урока

- Рассказы о семье

- Происхождение имен и фамилий

- Презентация родословной

- Семейные обязанности

- Семейные традиции

- Семейные реликвии

- Рефлексия

3. Приложение

- происхождение фамилий

- семейные реликвии

- родословные

4. Библиографический список























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

В четвертом классе в тематику уроков ОРКСЭ включена тема изучения семьи и родственных связей. Изучение этого вопроса имеет большое значение в современной жизни. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Немаловажную роль в формировании нравственности играет семейное воспитание, отношения в семье.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

В последнее время о традициях говорят много. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Но мы забываем о семейных традициях. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.



Поэтому на данном уроке была поставлена цель:

Знакомить с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура народа.

Для реализации цели мною были определены следующие задачи:

  1. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.

  2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

  3. Продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать ее.

  4. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.

  5. Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

  6. Воспитывать понимание необходимости заботиться о старых членах семьи, желании поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии.















Подготовка к уроку. Основные понятия и определения

Чтобы урок прошел интересно, и дети узнали как можно больше о своей семье, ее традициях, была проведена большая подготовительная работа. Весь урок является своеобразным проектом, в подготовке которого приняли участие не только дети, но и их родители. Учащимся было предложено принести в класс предметы рукоделия и мастерства их бабушек, дедушек, пап, мам. Да и самим необходимо было показать свои умения и выполнить изделия своими руками. Весь собранный материал распределили в классе на три группы. Получился небольшой музей, который дети назвали «Вчера. Сегодня. Завтра».

Работа над созданием такой выставки позволила детям ближе познакомиться с мастерством их родителей, бабушек и дедушек. В класс было принесено большое количество разнообразный изделий и дети с удовольствием показывали и рассказывали, кто их изготовил. Детские работы продемонстрировали мастерство самих учащихся. Многие работы были выполнены детьми в кружках внеурочной деятельности.

Чтобы сбор материала об истории своей семьи не был однообразным и сообщения не были скучными, заранее класс был разделен на три группы. В первую группу вошли дети, которые решили принести в школу семейные фотографии и подготовить рассказ о своей семье. Во второй группе обучающиеся решили составить свою родословную. Третьей группе необходимо было найти дома семейные реликвии и рассказать о них одноклассникам.

Дети в каждой группе подготовили небольшие проекты по данной теме. А работа над проектом стимулирует практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций.

В ходе урока обучающиеся постоянно обращались к словарю, где находили толкование различных терминов. В классе была проведена небольшая исследовательская работа. оценивать свои успехи по достижению поставленной цели. При подготовке к уроку дети находили материал в дополнительной литературе. Такие приемы позволяют учащимся осознанно и активно усваивать новые знания, предметные и метапредметные умения, включая самоорганизацию этого процесса: умения ставить учебную задачу, выбирать способ её решения, планировать свои учебные действия.

Родственники – люди, у которых общие родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.

Поколение – родственники близкого возраста (например: старшее поколение – дедушки и бабушки, младшее поколение – их внуки.)

Традиции – обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.

Потомственный – переходящий по наследству от старших наследников к младшим.

Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.



















КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Формулирование темы и цели урока

- Ребята, посмотрите, как необычно выглядит сегодня наш класс. Согласитесь, он больше похож на музей. В первом зале нашего музея представлены изделия ваших бабушек и дедушек. Этими вещами вы уже не пользуетесь, но они хранят историю вашей семьи.

Во втором зале современные вещи, которые выполнены руками ваших родителей. Дети с гордостью представляют их.

А вот и третий зал. Здесь изделия, сделанные вашими руками. Может быть, они еще не такие красивые, как у старших членов вашей семьи, но у вас все еще впереди. И вам есть у кого учиться. Потому что у каждого из вас есть семья.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.


Подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке и сформулируйте его тему.

(Род и семья – исток нравственных отношений.)

- Что нового вы хотели бы узнать на уроке?

(Познакомиться с семьями одноклассников и их традициями.)

- Сегодня мы будем знакомиться с вашими семьями и их традициями. Постараемся увидеть, как в семейном кругу развиваются нравственные отношения.

А что такое семья? Кого называют родственниками?

(Ответы учащихся)

  1. Рассказы о семье

- Человек, прежде всего член своей семьи, которая является частью общества. Семья это группа близких родственников.

Найдите в словаре толкование слова РОДСТВЕННИКИ.

Слайд

Родственники – люди, у которых общие родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.

- Посмотрите на нашу выставку фотографий. Правда она напоминает нам большой семейный альбом? Давайте перелистаем его страницы и послушаем рассказы о каждой семье. Рассказывать вы будете по следующему плану:

Слайд

  1. Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живет поколений?

  2. Как зовут полным именем твоих родителей, бабушек, дедушек?

  3. Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении фамилии семьи.

  4. Расспроси родителей, почему тебя решили так назвать. Узнай, что означает твое имя.

(Рассказы учащихся, подготовленные дома)

3. Происхождение имен и фамилий

- У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Имя вам выбрали родители. Отчество дается от имени отца. Фамилия передается от поколения к поколению, от родителей – детям.

Рассказ о происхождении фамилий специально нашли и подготовили для вас одноклассники. Давайте послушаем их.

(Сообщения, подготовленные учащимися)

- Очень интересная информация. А теперь пользуясь полученными знаниями, подумайте, как могли произойти такие фамилии:

Богатырев

Рыбаков

Остроумов

Надеждин

Никитин

(Ответы учащихся)

- А знаете ли вы, что на Руси не сразу было двойное имя и отчество, что отчество

появилось раньше, чем фамилия, что в старину выбирали два имени: одно, которое имело смысловое значение, а второе в честь святого, день которого приходился на день рождения ребёнка.

- Как вы думаете, что означают такие имена: Любовь, Надежда, Людмила, Светлана, Владимир, Вячеслав, Владислав?

(Ответы учащихся)

- Еще одну группу ваших одноклассников заинтересовали не ваши фамилии, а имена и отчества. И они провели небольшое исследование. Вот какие результаты они получили.

(Результаты исследований учащихся о самых распространенных именах и отчествах детей в классе)

4. Презентация родословной

- Семьи бывают большие и маленькие. Например, одна семья может состоять только из родителей и ребенка, а в другой живут вместе два, три, даже четыре поколения.

Найдите в словаре значение слова ПОКОЛЕНИЕ.

Слайд

Поколение – родственники близкого возраста (например: старшее поколение – дедушки и бабушки, младшее поколение – их внуки.)

- Вот в нашем классе есть учащиеся, которые могут нам рассказать не только об одном поколении своей семьи. Они составили родословную.

(Презентация проектов родословной)

  1. Семейные обязанности

- Благодаря такой работе, вы узнали о своих предках. А семья в жизни наших предков имела большое значение. Всей семьей собирались они, чтобы обсудить и решить важные проблемы. В семье обязательно был старший, его все слушались. Младшие в семье поступали под опеку отца (мальчики) или матери (девочки) и учились у них ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почетом и заботой.

- Изменились ли семейные обязанности в наши дни?

- Какие обязанности по дому есть у вас?

  1. Семейные традиции

- Как и в давние времена, вам приходится многому учиться у своих родителей, помогать им. В каждой семье вместе решаются различные проблемы и свято чтутся семейные традиции.

Найдите в словаре значение слова ТРАДИЦИЯ.

Слайд

Традиции – обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.

- В каждой семье свои традиции. Это могут быть походы в лес или в театр. Во многих семьях принято дарить подарки к праздникам.

- Какие традиции есть в ваших семьях?

(Ответы детей)

- В некоторых семьях традицией считается, когда старшие передают младшим свои профессии. Есть семьи потомственных учителей, врачей, артистов, строителей, военных, шахтеров.

Найдите в словаре значение слова ПОТОМСТВЕННЫЙ

Слайд

Потомственный – переходящий по наследству от старших наследников к младшим.

- Имеет ли кто-нибудь из ваших родственников потомственные профессии?

(Ответы детей)

  1. Семейные реликвии

- Но передаваться из поколения в поколение могут и различные предметы. Это могут быть памятные награды, фотографии, письма, вещи, принадлежащие вашим далеким предкам. Это все реликвии.

Найдите толкование слова РЕЛИКВИИ

Слайд

Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.

- В каждой семье бережно хранятся семейные реликвии.

- И сегодня наши ученики принесли в класс эти уникальные вещи. И наша выставка посвящена семейным реликвиям. По этим вещам можно очень многое узнать о прошлой жизни, о своих родственниках. А ваши одноклассники подготовили свои сообщения об этом.

(Рассказы о семейных реликвиях)

8. Рефлексия

-Вам понравилось на уроке? У каждого на парте лежат маленькие сердечки. Нарисуйте на них свое настроение.

Закончить наш урок я хочу продолжением стихотворения о семье

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


А что нужно, чтобы семья была хорошей, крепкой?

Любовь - это важное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.

А какие ценности, по- вашему, должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?

Послушайте китайскую притчу.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке?

Любовь, прощение, терпение…

- Наша дружная семья - это большое сердце. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем его.

(Дети собирают из маленьких сердец одно большое сердце)

- Мне нужна в семье любовь, а вам?















ПРИЛОЖЕНИЕ

Происхождение фамилий

Сначала фамилии появлялись у знати, которая владела землями. В XIV-XV веках родовые имена появились у князей и бояр. «Прозывались» они по имени своего удела. Интересно, что возникновение фамилии стали связывать с моментом, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища (Тверской, Вяземский). Часть фамилий происходила от прозвищ: Зубатые, Лыковы. Впоследствии встречались и двойные фамилии, в основе которых было и название княжества, и прозвище, к примеру, Лобанов-Ростовский. 

Изучение истории фамилий говорит о том, что некоторые из первых фамилий были с явно нероссийскими корнями. В конце XV века среди русских дворян появились первые фамилии иностранного происхождения: Филосовы (их носили греческие и литовско-польские выходцы), Юсуповы, Ахматовы (перекочевали в русский язык благодаря потомкам татар). В дальнейшем в фамильный фонд России добавились фамилии западного происхождения (Фонвизины, Лермонтовы).
Одним из способов «награждения» крестьян «семейными именами» стало заимствование или частичное изменение фамилии помещика, к которому они принадлежали. Фамилии «рождались» и из названий населенных пунктов, в которых проживали бывшие крепостные. Однако в большинстве случаев фамилии формировались из уличных прозвищ крестьян (Верещагины, от Верещаги, так могли назвать крестьянина за его пристрастие к болтовне – «верещанию») или из отчества (Григорьев, Михайлов), давались они и по роду занятий (Кузнецов). 
История труда и быта оставила след в фамилиях, лексические основы которых означали социальные отношения (Батраков), предметы одежды (Лаптев), питание (Сбитнев), обычаи и обряды (Ряженых). Многие фамилии связаны с именами-оберегами, призванными обманывать «нечистую силу», не ругать, а защищать их обладателей: Некрасов (от не церковного имени Некрас), Негодяев, Дураков. Полностью фамилии прижились только к 30-м годам XX века.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



«Основы светской этики» 4-5 классы Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010


Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии. — М.: Наука, 1981. 


Федосюк Ю. А. Катаев // Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. — 5-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2004.


Китайская притча «Ладная семья».


Н. И. Шейко Русские имена и фамилии. books.academic.rubook.nsf…Русские имена и фамилии

babyblog.ru/community/post/... копия


prodlenka.org/metodicheskie-...







11