КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ НА ТЕМУ:
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
( 4 класс, 40 минут)
Дорош Елена Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
- актуальность темы
- цель урока
- задачи урока
- подготовка к уроку
2. Конспект урока
- Формулирование темы и цели урока
- Рассказы о семье
- Происхождение имен и фамилий
- Презентация родословной
- Семейные обязанности
- Семейные традиции
- Семейные реликвии
- Рефлексия
3. Приложение
- происхождение фамилий
- семейные реликвии
- родословные
4. Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
В четвертом классе в тематику уроков ОРКСЭ включена тема изучения семьи и родственных связей. Изучение этого вопроса имеет большое значение в современной жизни. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Немаловажную роль в формировании нравственности играет семейное воспитание, отношения в семье.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.
В последнее время о традициях говорят много. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Но мы забываем о семейных традициях. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.
Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.
Поэтому на данном уроке была поставлена цель:
Знакомить с семьей как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура народа.
Для реализации цели мною были определены следующие задачи:
Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Продолжить развивать умение выполнять проектную работу и презентовать ее.
Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.
Воспитывать понимание необходимости заботиться о старых членах семьи, желании поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии.
Подготовка к уроку. Основные понятия и определения
Чтобы урок прошел интересно, и дети узнали как можно больше о своей семье, ее традициях, была проведена большая подготовительная работа. Весь урок является своеобразным проектом, в подготовке которого приняли участие не только дети, но и их родители. Учащимся было предложено принести в класс предметы рукоделия и мастерства их бабушек, дедушек, пап, мам. Да и самим необходимо было показать свои умения и выполнить изделия своими руками. Весь собранный материал распределили в классе на три группы. Получился небольшой музей, который дети назвали «Вчера. Сегодня. Завтра».
Работа над созданием такой выставки позволила детям ближе познакомиться с мастерством их родителей, бабушек и дедушек. В класс было принесено большое количество разнообразный изделий и дети с удовольствием показывали и рассказывали, кто их изготовил. Детские работы продемонстрировали мастерство самих учащихся. Многие работы были выполнены детьми в кружках внеурочной деятельности.
Чтобы сбор материала об истории своей семьи не был однообразным и сообщения не были скучными, заранее класс был разделен на три группы. В первую группу вошли дети, которые решили принести в школу семейные фотографии и подготовить рассказ о своей семье. Во второй группе обучающиеся решили составить свою родословную. Третьей группе необходимо было найти дома семейные реликвии и рассказать о них одноклассникам.
Дети в каждой группе подготовили небольшие проекты по данной теме. А работа над проектом стимулирует практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций.
В ходе урока обучающиеся постоянно обращались к словарю, где находили толкование различных терминов. В классе была проведена небольшая исследовательская работа. оценивать свои успехи по достижению поставленной цели. При подготовке к уроку дети находили материал в дополнительной литературе. Такие приемы позволяют учащимся осознанно и активно усваивать новые знания, предметные и метапредметные умения, включая самоорганизацию этого процесса: умения ставить учебную задачу, выбирать способ её решения, планировать свои учебные действия.
Родственники – люди, у которых общие родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.
Поколение – родственники близкого возраста (например: старшее поколение – дедушки и бабушки, младшее поколение – их внуки.)
Традиции – обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.
Потомственный – переходящий по наследству от старших наследников к младшим.
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.
КОНСПЕКТ УРОКА
Формулирование темы и цели урока
- Ребята, посмотрите, как необычно выглядит сегодня наш класс. Согласитесь, он больше похож на музей. В первом зале нашего музея представлены изделия ваших бабушек и дедушек. Этими вещами вы уже не пользуетесь, но они хранят историю вашей семьи.
Во втором зале современные вещи, которые выполнены руками ваших родителей. Дети с гордостью представляют их.
А вот и третий зал. Здесь изделия, сделанные вашими руками. Может быть, они еще не такие красивые, как у старших членов вашей семьи, но у вас все еще впереди. И вам есть у кого учиться. Потому что у каждого из вас есть семья.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Подумайте, о чем пойдет речь на нашем уроке и сформулируйте его тему.
(Род и семья – исток нравственных отношений.)
- Что нового вы хотели бы узнать на уроке?
(Познакомиться с семьями одноклассников и их традициями.)
- Сегодня мы будем знакомиться с вашими семьями и их традициями. Постараемся увидеть, как в семейном кругу развиваются нравственные отношения.
А что такое семья? Кого называют родственниками?
(Ответы учащихся)
Рассказы о семье
- Человек, прежде всего член своей семьи, которая является частью общества. Семья это группа близких родственников.
Найдите в словаре толкование слова РОДСТВЕННИКИ.
Слайд
Родственники – люди, у которых общие родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.
- Посмотрите на нашу выставку фотографий. Правда она напоминает нам большой семейный альбом? Давайте перелистаем его страницы и послушаем рассказы о каждой семье. Рассказывать вы будете по следующему плану:
Слайд
Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живет поколений?
Как зовут полным именем твоих родителей, бабушек, дедушек?
Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении фамилии семьи.
Расспроси родителей, почему тебя решили так назвать. Узнай, что означает твое имя.
(Рассказы учащихся, подготовленные дома)
3. Происхождение имен и фамилий
- У каждого человека есть имя, отчество и фамилия. Имя вам выбрали родители. Отчество дается от имени отца. Фамилия передается от поколения к поколению, от родителей – детям.
Рассказ о происхождении фамилий специально нашли и подготовили для вас одноклассники. Давайте послушаем их.
(Сообщения, подготовленные учащимися)
- Очень интересная информация. А теперь пользуясь полученными знаниями, подумайте, как могли произойти такие фамилии:
Богатырев
Рыбаков
Остроумов
Надеждин
Никитин
(Ответы учащихся)
- А знаете ли вы, что на Руси не сразу было двойное имя и отчество, что отчество
появилось раньше, чем фамилия, что в старину выбирали два имени: одно, которое имело смысловое значение, а второе в честь святого, день которого приходился на день рождения ребёнка.
- Как вы думаете, что означают такие имена: Любовь, Надежда, Людмила, Светлана, Владимир, Вячеслав, Владислав?
(Ответы учащихся)
- Еще одну группу ваших одноклассников заинтересовали не ваши фамилии, а имена и отчества. И они провели небольшое исследование. Вот какие результаты они получили.
(Результаты исследований учащихся о самых распространенных именах и отчествах детей в классе)
4. Презентация родословной
- Семьи бывают большие и маленькие. Например, одна семья может состоять только из родителей и ребенка, а в другой живут вместе два, три, даже четыре поколения.
Найдите в словаре значение слова ПОКОЛЕНИЕ.
Слайд
Поколение – родственники близкого возраста (например: старшее поколение – дедушки и бабушки, младшее поколение – их внуки.)
- Вот в нашем классе есть учащиеся, которые могут нам рассказать не только об одном поколении своей семьи. Они составили родословную.
(Презентация проектов родословной)
Семейные обязанности
- Благодаря такой работе, вы узнали о своих предках. А семья в жизни наших предков имела большое значение. Всей семьей собирались они, чтобы обсудить и решить важные проблемы. В семье обязательно был старший, его все слушались. Младшие в семье поступали под опеку отца (мальчики) или матери (девочки) и учились у них ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почетом и заботой.
- Изменились ли семейные обязанности в наши дни?
- Какие обязанности по дому есть у вас?
Семейные традиции
- Как и в давние времена, вам приходится многому учиться у своих родителей, помогать им. В каждой семье вместе решаются различные проблемы и свято чтутся семейные традиции.
Найдите в словаре значение слова ТРАДИЦИЯ.
Слайд
Традиции – обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.
- В каждой семье свои традиции. Это могут быть походы в лес или в театр. Во многих семьях принято дарить подарки к праздникам.
- Какие традиции есть в ваших семьях?
(Ответы детей)
- В некоторых семьях традицией считается, когда старшие передают младшим свои профессии. Есть семьи потомственных учителей, врачей, артистов, строителей, военных, шахтеров.
Найдите в словаре значение слова ПОТОМСТВЕННЫЙ
Слайд
Потомственный – переходящий по наследству от старших наследников к младшим.
- Имеет ли кто-нибудь из ваших родственников потомственные профессии?
(Ответы детей)
Семейные реликвии
- Но передаваться из поколения в поколение могут и различные предметы. Это могут быть памятные награды, фотографии, письма, вещи, принадлежащие вашим далеким предкам. Это все реликвии.
Найдите толкование слова РЕЛИКВИИ
Слайд
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом.
- В каждой семье бережно хранятся семейные реликвии.
- И сегодня наши ученики принесли в класс эти уникальные вещи. И наша выставка посвящена семейным реликвиям. По этим вещам можно очень многое узнать о прошлой жизни, о своих родственниках. А ваши одноклассники подготовили свои сообщения об этом.
(Рассказы о семейных реликвиях)
8. Рефлексия
-Вам понравилось на уроке? У каждого на парте лежат маленькие сердечки. Нарисуйте на них свое настроение.
Закончить наш урок я хочу продолжением стихотворения о семье
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
А что нужно, чтобы семья была хорошей, крепкой?
Любовь - это важное качество, которое объединяет всех членов семьи. Если человек ощущает на себе любовь и заботу близких, знает, что в любой жизненной ситуации он найдет помощь и поддержку в семье, то он чувствует себя уверенным, защищенным, сильным. Важно, чтобы теплота человеческих отношений, взаимопонимание, привязанность, сочувствие среди членов семьи были взаимными. Тогда семья будет крепкой и дружной, и не страшны ей никакие невзгоды.
А какие ценности, по- вашему, должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
Послушайте китайскую притчу.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке?
Любовь, прощение, терпение…
- Наша дружная семья - это большое сердце. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем его.
(Дети собирают из маленьких сердец одно большое сердце)
- Мне нужна в семье любовь, а вам?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Происхождение фамилий
Сначала фамилии появлялись у знати, которая владела землями. В XIV-XV веках родовые имена появились у князей и бояр. «Прозывались» они по имени своего удела. Интересно, что возникновение фамилии стали связывать с моментом, когда князь, лишившись удела, все-таки сохранял за собой и потомками его название в качестве прозвища (Тверской, Вяземский). Часть фамилий происходила от прозвищ: Зубатые, Лыковы. Впоследствии встречались и двойные фамилии, в основе которых было и название княжества, и прозвище, к примеру, Лобанов-Ростовский.
Изучение истории фамилий говорит о том, что некоторые из первых фамилий были с явно нероссийскими корнями. В конце XV века среди русских дворян появились первые фамилии иностранного происхождения: Филосовы (их носили греческие и литовско-польские выходцы), Юсуповы, Ахматовы (перекочевали в русский язык благодаря потомкам татар). В дальнейшем в фамильный фонд России добавились фамилии западного происхождения (Фонвизины, Лермонтовы).
Одним из способов «награждения» крестьян «семейными именами» стало заимствование или частичное изменение фамилии помещика, к которому они принадлежали. Фамилии «рождались» и из названий населенных пунктов, в которых проживали бывшие крепостные. Однако в большинстве случаев фамилии формировались из уличных прозвищ крестьян (Верещагины, от Верещаги, так могли назвать крестьянина за его пристрастие к болтовне – «верещанию») или из отчества (Григорьев, Михайлов), давались они и по роду занятий (Кузнецов).
История труда и быта оставила след в фамилиях, лексические основы которых означали социальные отношения (Батраков), предметы одежды (Лаптев), питание (Сбитнев), обычаи и обряды (Ряженых). Многие фамилии связаны с именами-оберегами, призванными обманывать «нечистую силу», не ругать, а защищать их обладателей: Некрасов (от не церковного имени Некрас), Негодяев, Дураков. Полностью фамилии прижились только к 30-м годам XX века.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
«Основы светской этики» 4-5 классы Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010
Суперанская А. В., Суслова А. В. Современные русские фамилии. — М.: Наука, 1981.
Федосюк Ю. А. Катаев // Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. — 5-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2004.
Китайская притча «Ладная семья».
Н. И. Шейко Русские имена и фамилии. books.academic.ru›book.nsf…Русские имена и фамилии
babyblog.ru/community/post/... копия
prodlenka.org/metodicheskie-...
11