Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»
Тема: Милосердие – закон жизни.
Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «забота о слабых», «ближний», «сочувствие», «сострадание», «взаимопомощь».
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
- формировать знания о понятиях «милосердие, сострадание, сочувствие»;
- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта и понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Метапредметные:
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;
- познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модели для получения информации;
- коммуникативные: развивать диалогические и монологические формы высказываний в соответствии с требованиями речевого этикета, умения взаимодействовать с окружающими.
Личностные:
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, близкий, ответственность.
Оборудование: учебник «Основы светской этики» (А.И. Шемшурина), мультимедийная презентация, видеосюжеты, толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, обсуждение видеосюжетов, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, творческая работа.
Ход урока
I. Организационный момент и проверка домашнего задания.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите заряд положительных эмоций и хорошего настроения!
- О чем мы говорили на предыдущем уроке?
- Расскажите свои сказки о доброте…..
- Чему они вас научили? Каким должно быть сердце у человека? (обсуждение, обмен мнениями)
II. Актуализация опорных знаний и определение темы урока.
Просмотр видео «Пальто: история милосердия»
Беседа по вопросам:
-Что сшила мама для мальчика? Он был рад?
-Что делал мальчик на улице сначала? Кого он увидел? Какие чувства он испытал?
-Что он решил сделать? Почему? Как отреагировала мама на это?
-Какой поступок совершил мальчик? Какое главное чувство он проявил к незнакомому мальчику?
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Тема урока «Милосердие»
-Как вы понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Ответы учащихся)
III. Открытие новых знаний.
1. Работа со словарями.
-Определите понятие по словарям С.И. Ожегова и В.И. Даля, а затем сравним их.
В.И. Даль Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость Сострадание - страдать вместе с кем-то, переносить муки сообща, испытывать жалость к другому. | С.И. Ожегов Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие Сострадание - жалость, сочувствие, вызванные чьим-то горем или несчастьем |
-Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).
-Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей? (ответы учащихся )
-Да, как правило, это наши близкие и друзья, которые заботятся о нас
2. Из истории милосердия (презентация о сестрах милосердия )
-Кто был сестрами милосердия? Как сейчас их называют? Нужна ли в обществе данная профессия?
3. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на с. 92, прочитайте текст, посмотрите иллюстрации и назовите профессии, в которых особо проявляется милосердие (спасатель, врач, пожарный, …)
-Всегда ли люди бывают благодарны? Как нужно к этому относиться? Быть терпимыми
Физминутка (видео https://rutube.ru/video/d4d91850c7d4bf5324f7e8fa724dedf7/ ).
- Теперь давайте немного отдохнем под музыку.
IV. Закрепление новых знаний.
1. Чтение и обсуждение сказки.
- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку, которая называется «Сказочка о счастье», а вы постарайтесь запомнить, как вел себя главный герой в разных ситуациях (читает учитель)
На свете жил один король, богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал, а счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело. Вскричал король:
«Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти?
И вот король в карету сел – и покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит, карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути? девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный.
- О, мой король, тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.
Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой, с утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова – тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем.
Король торопит: - В путь пора, еще немного – и ура, свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой остановил карету.
Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго сказал:
«Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя, найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня: обратно разверни коня,
Дитя, согрей и накорми, солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова. распилишь и уложишь…» -
Тут вышла полная луна. И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце всем людям помогает.
И счастье на его лице, как ясный день, сияет!
Беседа по вопросам:
1. Кто был главным героем сказки?
2. Что хотел найти король?
3. Кого он встретил на своем пути и как отнесся к их просьбам?
4. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
5. Кто помог королю задуматься о своих поступках?
6. Как вы думаете, почему изменился король?
7. Чему учит эта сказка? В чем заключается счастье для каждого человека?
Вывод: помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его взамен
2. Видеосюжет о милосердии животных
(«Милосердие слонихи» https://www.youtube.com/watch?v=a9VVmS-dIBQ ).
-Как вела себя слониха и ее старший сын? Помогло ли это слоненку? Почему?
-Можно ли сказать, что животным тоже присуще милосердие?
V. Применение новых знаний на практике (творческая работа в парах)
1. Составление рифмованных четверостиший.
-Найдите начало и конец рифмованных строчек и прочитайте стихотворение.
Сколько нас на свете | на большой планете? |
Совершите в жизни чудо, | помогите близким людям! |
Руку протяните – | птичек покормите! |
Дайте хлеб бездомным, | и в душе зажжётся солнце! |
Будьте милосердны, | станет добрым ваше сердце! |
Улыбайтесь чаще, | всем вокруг дарите счастье! |
2. Составление коллажа из разрезных картинок на тему «Люди, будьте милосердны!»
-Что отразили на данной картине? (ответы учащихся)
VI. Рефлексия (итог урока)
-Какая тема была главной на уроке? Чему учит милосердие?
-Нужно ли быть милосердным?
- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из вас?
-Что нового узнали? Полезной ли была информация?
-Оцените свою работу….. (ответы учащихся)
VII. Домашнее задание.
-Составить и записать в тетрадь «Памятку жизненных правил милосердия»