СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Милосердие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока ОРКСЭ - создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие, сострадание, сочувствие»; а также сформировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта и понимать нравственное содержание изучаемого учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ по теме "Милосердие"»

Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»


Тема: Милосердие – закон жизни.

Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «забота о слабых», «ближний», «сочувствие», «сострадание», «взаимопомощь».

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

- формировать знания о понятиях «милосердие, сострадание, сочувствие»;

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта и понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Метапредметные:

- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;

- познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модели для получения информации;

- коммуникативные: развивать диалогические и монологические формы высказываний в соответствии с требованиями речевого этикета, умения взаимодействовать с окружающими.

Личностные:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, близкий, ответственность.


Оборудование: учебник «Основы светской этики» (А.И. Шемшурина), мультимедийная презентация, видеосюжеты, толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.


Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, обсуждение видеосюжетов, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, творческая работа.


Ход урока

I. Организационный момент и проверка домашнего задания.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите заряд положительных эмоций и хорошего настроения!

- О чем мы говорили на предыдущем уроке?

- Расскажите свои сказки о доброте…..

- Чему они вас научили? Каким должно быть сердце у человека? (обсуждение, обмен мнениями)


II. Актуализация опорных знаний и определение темы урока.

Просмотр видео «Пальто: история милосердия»

Беседа по вопросам:

-Что сшила мама для мальчика? Он был рад?

-Что делал мальчик на улице сначала? Кого он увидел? Какие чувства он испытал?

-Что он решил сделать? Почему? Как отреагировала мама на это?

-Какой поступок совершил мальчик? Какое главное чувство он проявил к незнакомому мальчику?

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Тема урока «Милосердие»

-Как вы понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Ответы учащихся)


III. Открытие новых знаний.

1. Работа со словарями.

-Определите понятие по словарям С.И. Ожегова и В.И. Даля, а затем сравним их.


В.И. Даль

Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость

Сострадание - страдать вместе с кем-то, переносить муки сообща, испытывать жалость к другому.

С.И. Ожегов

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие

Сострадание - жалость, сочувствие, вызванные чьим-то горем или несчастьем


-Чем близки эти слова? Чем отличаются? (Милосердие – это помощь в трудную минуту, а сострадание – это жалость к человеку, который в беде).

-Кто на ваш взгляд является милосердным человеком? Можете назвать кого-то из знакомых, близких вам людей? (ответы учащихся )

-Да, как правило, это наши близкие и друзья, которые заботятся о нас


2. Из истории милосердия (презентация о сестрах милосердия )

-Кто был сестрами милосердия? Как сейчас их называют? Нужна ли в обществе данная профессия?

3. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на с. 92, прочитайте текст, посмотрите иллюстрации и назовите профессии, в которых особо проявляется милосердие (спасатель, врач, пожарный, …)

-Всегда ли люди бывают благодарны? Как нужно к этому относиться? Быть терпимыми

Физминутка (видео https://rutube.ru/video/d4d91850c7d4bf5324f7e8fa724dedf7/ ).

- Теперь давайте немного отдохнем под музыку.

IV. Закрепление новых знаний.

1. Чтение и обсуждение сказки.

- А сейчас я вам предлагаю послушать сказку, которая называется «Сказочка о счастье», а вы постарайтесь запомнить, как вел себя главный герой в разных ситуациях (читает учитель)

На свете жил один король, богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал, а счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело. Вскричал король:

«Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел не в королевской власти?

И вот король в карету сел – и покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит, карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути? девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный.

- О, мой король, тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.

Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король, старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой, с утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова – тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил, а в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем.

Король торопит: - В путь пора, еще немного – и ура, свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой остановил карету.

Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго сказал:

«Заблудшая душа, Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастья для себя, ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя, найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня: обратно разверни коня,

Дитя, согрей и накорми, солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова. распилишь и уложишь…» -

Тут вышла полная луна. И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце всем людям помогает.

И счастье на его лице, как ясный день, сияет!


Беседа по вопросам:

1. Кто был главным героем сказки?

2. Что хотел найти король?

3. Кого он встретил на своем пути и как отнесся к их просьбам?

4. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

5. Кто помог королю задуматься о своих поступках?

6. Как вы думаете, почему изменился король?

7. Чему учит эта сказка? В чем заключается счастье для каждого человека?


Вывод: помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его взамен


2. Видеосюжет о милосердии животных

(«Милосердие слонихи» https://www.youtube.com/watch?v=a9VVmS-dIBQ ).

-Как вела себя слониха и ее старший сын? Помогло ли это слоненку? Почему?

-Можно ли сказать, что животным тоже присуще милосердие?


V. Применение новых знаний на практике (творческая работа в парах)

1. Составление рифмованных четверостиший.

-Найдите начало и конец рифмованных строчек и прочитайте стихотворение.

Сколько нас на свете

на большой планете?

Совершите в жизни чудо,

помогите близким людям!

Руку протяните –

птичек покормите!

Дайте хлеб бездомным,

и в душе зажжётся солнце!

Будьте милосердны,

станет добрым ваше сердце!

Улыбайтесь чаще,

всем вокруг дарите счастье!


2. Составление коллажа из разрезных картинок на тему «Люди, будьте милосердны!»

-Что отразили на данной картине? (ответы учащихся)

VI. Рефлексия (итог урока)

-Какая тема была главной на уроке? Чему учит милосердие?

-Нужно ли быть милосердным?

- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из вас?

-Что нового узнали? Полезной ли была информация?

-Оцените свою работу….. (ответы учащихся)

VII. Домашнее задание.

-Составить и записать в тетрадь «Памятку жизненных правил милосердия»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!