СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ Тема: «МИЛОСЕРДИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего  нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества;  формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.

Задачи урока:

  • познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
  • осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
  • усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ Тема: «МИЛОСЕРДИЕ»»

Министерство образования и науки Российской Федерации


Областное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Белгородский институт развития образования»


Кафедра теории и методики гуманитарного образования



Курсы повышения квалификации по теме

«Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ

в условиях реализации ФГОС»

Конспект урока ОРКСЭ

Тема: «МИЛОСЕРДИЕ»










Выполнила: слушатель курсов

Бабаева Ирина Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ «Журавлёвская СОШ»

Белгородского района

Белгородской области





Белгород – 2017

Тема урока: «Милосердие»


Цель: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.

Задачи урока:

  • познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».

  • осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.

  • усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Планируемые результаты урока

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.

Основные термины и понятия: милосердие, ближний, взаимопомощь, сострадание, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: Карточки с пословицами, раздаточный материал для учащихся, раскраска «Голубь», детская песня «Милосердие», учебник, мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы, сигнальные карточки.


Ход урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель: Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и передайте взглядом добро и улыбку. Тема сегодняшнего урока…а впрочем, я думаю, вы назовёте её сами через несколько минут. Некоторые из вас помогут мне начать.

Дети читают:

1. Одно из самых красивых слов на свете - слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

2. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

3. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает!

4. Ещё минуту назад этот человек был тебе не знаком. Но ты узнал о его горе и не смог остаться равнодушным.

5. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его, «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.


Учитель: Что объединяет все эти высказывания?

ИТАК, ТЕМА УРОКА: «МИЛОСЕРДИЕ»

2. Актуализация знаний

- О чём мы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай)

– В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

Подберите однокоренные слова к слову «милостивый». (Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»))

– Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание.

– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер».

Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:

1. Добро.

2. Зло.

3. Духовность.

4. Бездуховность.

5. Нравственность.

6. Безнравственность.

Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками.

– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?

– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.

– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

  1. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Эпиграфом к уроку могут послужить слова стихотворения Дмитрия Михайловича Быковицкого, нашего современника, врача-кардиолога, поэта, прозаика, автора-исполнителя своих песен, ныне живущего в Санкт-Петербурге.

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою»

- Скажите, пожалуйста, к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

Учитель: Как вы думаете, зачем нам нужно говорить о милосердии?

– И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

- А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия).

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

МИЛОСЕРДИЕ – милое сердце,

Доброта, Сострадание, Любовь, Сочувствие, Забота

Какое из этих слов, на ваш взгляд является главным. Правильно – ЛЮБОВЬ. Запомним его.

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

Милосе́рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков)

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

Заглянув в словарь, мы узнаем, что милосердие – это «сочувствие к окружающим людям, бескорыстная помощь». Милосердным называют человека, готового прийти на помощь в любую минуту. Милосердие – это добро, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать в наших делах, поступках, мыслях. Например, у христиан обязательным для каждого милосердного человека является: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, накормить и принять путешественника, немощного и заключённого посетить, а умершего похоронить. Проявление душевного милосердия – это хороший совет и слова утешения. Милосердными считаются и те, кто с радостью делится знаниями с другими людьми, терпит горе и зло, но всегда его прощает.

Милосердие основывается на таких качествах, как внимательность, заботливость и доброжелательность. Оно никогда не появится там, где царит брутальность, равнодушие и гордость. Только тот поступок считается милосердным, который демонстрирует уважение к страждущему человеку.

Проявляя милосердие, мы оказываем помощь самим себе, становясь чище и добрее.

- Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

«Не смешивай человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем. Потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его — образ Божий — все-таки в нем остается» — Св. Прав. Иоанн Кронштадтский

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Давайте поразмышляем:

а) часто ли вы слышали слово «милосердие»?

б) как часто видели вы милосердие в реальной жизни?

в) как называют действие, противоположное милосердию?


Для иллюстрации - 2 стихотворения.

НИЩИЙ

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

Я.П. Полонский

НИЩИЙ

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку

М. Ю. Лермонтов


В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом – жестокосердие.


5. Учебное исследование

Чтение текста с. 42-43(Притча о добром Самарянине)(Технология «Инсерт»): Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

  • радуют вас, потому что вы согласны со сказанным +

  • печалят вас, потому что так поступать тяжело -

  • очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить и отметить их соответствующими значками.

Распределение заданий в группах (задания на карточках)

1 группа.

– Найти в тексте ответы на вопросы:

– Какой вопрос был задан Христу?

– Как ответил Христос?

– Кто шёл по дороге, куда и откуда?

– Что с ним произошло?

– Кто шёл по той же дороге?

– Что сделал каждый из них?

– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

(текст в учебнике на с.42-43)

2 группа.

– Как Христос учил относиться к врагам?

– Священник изменил мнение о заключённых?

– Почему?

– Может ли человек научиться быть милосердным?

– Что для этого нужно? (текст дан на с. 44)

3 группа.

Закончи предложение.

Одно из дел милосердия – …

Милостыня – это встреча …

В конце XVI в. в Муроме жила …

Она помогала всей округе тем …

Ульяна стала просить себе …

На самом деле святая тайком …

Хлеб святая стала печь из … (текст дан на 44–45 с.)

4 группа:

Дети, заранее подготовившие сообщения о сёстрах милосердия

«Сёстры милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

1.В России орден сестер милосердия организовала великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.

2. В 1904 году после начала русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

Она организовывала детские приюты, больницы.

3. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи (в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

4. Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.

Ныне воссозданы благотворительный учебный центр на базе медицинского колледжа Всероссийского учебно-научного медицинского центра Министерства здравоохранения РФ и сестричество из воспитанниц обители с проживанием их в отдельном блоке общежития.Девушки получают дипломы медицинских сестер и аттестуются также по духовным дисциплинам.

Так продолжается дело, начатое великой княгиней Елизаветой Федоровной.

Выслушиваются ответы по результатам работы групп, делается вывод

Учитель: Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета. Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи. Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» Ребята, я хотела бы добавить, что милосердный человек относится к каждому человеку как к родному, как к своему ближнему.


- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

6. Включение в систему знаний и повторение

1. Учитель: А теперь задание. Вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.

Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию

(Бескорыстный, добрый, равнодушный. расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый) Какие слова вам неизвестны? Подумайте, что мы вычеркнем из нашей жизни?

Учитель: В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболее значимое…– Бескорыстие

2. Учитель: Прочитаем притчу «Спасти звезду». Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

3. Учитель: Много есть пословиц и поговорок на тему милосердия. У вас на столах лежат пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. К первой половине пословиц подберите вторую половину.

Каждый милосердный поступок

это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Источник зла есть тщеславие,

а источник добра — милосердие…

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие;

худшее — слабость и драчливость.

Кто милосердствует о нищих,

тот дает взаймы Богу.

Милосердие

всегда кстати..

Доброе дело

не забудется.

Делая добро,

не жди добра.



4. Учитель: У Юлии Друниной есть стихотворение «Бинты»

БИНТЫ

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать одним движеньем смелым.

Одним движеньем — так учили нас.

Одним движеньем — только в этом жалость...

Но встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его без боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: "Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться — беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки".

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе

Учитель: Что хотел автор сказать последними строками?

Юлия Друнина хотела подчеркнуть, что милосердию и состраданию человек может научиться только реально делая добрые дела.

А апостол Павел сказал, что не имеющий любви делай дела любви.

Поэтому третье ключевое слово будет – реальная помощь

5.Учитель: Итак, 3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ: Любовь, Бескорыстие, Реальная помощь

Вывод: Истинное милосердие - это любовь, выраженная в действии. Какими бы мы ни были разными, понятие милосердия одинаково для всех

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается.

Один мудрец спросил у народа «Скажите, пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

7. Рефлексия учебной деятельности

1. Учитель: И заканчивая сегодня наш урок, я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия. Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие.

Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие – это бесценный дар.

Маленький голубь пусть летит в ваши семьи, наполняя их добром и любовью – подарите его родителям и расскажите о милосердии.

2.Вот и подходит наш урок к концу. Проанализируйте свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:

• Меня удивило…

• Мне запомнилось…

• Я считаю, что…

– Покажите карточку, оценив самостоятельно свою работу на уроке,

– своё настроение.

3.Задание на дом (на выбор):

  • Подобрать пословицы о добре и милосердии.

  • Составить синквейн со словами: сострадание, милосердие или ближний.

  • Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.



Список использованной литературы
«Основы православной культуры». Протодиакон Андрей Кураев. Учебник для 4-5 классов – М.: «Просвещение» 2010.

  1. Юлия Друнина. Мир до невозможности запутан. Стихотворения и поэмы. Сер.: Поэтическая Россия. Москва: Русская книга, 1997.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://inoskaz.com/pritchi/spasti-zvezdu/ - Легенды и притчи

  2.  Детский хор Беларуссии, В.Бобков – песня «Милосердие»

  3. http://www.randd.ru/index.htm - Золотой корец - Официальный сайт Прихода во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!