Этап урока | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап Цель: актуализация требований к учебной деятельности. | Регулятивные: - организовать свое рабочее место; -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные: - формировать нормы и правила поведения в социуме. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Хозяин на уроке – учебник и атлас, его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка, и, конечно же, дневник. Все готовы? Приступаем к работе! | Приветствие учителя, готовность к уроку, настрой на работу. |
II. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Регулятивные: -формулировать цели учебного занятия. Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы. Личностные: - способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав ее, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока: Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зеленая. Глядятся в него молодые рябинки. Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – все в нем отражается. Как это зеркало называется? ( слайд 2) Итак, какова же тема урока? Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера». (слайд 3) О чем мы будем говорить? Сформулируйте цель и задачи нашего урока. По мере путешествия мы будем заполнять индивидуальные маршрутные листы, которые вы сейчас получите, подпишите их. | Слушают учителя. Отгадывают загадку, тем самым определяют тему урока. Вступают в диалог с учителем, формулируют цель и задачи урока Подписывают маршрутные листы |
III. Этап актуализации знаний Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.
| Личностные: - навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: - выделять ключевое слово, формулировать определения понятий; - искать и выделять необходимую информацию из различных источников; Регулятивные: - оценивать степень и способы достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. Коммуникативные: - высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | К какой части гидросферы относят озера? (воды суши) Попробуйте сами сформулировать понятие, что такое озеро? Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 95). Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суши. ( слайд 4) Чем озеро отличается от моря ? Чем озеро отличается от реки? Работа с картами. Используя карты в атласе «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России» , «Физическая карта Камчатки» найдите крупные озёра. На Земле несколько миллионов озёр, только в нашей стране их 3 миллиона, а на Камчатке их свыше 100 тысяч . Какие озёра- рекордсмены Вы знаете ? ( слайд 5-11) Учитель называет и показывает на карте озера. Самое большое -……………. Самое глубокое -…………. Самое соленное -………….. На Камчатке: самые большие ……….., ….. и глубокое ……… Озёра Усть- Камчатского района ………….. | Вспоминают, изученный ранее материал. Ответы учащихся. Ученики формулируют определение понятия Работа с учебником Пишут определение понятия «озеро» в маршрутных листах Вспоминают, изученный ранее материал. Ответы учащихся. Ответы учащихся Учащиеся работают с картами в атласах Записывают в маршрутных листах озёра-рекордсмены, озёра Камчатки |
IV. Этап «открытия» нового знания Цель: формирование представления о видах озер и типах котловин; знание отличительных черт различных озер. | Познавательные: - искать и выделять необходимую информацию из различных источников; - осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. Коммуникативные: - предлагать помощь и сотрудничество; -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: -планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции. Личностные: - навыки сотрудничества в разных ситуациях. | От того, какая по происхождению будет котловина, зависит внешний вид озера. Что же такое котловина? Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 96). Котловина – это углубление, в котором находятся озера. Поработаем в парах, каждая пара будет заниматься одним типом котловин, по плану: 1. Тип озерной котловины; 2. Условия образования; 3. Отличительные черты; 4. Примеры озер (работа с атласом). Все данные заносятся в таблицу № 1 маршрутных листов. ( слайд 12) Ребята, перед вами две схемы озерных котловин одинакового происхождения. (слайд 13) Какие отличия Вы видите? (в озера впадают реки, но не вытекают) Какой вывод Вы может сделать? - Кто из Вас слышал, как они называются эти озера? Ответить на этот вопрос Вам поможет учебник (с.97, п.3). ( слайд 14) | В ходе дискуссии формулируют определение понятия котловина. Работают с текстом учебника Учащиеся пишут в маршрутных листах определение котловина Работа в парах. Работают с текстом учебника Проверка заполненной таблицы. Обобщение результатов Рассматривают схемы, сравниваю, делают вывод Ответы учащихся Читают текст учебника, формулируют определения бессточные и сточные озера. Определения записывают в маршрутном листе. |
Физкультминутка Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения. | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | Встали! Какую птицу чаще всего можно встретить над озерной гладью? А над водной гладью чайки кружат, Полетим за ними дружно, Рокот волн и шум прибоя, И над ними мы с тобою! Поплывем мы за волнами, Дружно машем мы руками. Словно чайки мы шагаем, Гордо спинки выпрямляем. Сели чайки на песок, Продолжаем наш урок! | Ответы учащихся Выполняют упражнения: машут руками вверх-вниз (полет чаек) Шагают на месте, спинка прямая, руки за спиной. Садятся за парты |
V. Этап первичной проверки понимания Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, по рядам). | Познавательные: -классифицировать заданные объекты; - выбирать из предложенных и искать самостоятельные средства достижения цели. Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Коммуникативные: - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные: - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Как называются озера, из которых вытекают реки? Как называются озера, из которых не вытекают реки? Задания по рядам: ( слайд 15) Пользуясь атласом, определите, сточным или бессточным являются озера: 1 ряд: Чад, Байкал; 2 ряд: Каспийское, Виктория; 3ряд: Балхаш, Ладожское. Ответы внесите в маршрутный лист! | Ответы учащихся Работа по рядам. Выполняют задания, используя карты атласа. Проверка выполненного задания. Обоснование выбора, представители от ряда сообщают о результате коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников с другого ряда. Заполняют маршрутный лист. |
VI. Этап применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель: развитие умения решать задания в новой ситуации. | Познавательные: - находить информацию в тексте учебника, атласа; - выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения; - классифицировать по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии. Коммуникативные: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Выполняя задания, вы заметили, что озера обозначаются на карте не одинаково? Некоторые озера на карте обозначены штриховыми линиями розового цвета. - Как вы думаете почему? Ответ вы сможете узнать, проанализировав легенду карты. Приведите примеры озёр. ( слайд 16) Знаете ли Вы, какое озеро на Земле самое соленное? ( слайд 17) Проблемный вопрос, почему одни озера являются пресными, а другие солёными? Есть ли закономерность, в размещении соленых озер? Какие по типу сточные или бессточные соленые озера? | Работа с картой атласа и легендой карты. Формулируют ответ: розовым на картах обозначены соленые озера. Приводят примеры. Ответы учащихся. Учащиеся решают проблему и указывают причины, влияющие на солёность озер |
VII. Этап первичного закрепления Цель: проверка усвоения материала по теме урока. | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - извлекать информацию; - применять правила и пользоваться инструкциями при выполнении заданий; - осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль. Личностные: - мотивация учебной деятельности | Выполните самостоятельно практическую работу, результаты занесите в таблицу № 2 в маршрутном листе. Задание: Опишите географическое положение озера Байкал по плану: 1.Положение на материке (материк, в какой части материка находится) 2.Происхождение котловины 3.Солёность 4.Сточное или бессточное. Почему? 5.Средняя глубина. | Выполняют задание, результаты вносят в маршрутный лист. Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки за полученные результаты. |
VIII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: - организовывать и регулировать свою деятельность. | Домашнее задание. ( слайд 18) Обязательное для всех: п.31, ответить устно на вопросы с.98 (1-5). По желанию: сделать сообщения о необычных озерах мира , России, Камчатского края. | Слушают учителя, записывают задания. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Познавательные: - осуществлять рефлексию способов и условий действий; - определять уровень усвоения материала; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Регулятивные: - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоит, определять качество и уровень усвоения. Личностные: - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | А сейчас давайте оценим свою деятельность на уроке. Предлагаю поработать (по шаблону) в маршрутных листах. 1. Сегодня я узнал( а)___________________ 2. Было интересно_____________________ 3. Я понял (а)__________________________ 4. Меня удивило_______________________ 5. Теперь я могу На этом наш урок окончен, спасибо за работу! | Самооценка Рефлексия класса Сдают маршрутные листы. |