СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Озера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока в 6 классе ФГОС с региональным компонентом

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Озера"»

Урок географии по теме: «Озёра» 6 класс

Автор: Полякова Е.В.

Цели урока: сформировать представления об озерах, классифицировать их виды и типы котловин.

Задачи: Обучающие: усвоить понятие «озеро», сточное и бессточное озеро, происхождение котловин.

Развивающие: развивать навыки работы с физической картой, самостоятельно получать знания , анализировать и делать выводы.

Воспитывающие: создать условия для воспитания в себе любви к малой родине и чувства патриотизма при рассмотрении самых интересных озер России и Камчатского края.

Ожидаемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- управлять своей познавательной деятельностью;

- строить монологическое высказывание;

- развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

- слушать и оценивать ответы товарищей.

- находить информацию в тексте учебника, выделять ключевые слова, формулировать определения понятий;

- классифицировать по заданным критериям, устанавливать взаимосвязь/ аналогии;

-работать по плану;

- заполнять таблицы.

-знать основные понятия темы;

-работать с географической картой; приводить примеры и показывать озера на карте;

- выявлять зависимость между размещением озер от климата и рельефа.



Основные понятия: озеро, озёрная котловина, сточное , бессточное озеро.

План занятий:

  1. Что такое озеро?

  2. Озера Камчатки

  3. Озерные котловины.

  4. Вода в озере.

Материалы( ресурсное обеспечение урока): Физическая карта мира, физическая карта России, атлас 6 класс, атлас «Люби и знай свой край», презентация «Озёра», проектор, компьютер.



Ход урока:

Этап урока

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

I. Организационный этап


Цель: актуализация требований к учебной деятельности.


Регулятивные:

- организовать свое рабочее место;

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

- соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные:

- формировать нормы и правила поведения в социуме.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.


Хозяин на уроке – учебник и атлас,

его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка, и, конечно же, дневник.

Все готовы? Приступаем к работе!


Приветствие учителя, готовность к уроку, настрой на работу.

II.

Этап постановки цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся


Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.




Регулятивные:

-формулировать цели учебного занятия.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав ее, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока:

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается.

Как это зеркало называется? ( слайд 2)

Итак, какова же тема урока?

Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера». (слайд 3)

О чем мы будем говорить? Сформулируйте цель и задачи нашего урока.


По мере путешествия мы будем заполнять индивидуальные маршрутные листы, которые вы сейчас получите, подпишите их.

Слушают учителя.



Отгадывают загадку, тем самым определяют тему урока.



Вступают в диалог с учителем, формулируют цель и задачи урока






Подписывают маршрутные листы

III.

Этап актуализации знаний


Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.


















Личностные:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные:

- выделять ключевое слово, формулировать определения понятий;

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников;

Регулятивные:

- оценивать степень и способы достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные:

- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.


К какой части гидросферы относят озера? (воды суши)


Попробуйте сами сформулировать понятие, что такое озеро?


Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 95).


Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суши. ( слайд 4)


Чем озеро отличается от моря ?


Чем озеро отличается от реки?

Работа с картами. Используя карты в атласе «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России» , «Физическая карта Камчатки» найдите крупные озёра.

На Земле несколько миллионов озёр, только в нашей стране их 3 миллиона, а на Камчатке их свыше 100 тысяч .

Какие озёра- рекордсмены Вы знаете ?

( слайд 5-11) Учитель называет и показывает на карте озера.

Самое большое -…………….

Самое глубокое -………….

Самое соленное -…………..

На Камчатке: самые большие ……….., ….. и глубокое ………

Озёра Усть- Камчатского района …………..

Вспоминают, изученный ранее материал.

Ответы учащихся.

Ученики формулируют определение понятия


Работа с учебником


Пишут определение понятия «озеро» в маршрутных листах


Вспоминают, изученный ранее материал.

Ответы учащихся.






Ответы учащихся




Учащиеся работают с картами в атласах





Записывают в маршрутных листах озёра-рекордсмены, озёра Камчатки

IV.

Этап «открытия» нового знания


Цель: формирование представления о видах озер и типах котловин; знание отличительных черт различных озер.


Познавательные:

- искать и выделять необходимую информацию из различных источников;

- осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Коммуникативные:

- предлагать помощь и сотрудничество;

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

Личностные:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях.


От того, какая по происхождению будет котловина, зависит внешний вид озера.


Что же такое котловина?


Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 96).


Котловина – это углубление, в котором находятся озера.


Поработаем в парах, каждая пара будет заниматься одним типом котловин, по плану:

1. Тип озерной котловины;

2. Условия образования;

3. Отличительные черты;

4. Примеры озер (работа с атласом).

Все данные заносятся в таблицу № 1 маршрутных листов. ( слайд 12)


Ребята, перед вами две схемы озерных котловин одинакового происхождения. (слайд 13)

Какие отличия Вы видите? (в озера впадают реки, но не вытекают)

Какой вывод Вы может сделать?

- Кто из Вас слышал, как они называются эти озера?

Ответить на этот вопрос Вам поможет учебник (с.97, п.3). ( слайд 14)

В ходе дискуссии формулируют определение понятия котловина.

Работают с текстом учебника

Учащиеся пишут в маршрутных листах определение котловина



Работа в парах.

Работают с текстом учебника



Проверка заполненной таблицы. Обобщение результатов


Рассматривают схемы, сравниваю, делают вывод


Ответы учащихся




Читают текст учебника, формулируют определения бессточные и сточные озера. Определения записывают в маршрутном листе.



Физкультминутка


Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.

Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

Встали! Какую птицу чаще всего можно встретить над озерной гладью?

А над водной гладью чайки кружат,

Полетим за ними дружно,

Рокот волн и шум прибоя,

И над ними мы с тобою!

Поплывем мы за волнами,

Дружно машем мы руками.

Словно чайки мы шагаем,

Гордо спинки выпрямляем.

Сели чайки на песок,

Продолжаем наш урок!


Ответы учащихся


Выполняют упражнения: машут руками вверх-вниз (полет чаек)


Шагают на месте, спинка прямая, руки за спиной.



Садятся за парты

V.

Этап первичной проверки понимания

Цель: организация усвоения учащимися нового материала

(фронтально,

по рядам).

Познавательные:

-классифицировать заданные объекты;

- выбирать из предложенных и искать самостоятельные средства достижения цели.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Коммуникативные:

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Как называются озера, из которых вытекают реки?

Как называются озера, из которых не вытекают реки?

Задания по рядам: ( слайд 15)

Пользуясь атласом, определите, сточным или бессточным являются озера:

1 ряд: Чад, Байкал;


2 ряд: Каспийское, Виктория;


3ряд: Балхаш, Ладожское.


Ответы внесите в маршрутный лист!



Ответы учащихся




Работа по рядам.

Выполняют задания, используя карты атласа.



Проверка выполненного задания.

Обоснование выбора, представители от ряда сообщают о результате коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников с другого ряда.


Заполняют маршрутный лист.



VI.

Этап применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Цель: развитие умения решать задания в новой ситуации.



Познавательные:

- находить информацию в тексте учебника, атласа;

- выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения;

- классифицировать по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии.

Коммуникативные:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

- проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Выполняя задания, вы заметили, что озера обозначаются на карте не одинаково? Некоторые озера на карте обозначены штриховыми линиями розового цвета.

- Как вы думаете почему?

Ответ вы сможете узнать, проанализировав легенду карты.

Приведите примеры озёр. ( слайд 16)

Знаете ли Вы, какое озеро на Земле самое соленное? ( слайд 17)


Проблемный вопрос, почему одни озера являются пресными, а другие солёными?

Есть ли закономерность, в размещении соленых озер?

Какие по типу сточные или бессточные соленые озера?



Работа с картой атласа и легендой карты.

Формулируют ответ: розовым на картах обозначены соленые озера.


Приводят примеры.

Ответы учащихся.





Учащиеся решают проблему и указывают причины, влияющие на солёность озер





VII.

Этап первичного закрепления


Цель: проверка усвоения материала по теме урока.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- извлекать информацию;

- применять правила и пользоваться инструкциями при выполнении заданий;

- осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль.

Личностные:

- мотивация учебной деятельности

Выполните самостоятельно практическую работу, результаты занесите в таблицу № 2 в маршрутном листе.

Задание: Опишите географическое положение озера Байкал по плану:

1.Положение на материке (материк, в какой части материка находится)

2.Происхождение котловины

3.Солёность

4.Сточное или бессточное. Почему?

5.Средняя глубина.



Выполняют задание, результаты вносят в маршрутный лист.









Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки за полученные результаты.











VIII.


Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Коммуникативные:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные:

- организовывать и регулировать свою деятельность.


Домашнее задание. ( слайд 18)

Обязательное для всех: п.31, ответить устно на вопросы с.98 (1-5).


По желанию: сделать сообщения о необычных озерах мира , России, Камчатского края.



Слушают учителя, записывают задания.

IX.

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Познавательные:

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- определять уровень усвоения материала;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Регулятивные:

- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоит, определять качество и уровень усвоения.

Личностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

А сейчас давайте оценим свою деятельность на уроке. Предлагаю поработать (по шаблону) в маршрутных листах.


1. Сегодня я узнал( а)___________________

2. Было интересно_____________________

3. Я понял (а)__________________________

4. Меня удивило_______________________

5. Теперь я могу


На этом наш урок окончен, спасибо за работу!


Самооценка






Рефлексия класса






Сдают маршрутные листы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!