СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Письма военный лет"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.  Актуализировать знания обучающихся  о письме как эпистолярном жанре, о  видах писем.

2. Определить  роль писем  в годы ВОВ.

4. Формировать  навыки  правильного написания и оформления письма, написание письма ветерану войны.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Письма военный лет"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4

г. Данкова Липецкой области


Конспект

урока по русскому языку

«Письма военных лет»













Автор методической разработки:

учитель русского языка и литературы

Пахунова Татьяна Алексеевна



2019 год



Цели урока:

1. Актуализировать знания обучающихся о письме как эпистолярном жанре, о видах писем.

2. Определить роль писем в годы ВОВ.

4. Формировать навыки правильного написания и оформления письма, написание письма ветерану войны.

Задачи урока:

1. Образовательные: Создать условия для знакомства учащихся с разными видами писем, особенностями военной корреспонденции, фронтовых писем и овладения знаниями, умениями и навыками по написанию, оформления письма.

2. Развивающие: создание условий для самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие ассоциативного мышления, воображения, развитие устной и письменной речи учащихся, пробуждение в детях интереса к творческой деятельности

3 Воспитательные: способствование процессу духовного развития; формирование умения совместно вырабатывать творческое решение вопроса; воспитание стремления к знаниям. Воспитывать в детях чувства любви к Родине и уважению к людям, пережившим войну, умение сопереживать, выражать благодарность ветеранам ВОВ в форме письма.



Оборудование урока:

Мультимедийная презентация, компьютер, интерактивная доска, колонки, аудиозапись песен «Вставай, страна огромная», «День Победы», раздаточный материал для детей (Приложения 1-6).













Ход урока

  1. Организационный этап.

- Добрый день, дорогие ребята. Посмотрите за окно. Какой чудесный солнечный день: светит солнце, плывут по небу белые облака! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мирному дню, который подарен нам сегодня. Так было не всегда.



  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2. Звучит песня «Вставай страна огромная».

Ученик: Какое страшное слово - «война». Сколько боли, страха, разрушений и потерь! Это трагедия, которая оставила кровавый след в народной памяти. Матери, жены, дети, отправляя на фронт своих дорогих и близких мужей, детей, отцов, надеялись на их возвращение. Годы расставания казались веками. Счастьем было получить маленький бумажный потертый треугольник - единственную ниточку связи с любимыми людьми, которых разлучила Великая Отечественная война.

  1. Определение темы и целей урока.

Слайд 3. На экране появляются слова В.Высоцкого:

Полчаса до атаки,

Скоро снова под танки,

Снова слушать разрывов концерт.

А бойцу молодому

Передали из дому

Небольшой голубой треугольный конверт.



- Что было единственной ниточкой связи фронта с тылом?

- О каком «небольшом голубом треугольном конверте» говорил В.Высоцкий?

- Попробуйте определить тему урока. ( Письма военных лет)

Как вы считаете, какова цель нашего урока (используем слова-подсказки)?

• Вспомним…

• Узнаем…

• Научимся …

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Слайд4-5 1) Словарная работа. Работа с толковыми словарями. (Задание в формате ЕГЭ) (http://tolkslovar.ru/p6688.html )

- Что такое письмо?

- В каком из предложенных вариантов дано верное толкование слова «письмо» в контексте нашей темы?


Значение слова письмо по Ефремовой:
1. Процесс действия по знач. глаг.: писать (1).
2. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-л. с целью сообщения о чем-л., изложения своих мыслей, выражения чувств. // Сам такой текст. // Почтовое отправление, содержащее такой текст.
3. Официальный документ.
4. Умение, способность писать.
5. Система графических знаков, принятая для передачи, запечатления писания; письменность. // Система, форма, стиль таких знаков. // разг. Внешний вид написанного; почерк.
6. Приемы создания литературно-художественных произведений.
7. Приемы, манера написания произведений живописи.

Значение слова письмо по Ожегову:
1. Манера художественного изображения

2.Умение писать

3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи

4. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.



Слайд 6 2) Продолжите фразы, которые вы видите на экране

Адресат-это…

Адресант - это…

Эпистолярный жанр – (от греч. Epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму открытки, телеграммы, …



  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

1)Групповая самостоятельная работа с текстом «Военные письма "треугольники": история». https://fb.ru/article/181466/voennyie-pisma-treugolniki-istoriya



Слайд 7. Задание: Прочитайте текст, ответы на вопросы занести в таблицу

1 группа

Какую роль играла почта в 40-е годы?



Каким образом осуществлялась перевозка корреспонденции?




Назовите разновидности военной корреспонденции.




Какую функцию выполняли газеты и листовки на фронте?




Приложение 1

Текст1. Еще в начале войны правительство СССР уделяло особое значение связи фронтовиков с их родными. Но единственным способом осуществить это в начале 40-х годов была почта. Считалось, что письмо из дома в разы повышает боевую силу солдата. Поэтому было организовано почтовое сообщение. Машины для перевозки корреспонденции запрещалось использовать в других целях. Почтовые вагоны имели такой же приоритет, как и вагоны с боеприпасами. Поэтому их разрешалось цеплять к любым составам, чтобы военные письма-треугольники с фронта попадали к адресатам. Вся корреспонденция на фронт и в тыл была бесплатной. Исключение составляли только посылки. Но не всегда письма приходили вовремя. Были случаи, что треугольники приходили и через десять, и через двадцать лет после окончания войны.

В связи с большой потребностью в письмах, народное хозяйство начало широко выпускать конверты, открытки и заготовки для писем. Они имели красочное художественное оформление патриотического характера. На открытках, к примеру, печатались карикатуры на немцев и подписывались они красивыми лозунгами: «Стреляю так, что ни пуля – то в немца», «Смерть немецким оккупантам». военные письма треугольники как складывать . Но до фронта эти заготовки практически не доходили. Да и простой бумаги на письма не всегда хватало. Поэтому широкое распространение получили военные письма-треугольники. Как складывать их знал даже ребенок, поскольку конвертов тогда практически не было. Попадали к солдатам газеты и листовки, которые поднимали боевой дух и повествовали о новостях, случившихся в тылу и на других фронтах. Но эта информация всегда была скудной и не регулярной, поскольку военное время требовало осторожности. Да и с сообщением не всегда все было отлично, поскольку почтовые машины часто попадали в засады и бывали разграблены.

Задание: Прочитайте текст, ответы на вопросы занести в таблицу

2 группа

В чем состояло преимущество писем-треугольников перед обыкновенными конвертами?


Каким образом солдаты складывали письма-треугольники?


Назовите основные проблемы, связанные с доставкой писем.




Приложение 2

Текст 2. Сегодня может быть непонятно, зачем отправлялись военные письма-треугольники. Эта форма кажется бессмысленной и не практичной. Как показала практика военных лет, это совершенно не так. Незамысловатая форма разрешала отказаться от конвертов и слать бесплатные письма в любые города Родины. Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались и не требовали марок. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.

В военные годы с адресом доставки практически всегда были проблемы. Во-первых, люди в тылу часто переезжали, спасаясь от боевых действий. Во-вторых, воинские части также не стояли на месте. В-третьих, адресаты часто умирали или пропадали без вести. В таких случаях своеобразным сигналом радостных или печальных вестей становились военные письма-треугольники. История знает немало случаев, когда они приходили с задержкой значительно позже официальных «похоронок». Это давало надежду родным на то, что солдат жив-здоров и скоро вернется домой.

2) Проверка задания. Представитель от группы зачитывает вопросы и ответы на них.

3) Проверка опережающего задания «Стилистика и тематика военных писем».

(Информация для учителя: Поскольку на фронте была строгая цензура, военные письма-треугольники имели особую стилистику. Бойцы редко рассказывали о себе печальные подробности. Они храбрились и выражали огромный оптимизм по поводу скорого завершения войны. В ответ они просили рассказать о родных, новости которые происходили дома. Часто солдаты выражали беспокойство по поводу здоровья родственников. Тон практически всех писем торжественный. А сами сообщения переполнены искренностью, которая прочитывается в каждом слове. Сегодня мы знаем, если бы бойцы не знали о том, как сделать военное письмо-треугольник, мы бы не узнали, какой на самом деле была война. Ведь ни для кого не секрет, что официальные данные не всегда совпадали с реальными событиями.

Физкультминутка (видео)

https://yadi.sk/i/ZELGbKSQuSk2OA





  1. Слайд 8. Самостоятельная работа в парах «Изучение писем военных лет»

1)Каждая пара получает фронтовое письмо (http://gosarhro.ru/dates-events-people/the-letter/selection-of-pise/ Подборка писем с фронта), которое необходимо проанализировать по плану.

Приложение 3

План работы с текстом письма:

  1. Тип письма: личное, официальное, благодарственные, поздравительные, рекомендательные, деловые, письмо-просьба, письмо в газету.

  2. Структура письма.

  3. Тема письма.

  4. Информация, переданная в письме.

  5. Значение письма.

  6. Какие строки письма тронули вас?



2) Отчет пар после анализа.

3) Вопросы учителя:

• Что различает и объединяет эти письма?

• Что вас поразило в этих письмах?

Какие чувства испытывали при чтении этих писем?

• Что нового из этих писем вы узнали о жизни солдат на войне?

• Чему вас научили эти послания из прошлых лет? (Любовь близких, надежда на скорую встречу и вера в Победу согревали души бойцов.)





  1. Практическая работа «Как сложить фронтовое письмо-треугольник»

Слайд 9. -Ребята, предлагаю вам перенестись в далекие сороковые годы и самим попробовать создать письмо-треугольник.

  1. Просмотр ролика «Как сложить фронтовое письмо-треугольник». https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=j6UE7o0B88A&feature=emb_logo

  2. Работа детей по созданию письма.

- Как вы считаете, для чего может пригодиться это навык сложения письма-треугольника?





Приложение 4.



  1. Написание письма ветерану «Спасибо за Победу»

1. Беседа

- Сегодня мы рассмотрели образцы личных фронтовых писем. В преддверии праздника 9 Мая я предлагаю написать письмо ветеранам Великой Отечественной войны и сложить так, как складывали их солдаты – треугольником.

- Какой вид письма будем использовать? Почему? (Благодарственные. Поблагодарить ветеранов за героизм, отвагу и самоотверженность.)

- Назовите основные структурные элементы письма.

Слайд 10 .

  1. Составление памятки по написанию письма. Работа с таблицей: выберете из списка слова и словосочетания, которые вам понадобятся при написании письма, занесите в таблицу.

Приложение 5 .

Структурные элементы письма

Опорные слова

1. Приветствие.


2. Вступление.


3. Основная часть.


4. Заключение.


5.Подпись. Дата.


6.Поскриптум (если есть).


Орфографическая работа: вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Слова для справок: ув..жаемый вет..ран, Великая Отечественн\ная война, 1941-1945 годы, фашис?ская Германия, Советский Союз, Родина, Россия, Великая П..беда, День Победы,75-летие П..беды, глубоко бл..годарен, бес\ссмертный подвиг, (не)хватит слов, жертва, вечная память, спасли, сохр..нили, сбер..гли, дорогой, ув..жение, скорбь, св..той праз..ник, герои, четыре долгих года, здоровье, счас?ливое детство, мир на Земле, п..триоты, п..триотизм, хочу рас\ссказать, с благ..дарностью к вам, ценю ваше мнение, с самыми искренн\ними пож..ланиями.



  1. Подведение итогов.

  1. Составление синквейна «Письма военных лет».

Слайд 11. Например:

1.Письмо солдата

2.Долгожданное, светлое

3.Ждали, надеялись, верили.

4. Письмо - единственная ниточка связи.

5. Победа!

  1. Слайд 12 Слово учителя (фоном песня «День Победы»)

- Великая Победа! За этими словами миллионы человеческих жизней, героизм, отвага советских солдат, которые воевали за Родину, за свои семьи, за мир.

- Какую роль, на ваш взгляд, сыграли солдатские письма в приближении Великой Победы?



  1. Просмотр видео ролика «Подвиг во имя Победы».

https ://youtu.be/WmFCvDFbSbQ (Если позволит время)



11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Написать письмо-благодарность ветеранам ВОВ, используя таблицу (приложение 5), сложить треугольником. Данные письма мы отправим нашим ветеранам и поздравим их с 75 годовщиной Победы в ВОВ.

12. Рефлексия.

- Предлагаю вам оценить урок и свою работ на уроке, используя рефлексивную мишень.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!