Урок по теме " Степень с натуральным показателем". 7-й класс.
Цели урока:
формировать понятие степени с натуральным показателем и умение выполнять преобразования
и вычисления со степенями
развивать математический и общий кругозор, внимательность, речь учащихся.
Ход урока
I .Организационный момент.
П. Актуализация.
1 .Какие числа знаете?
Какие числа называются натуральными, целыми?
2. Найдите значения следующих выражений: )
а) 3 + 3 + 3 + 3 (12)
6) 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2(14)
Удобна ли данная запись? Как лучше заменить?
Упростите выражение: х + х + х +...+ х (хn)
3.
а) Найдите площадь квадрата со стороной 10 см. (S = a2 =102 = 100см2)
б) Найдите объем куба с ребром 1 см (V = а3 = 13 = 1 см3)
2). Изучение нового материала.
–Таким образом, одна из особенностей математического языка состоит в том, что мы стремимся использовать более короткие записи.
– А теперь посмотрите на следующий слайд,
1) 10*10 2) 28*28*28 3) 3*3*3*3*3*3*3*3*3 4) 1,5*1,5*1,5*1,5*1,5*1,5 5) (-2с)*(-2с)*(-2с)*(-2с)*(-2с) 6) (х + у)*(х + у)*(х + у)8(х + у) | 102 283 З9 1,56 (-2с)5 (х + у)4 |
Что вы видите? (Произведение двух чисел заменили квадратом этого числа, произведение трех чисел – кубом числа.)
– Как бы вы записали по аналогии следующие произведения?
– Кто запишет на доске?
– Итак, все эти произведения можно заменить более короткой записью. А если появились новые записи, значит появляется необходимость новых терминов. Введем новый термин “Степень с натуральным показателем”.
– Запишем тему урока: “Степень с натуральным показателем”
– Читается а в n-ой степени или n-ая степень числа а.
– Прочитайте следующие степени, назовите основание и показатель степени.
Делаются записи надоске.
– Скажите, а сколько может быть множителей в произведении? А наименьшее количество? (2)
Получается, что “Степенью числа а с натуральным показателем n называется произведение n множителей, каждый из которых равен а, причем n 2)
А операцию отыскания степени называют возведением в степень.
– Выполним несколько упражнений . Решения запишите в тетрадях.
№1. Представьте в виде произведения третью степень числа 4 и найдите ее числовое значение. (43 = 4*4*4 = 64)
№ 2. Чему равна сумма кубов чисел 2 и 3? (23 + 33 = 8 + 9= 17)
№ 3. Вычислите: Запись на доске
1) 53 2) 24 – б2 3) (-4)2 + 25 4) 17 – 92+102 | (125) (-20) (48) (20) |
№ 4. Представьте данное число в виде степени какого – либо числа с показателем, отличным от 1.
1)64 | (43 или 26) |
2)36 | (б2) |
3) 121 | (112) |
4) 27 | (З3) |
№ 5. (слайд 10). Найдите х, если | |
1)2x = 32 | (х = 5) |
2) х3 = 125 | (х= 5) |
№ 6. Вычислите квадрат куба числа | |
1) 2 | ((23)2 = 64) |
2) 4 | ((43)2 = 4096 ) |
Вычислим
(-2)1 =(– 2) =-2
(-2)2 =(– 2)( – 2) = 4
(-2)3 = (– 2) (– 2) (– 2) = -8
(-2)4 = (– 2) (– 2) (– 2)(– 2) = 16
(-2)5 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = -32– В ходе выполнения всех этих упражнений мы увидели, что при возведении чисел в степень получаются разные ответы: и положительные, и отрицательные, и 0. Какую закономерность можно заметить в результате возведения отрицательного числа (-2) в степень? (Если показатель – четное число, то при возведении в степень отрицательного числа получается положительное число. Если показатель – нечетное число, то при возведении в степень отрицательного числа получается отрицательное число.)
– Составим схему для знака nстепени числа а.
– Усно возведите в степень следующие числа: (-2)3, (-5)2, (-1/2)4, (-1/2)3, (-1)3, (-1)2
3. Закрепление Математический диктант.
– Выполняем задания самостоятельно, потом проверите друг у друга правильность, поменявшись тетрадями.
№ 1. Запишите в виде произведения 4-ую степень числа а и найдите его значение при а = 3.
(а4 = 34 = 81)
№ 2. Чему равна первая степень числа 0,25? (0,25)
№ 3. Чему равна 100-я степень числа 0? (0)
№ 4. Запишите число 125 в виде степени с основанием 5. (53)
№ 5. Сравните -24 и (-2)4.
– Проверьте работы друг у друга,
–У кого все правильно? 1–2 ошибки?
4. Самостоятельная работа.
№ 122,134, 135, 151 (1-й вариант – а, 2-й вариант – б.)
Дополнительное задание (Слайд 28): Найдите значение выражения: n2 +k2, если 2n= 32 и 3к = 9
5. Домашнее задание
§ 4 (определения выучить), №№ 136–139, 153.