Конспект урока по биологии 5 класс «Папоротники»
Организационный момент
-Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
2 сл.
- Посмотрите пожалуйста на слайд, перед вами картинки живых организмов, необходимо назвать представителя и сказать к какому царству он относится.
1. Бактерии- Ц. бактерии
2. Плесень и белый гриб- Ц. грибов
3. Водоросль ламинария- Ц. растений
4. Водоросль хламидомонада- Ц. Растений
5. Мхи- Ц. растений
6. Папоротник- Ц. растений
-Молодцы, какие царства мы уже с вами изучили из предложенных? (Ц. бактерий, Ц. Растений)
- Со всеми ли представителями царства растений мы познакомились уже? (Нет)
- Посмотрите на слайд и скажите из предложенных видов растений, с каким мы ещё не знакомились? (Папоротники)
-Какова тема нашего урока, как вы думаете? (папоротники)
3 сл.
-Запишите число и тему урока: «Папоротники»
-Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке?
-Предлагаю посмотреть видеофрагмент и подумать, что здесь правда, а что вымысел. (Финист- ясный сокол).
- Итак о каком растении идёт речь? (Папоротнике)
-В сказке ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Где же здесь истина, сегодня нам это и предстоит выяснить.
-Современные папоротниковидные совершенно не такие, какими были раньше. Оказывается, они жили более 300 млн. лет назад, когда и человека не было в помине. Они образовывали огромные леса.
4 сл.
-На слайде вам предложен текст, изучив его вы сможете рассказать о древних папоротниковидных растениях, их особенностях.
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют одну и наиболее древних групп высших растений. В каменноугольный период занимали господствующее положение в растительном мире Земли, образуя обширные леса.
В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10 тыс. видов папоротников.
Размеры варьируют от тропических древовидных форм, достигающих высотой до 25 метров, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров в длину.
В большинстве своём это травянистые растения, но встречаются и древовидные формы, произрастающие во влажных тропических лесах.
-Итак, от каких живых организмов произошли папоротники? (Псилофитов)
- Сколько насчитывается родов и видов папоротников.
-Какими формами представлены папоротники?
Записать
- В наших краях папоротники - это небольшие многолетние растения, обитатели влажных мест.
5 сл.
-Посмотрите на слайд, скажите, пожалуйста чем водоросль ламинария отличается от папоротника.
- Корень, стебель, листья.
6 сл.
-На нижней стороне листа находятся мешочки со спорами, как вы думаете для чего нужны споры? (Размножения)
-Значит чем будут размножаться папоротники? (Спорами).
- А чего же нет у папоротников? (Цветка).
-С древних времён люди не могли поверить, что у таких красивых растений, как папоротники, нет цветка. И они всё время пытались найти цветущий папоротник.
-Так появилась легенда, что папоротник всё -таки цветёт, и это происходит в ночь на праздник Ивана Купала 7 июля.
7 сл.
- Примерно 300 млн. лет назад на нашей Земле произрастали древние папоротники. Климат тогда был тёплый и влажный, в таких условиях древовидные папоротник росли очень быстро. Однако стволы этих гигантов были непрочные и легко ломались от порывов ветра, затяжных ливней.
-Стволы падали на влажную почву, их заливало водой, засыпало песком и глиной.
-Проникал ли кислород в таких условиях к ним, как вы думаете? (Практически нет).
-Постепенно эти залежи уплотнялись и со временем превратились в твёрдый каменный уголь.
-Что такое каменный уголь? (Полезное ископаемое)
-Чем полезен каменный уголь? (Один из лучших видов топлива и ценное сырьё для промышлености).
-Его используют для получения лаков, пластмасс.
8 сл.
- В средней полосе России произрастают такие папоротники, как щитовник, кочедыжник, орляк. Это красивые многолетние растения.
- У щитовника длина листьев может достигать 1.5 м.
-Вернёмся к фрагменту видео, которое смотрели в начале урока. Что в нём ложь, а что в нём истина?
9 сл.
Закрепление материла:
Тест
10 сл.
Домашнее задание: Параграф15 стр. 76-78
Сообщение: «Роль папоротников в жизни человека».