Класс 6.
Тема урока: Строение растительной клетки
Цели урока:
Образовательные: Сформировать знания об истории открытия клеток, о роли увеличительных приборов в изучении клеточного строения, а так же главных частях клетки.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, увеличительные приборы: лупа и микроскоп; инструментарий для приготовления микропрепарата, таблица «Строение растительной клетки»
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами начали путешествовать по волшебной стране «Микромир». А сегодня мы отправимся на необычную экскурсию. Как вы думаете куда мы можем отправиться, изучая микромир? (Учащиеся выдвигают свои версии, совместно с учителем формулируют тему урока, его цели. Тема записывается на доске и в тетрадях.)
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
Внимание! Я всех приглашаю на экскурсию в мир клетки, а я буду вашим экскурсоводом. Итак, мы отправляемся на экскурсию на нашем волшебном автобусе, приготовьте свои путевые блокноты. Компания «Клетка-гид» приветствует вас. А чтобы приникнуть в страну «Микромир», мы должны пройти таможенный контроль, у нас есть специальные инструменты, вы о них помните?
Фронтальный опрос
1.Назовите, какие увеличительные приборы, используемые в науке биологии вам известны.
2.Подготовить микроскоп к работе и рассказать правила работы с ним (1 ученик работает у демонстрационного стола.)
3. Запишите в тетрадях части светового микроскопа, которые я показываю на экране.
-Проверьте свои ответы.
-Все прошли таможенный контроль?
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Можно отправляться дальше, пока мы находимся в пути, я предлагаю вам познакомиться с историей изучения нашего экскурсионного объекта
Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
Путь в мир незримый указал
Великий Левенгук
В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.
"Микроскоп" А. Левенгука представлял собой две серебряные пластинки, имеющие круглые отверстия, между которыми располагалась единственная линза, в ее фокусе помещался держатель для объекта. Наблюдатель брал микроскоп за особую ручку и рассматривал объекты в проходящем свете. Для различных объектов А. Левенгуку приходилось делать разные держатели; по собственному заявлению, он обладал 200 микроскопами, дававшими увеличение от 40 до 270 раз.
А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: “Из чего же они построены?” Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.
Рассказ учителя с элементами беседы
1. Клетка – структурная единица организма. Клетка – обязательная простейшая структурная единица, которая лежит в основе строения, развития и всей жизнедеятельности живого организма.
(Вступительная беседа учителя с демонстрацией таблицы)
Слайд 9.
2. Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоли и пластиды (Рассказ учителя, демонстрация слайда 9 по щелчку )
3. Любая растительная клетка покрыта снаружи оболочкой. Оболочка обособляет клетку от окружающей среды. В ней есть отверстия – поры. Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества. ( Рассказ учителя с демонстрацией слайда 9, переход по щелчку на названии части клетки на главном слайде, обратно по щелчку на названии части клетки в заголовке)
4. Цитоплазма как внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки. Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма. Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме располагается ядро и другие компоненты клетки – органоиды. (Работа учащихся с текстом учебника, демонстрация слайда 9, переход по щелчку на названии части клетки на главном слайде, обратно по щелчку на названии части клетки в заголовке)
5. Ядро – главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.
6. Органоиды клетки. Пластиды.
7. Вакуоли и их роль в клетках растительных организмов: вакуоль как резервуар, содержащий клеточный сок, запасные питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности клетки
8. Понятие ткани, виды ткани растений.
-Молодцы ребята, вы все внимательно слушали, а теперь пришло время отправиться на нашем чудо-автобусе в биологическую лабораторию, чтобы написать отчет по экскурсии. Для этого вы должны выполнить лабораторную работу №3. «Знакомство с клетками растений». Инструкции у вас в учебнике на с. 31.
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Перед началом работы повторить правила ТБ, правила работы с микроскопом, правила приготовления микропрепаратов.
Выполнение лабораторной работы, оформление отчета.
5.ИТОГ УРОКА
-Итог подводят учащиеся вместе с учителем
-Что изучали на уроке?
-Когда и кем были открыты клетки?
-Почему клетки называют кирпичиками организма?
-Назовите главные части клетки.
-Что понравилось на экскурсии?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 7, вопросы после параграфа, составить устное сообщения о растительных клетках разных размеров, разной формы и т.д. (по желанию)