2. Проверка домашнего задания (тест) | Учитель: Прежде чем начнем новую тему давайте вспомним что изучали на предыдущем уроке. Выполнить тестовые задания. 1. Рыбы относятся к типу: а) бесхордовых; б) полупроходных; в) хордовых; г) позвоночных. 2. Спинной мозг у рыб находится: а) под позвоночником; б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков; в) над позвоночником; г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков. 3. Кровеносная система у рыб: а) замкнутая; б) незамкнутая; в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных; г) диффузная. 4. Сердце у рыб состоит: а) из одного предсердия и одного желудочка; б) из одного предсердия и двух желудочков; в) из двух предсердий и одного желудочка; г) из двух предсердий и двух желудочков. 5. Кровь у рыб приносит к органам: а) только питательные вещества; б) только кислород; в) питательные вещества и кислород; г) питательные вещества, кислород и углекислый газ. 6. Основная функция плавательного пузыря рыб а) выделительная; б)запасающая; в) гидростатическая; г) пищеварительная. 7. Через сердце рыб проходит кровь: а) венозная; б) артериальная; в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных; г) смешанная. 8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест: а) на мелководье океана; б) в глубокие места океана; в) в места с обилием водорослей; г) в устья рек. 9. У рыб органы боковой линии выполняют функции: а) обоняния; б) осязания; в) только ощущения глубины погружения; г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды. 10. Выделительная система не связана с органами размножения: а) у всех видов рыб; б) у костистых рыб; в) у хрящевых рыб; г) у кистеперых рыб. Ответы: 1в, 2г, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8г, 9г, 10б. Проверить выполнение домашнего задания у обучающихся с ОВЗ(задания в рабочей тетради) и дать задание на урок- рисунок земноводного и заполнение таблицы в раб.тетради. | -- Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий -Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника |
3.Формулирование темы урока. | Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным. Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено много памятников. Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных. Запись темы на доске и в инструктивных картах. Создание проблемной ситуации. Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде, сбрасывают кожу и язык у них шиворот – навыворот, у них есть свои рекорды и памятники. Так ли это? Это нам с вами и предстоит выяснить Давайте сформулируем цель нашего урока, над которой мы будем сегодня работать. Ученики ставят цель. Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения и многообразия земноводных | -Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий -Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника |
4. Изучение нового материала | Учитель: Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу? Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб. Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото). -Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой. - При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание. Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий. Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем. Какие проблемы они должны были решить? - Дыхание кислородом воздуха. - Проблема кожных покровов. - Изменение характера передвижения. - Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания). - Поиск и добыча пищи. Работа с учебнком: Задание 1. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 191-193) - Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. - Отделы тела - голова, туловище, конечности. -Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде) - Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры. - Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды - Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное. -Среда обитания - суша, вода На суше - во взрослом состоянии. В воде - размножение, рост, развитие. Задание 2. Скелет лягушки Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. РТ стр. 107, задание 148. Задание 3. Внутреннее строение Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя демонстрационный материал, учебник и рисунок и РТ, стр. 106, задание 146. Задание 4. Особенности размножения лягушек и забота о потомстве, работа с учебником, развитие земноводных: план, учебник, стр. 196-197. | -Умение организовать выполнение задания учителя -Умение делать выводы по результатам работы -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов -контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
6.Закрепление изученного материала. Рефлексия. | . Учащиеся заполняют таблицу Параметры характеристики | Особенности | Отделы тела (сколько отделов, какие) | | Дыхание (чем дышат в воде, на суше) | | Кровеносная система ( сколько кругов кровообращения, какое сердце) | | Температура тела ( постоянная, непостоянная, от чего зависит) | | Размножение (раздельнополые или однополые, оплодотворение, где развивается икра) | | Среда обитания (где обитают) | | Вопросы учащимся: - Изменилось ли ваше отношение к земноводным? - Что вам запомнилось больше всего? - Что вызвало у вас трудности? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом: Лягушек спросили: «О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте». Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»! - Какую проблему перед человеком ставит это стихотворение? – Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе! Спасибо за урок! | - Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя -Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы -Умение организовать выполнение задания учителя -Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное |