СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии " Класс Земноводные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для изучения темы "Земноводные". Особенно полезен будет тем учителям,у которых на эту тему,выделен один урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии " Класс Земноводные"»

Урок биологии в 7 классе на тему "Класс Земноводные"

Автор УМК: Пасечник В.В.

Тема урока: « Класс земноводные или амфибии»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде..

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.



Оборудование: Компьютер, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, демонстрационный материал скелета лягушки.














Содержание урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.


Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».




-Умение соблюдать дисциплину на уроке

-Уважительное отношение к учителю и одноклассникам


2. Проверка домашнего задания (тест)

Учитель: Прежде чем начнем новую тему давайте вспомним что изучали на предыдущем уроке. Выполнить тестовые задания.

1. Рыбы относятся к типу:

а) бесхордовых;

б) полупроходных;

в) хордовых;

г) позвоночных.

2. Спинной мозг у рыб находится:

а) под позвоночником;

б) в позвоночном канале, образованном верхними дугами позвонков;

в) над позвоночником;

г) в позвоночном канале, который образуют нижние дуги позвонков.

3. Кровеносная система у рыб:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных;

г) диффузная.

4. Сердце у рыб состоит:

а) из одного предсердия и одного желудочка;

б) из одного предсердия и двух желудочков;

в) из двух предсердий и одного желудочка;

г) из двух предсердий и двух желудочков.

5. Кровь у рыб приносит к органам:

а) только питательные вещества;

б) только кислород;

в) питательные вещества и кислород;

г) питательные вещества, кислород и углекислый газ.

6. Основная функция плавательного пузыря рыб

а) выделительная;

б)запасающая;

в) гидростатическая;

г) пищеварительная.

7. Через сердце рыб проходит кровь:

а) венозная;

б) артериальная;

в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных;

г) смешанная.

8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест:

а) на мелководье океана;

б) в глубокие места океана;

в) в места с обилием водорослей;

г) в устья рек.

9. У рыб органы боковой линии выполняют функции:

а) обоняния;

б) осязания;

в) только ощущения глубины погружения;

г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды.

10. Выделительная система не связана с органами размножения:

а) у всех видов рыб;

б) у костистых рыб;

в) у хрящевых рыб;

г) у кистеперых рыб.


Ответы: 1в, 2г, 3а, 4а, 5в, 6в, 7а, 8г, 9г, 10б.

Проверить выполнение домашнего задания у обучающихся с ОВЗ(задания в рабочей тетради) и дать задание на урок- рисунок земноводного и заполнение таблицы в раб.тетради.

-- Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий


-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника


3.Формулирование темы урока.


Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено много памятников.

 Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных.

Запись темы на доске и в инструктивных картах.

Создание проблемной ситуации.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде, сбрасывают кожу и язык у них шиворот – навыворот, у них есть свои рекорды и памятники. Так ли это?

Это нам с вами и предстоит выяснить

Давайте сформулируем цель нашего урока, над которой мы будем сегодня работать.

Ученики ставят цель.

Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения и многообразия земноводных


-Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий

-Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника


4. Изучение нового материала


Учитель: Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. Двоякодышащие), подчёркивают главную особенность этих животных. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше, и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб. 


Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото).

-Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.

- При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.


Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.

Какие проблемы они должны были решить?

- Дыхание кислородом воздуха.

- Проблема кожных покровов.

- Изменение характера передвижения.

- Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).

- Поиск и добыча пищи.

Работа с учебнком:

Задание 1.

Составить опорный конспект,

самостоятельно изучив текст учебника

(стр. 191-193)

- Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. 

- Отделы тела - голова, туловище, конечности.

-Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)

- Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.

- Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды 

- Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.

-Среда обитания - суша, вода

На суше - во взрослом состоянии.

В воде - размножение, рост, развитие.

Задание 2. Скелет лягушки

Изучите строение скелета лягушки. Подпишите кости, обозначенные цифрами 1-13. РТ стр. 107, задание 148.



Задание 3. Внутреннее строение

Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя демонстрационный материал, учебник и рисунок и РТ, стр. 106, задание 146.


Задание 4. Особенности размножения лягушек и забота о потомстве, работа с учебником, развитие земноводных: план, учебник, стр. 196-197.


-Умение организовать выполнение задания учителя

-Умение делать выводы по результатам работы

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы


-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


5. Первичное закрепление. Физминутка.


Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, ученики должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в воде и на суше. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У земноводных один круг кровообращения. (Нет)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. У земноводных насчитывается 2 отряда. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)


6.Закрепление изученного материала. Рефлексия.


. Учащиеся заполняют таблицу

Параметры характеристики

Особенности

Отделы тела (сколько отделов, какие)


Дыхание (чем дышат в воде, на суше)


Кровеносная система ( сколько кругов кровообращения, какое сердце)


Температура тела ( постоянная, непостоянная, от чего зависит)


Размножение (раздельнополые или однополые, оплодотворение, где развивается икра)


Среда обитания (где обитают)



Вопросы учащимся:

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности? 

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?

Ведь вы же, простите, сидите в болоте».

Лягушки сказали: «О том и поем,

Как чист и прозрачен родной водоем»!


- Какую проблему перед человеком ставит это стихотворение?


– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!

Спасибо за урок!

- Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений



-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


-Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли


-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы


-Умение организовать выполнение задания учителя

-Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное


7. Домашнее задание

Учебник стр. 194-197; кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».






Использованная литература

  1. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.

  2. Учебник под ред. Латюшина В.В., Шапкина В. А. Биология. 7 класс.

  3. Журнал «Биология» (приложение к газете «Первое сентября»), № 42, 2004 год.

4.Биология, Рабочая тетрадь, Животные, 7 класс, Латюшин В.В., 2017.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!