Конспект урока
Биология, 7 класс
Класс, программа: 7 класс, программа В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
Тема урока: Размножение и развитие насекомых
Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)
Цель урока: (для учителя): сформировать представление о размножении и типах развития насекомых.
Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с типами развития насекомых, научиться бережно относиться к природе.
Задачи урока:
Воспитывающая:развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе. Продолжить формирование интереса к предмету. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся
Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие критического мышления учащихся, самостоятельности, способности к рефлексии. Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами
Обучающая: научить выявлять особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения
Сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении
Познакомить с типами постэмбрионального развития насекомых
Оборудование:
Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс
Электронное учебное издание – мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс
Презентация к уроку
Интернет -ресурс YouTube. Слайд-шоу «Насекомые».
Раздаточный материал: Блиц-тест, Карточка «Стадии развития животных»
1
Ход урока
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: (Слайд № 1,2)
Учитель: Верна ли схема? (Слайд № 3)
Примерный ответ: Нет, кроме указанных на схеме классов к типу членистоногих относится класс насекомые.
Учитель: Верно. Молодцы. Третий класс – класс насекомые, с которым мы
продолжим знакомиться на сегодняшнем уроке.
Слайд-шоу «Насекомые». На фоне музыки учитель читает стихотворение:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда- то меж корней
Большой сосны.
На толстый сук
Уселся золотистый жук,
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
Во веки не замрет, не прекратится
Поэзия Земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
Своим участьем в летнем торжестве.
То зазвенит, то снова притаится,
То помолчит минутку или две.
2
Поэзия земли не знает смерти.
Прошла зима. В полях мела метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель,
И в ласковом тепле нагретых печек
Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
Учитель: Итак, мы продолжаем разговор о самом многочисленном классе
животных на планете – классе насекомых. (Слайд № 4)
У нас сегодня на уроке необычный гость – кузнечик, его зовут Кузя. (На цветке,
прикрепленном на доску, сидит сделанный из картона кузнечик).
Он будет внимательно наблюдать за нашей работой на уроке. Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел с пользой. Я уверена, у нас все получится!
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
Стадия вызова
На предыдущих уроках мы начали изучение последнего класса типа Членистоногие - класса Насекомые. Изучили особенности внешнего и внутреннего строения. Давайте вспомним некоторые моменты изученного материала.
Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого» (Слайд № 5)
Блиц -тест (Слайд № 5)
Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого». (Слайд № 5)
На экране по очереди появляются силуэты систем органов насекомого. Ученики их называют.
3
Блиц-тест. (Слайд № 6)
Ученики получают карточки с тестами. Решают их, затем меняются листочками с соседом по парте и проверяют работу по ключу на слайде.
Формулировка учащимися темы урока.
На доске – ромашка. На каждом лепестке – одно направление в изучении класса насекомые, с которыми уже знакомы ученики. Не хватает двух лепестков.
Учитель: Обратите внимание на большой цветок на доске. Это ромашка
знаний. Что мы уже знаем о насекомых? (Ученики перечисляют).
4
А вам не кажется, что в ромашке не хватает двух лепестков? Каких? Как вы думаете, о
чем мы еще должны узнать из жизни насекомых? (О размножении и развитии).
Тема урока: Размножение и развитие насекомых. (Слайд № 7)
- Хорошо молодцы! А какие же вопросы возникли у вас по этой теме. Формулируют вопросы.
-Как происходит развитие организма из яйца во взрослую особь?
- Какие типы развития могут встретиться в мире насекомых? Какой тип более прогрессивен? ( Вопросы записываю на доске)
Итак какова цель нашего урока? ( Познакомиться с типами развития насекомых)
3.Выявление места и причины затруднения.
На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке. Запишите число, тему урока.
Создание проблемной ситуации
После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовать группы. ( демонстрация рисунков кладки майского жука и кубышки зеленой саранчи). По форме яиц и расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца. А вы сможете?
-Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, а другие не очень. Проверьте свою наблюдательность, помогите малышам личинкам найти своих мам - Как вы думаете, кому из личинок легче превратиться во взрослое насекомое? Тому ,кто больше похож на взрослого насекомого.
-А тем, кто не похож на родителей придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длинней. На основании этого процесса всех насекомых можно разделить на 2 группы: Насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением
-Почему так называется?
5
Рассказ учителя с использованием ЭОРов:
Половой диморфизм. (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 8)
Половые органы самца. (Слайд № 9)
6
- выработка схемы поиска ответа
Предложите пути решения этой проблемы.
На доске схема
Постановка проблемы выдвижение гипотезы поиск ответа - научное объяснение
- Работа в парах .
1-й ряд изучает саранчу
2- ряд изучает колорадского жука.
- отчеты групп ( записи на доске )
- Отчет 1-й группы .Яйцо- Личинка - Взрослое насекомое
-Сравните личинку со взрослым насекомым (среда обитания, образ жизни, внешние строение) сходство в чем различие? На рисунке мы видим, разные стадии личинок и если меня не подводит зрение, то размеры личинок разные?
-Почему?
Ответы : Рост, линька, развитие. В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем 5-6 раз.
- Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку саранчи, мы говорим о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. Как вы как скажется такое сходство на их взаимоотношениях?
Ответ: Конкуренция
-Конкуренция это плохо. А как можно избежать? Давайте помечтаем. Вы выросли и стали учеными. Ваша задача создать насекомого, у которого между личинкой и взрослым насекомым конкуренции не было. Ваши действия?
Ответы:
-) отчет 2-й группы.
- Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Давайте посмотрим на примере всем знакомых колорадских жуков.
-Яйцо- личинка куколка взрослое насекомое
Личинка питается другой пищей и ведет другой образ жизни
7
-Как это сказалось на строении личинки?
- Она не похожа на взрослого насекомого
- Как же такая личинка может превратиться во взрослую особь?
-Должна быть переходная стадия
-Давайте сравнивать жука и личинку
Ответы: Ротовой аппарат, крылья, форма тел
-Когда же происходит процесс превращения личинки (метаморфозы) во взрослую особь? (имаго)
Ответ. В стадии куколки.
Учитель: Другой пример развития с неполным превращением – развитие кузнечика
или саранчи. Обратимся к учебнику, стр. 165. Рассмотрите внимательно рисунок развития кузнечика.
Задание: Сравните его личинку с взрослым насекомым.
В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение).
В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система).
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Почему вы сразу не смогли отличить личинку кузнечика от взрослого насекомого?
5.Реализация построения проекта
Итак с чего же начнём?
-Предлагайте пункты плана. ( Строение. Размножение. Способ питания. Среда обитания. Значение насекомых в природе и жизни человека.)
-Давайте выстроим логическую последовательность из предложенных пунктов плана.
1.Среда обитания.
2.Строение.
3.Способ питания.
4. Способ размножения.
5.Значение.
На рисунке мы видим разные стадии личинок, размеры личинок разные. Почему?
8
Какое свойство живого организма здесь показано? (рост).
А как же прочный хитин? Как же происходит рост личинки? (линька).
В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз.
Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы видим
сходство в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая.
Ребята, молодцы! Поработали на славу. Сделаем вывод.
Выводы: Куколка стадия: на которой: 1.Насекомое не двигается не питается, происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого (разрушение личиночных органов и образование органов взрослого насекомого. Когда заканчивается внутренняя перестройка, насекомое сбрасывает в последний раз шкурку и становятся имаго)
У взрослого насекомого главная функция- воспроизводство нового поколения
Как вы думаете, как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция).
Конкуренция – это плохо. А можно ли ее избежать? Давайте помечтаем. Какой
должна быть личинка, чтобы конкуренции не было между личинкой и взрослым насекомым. (Надо, чтобы личинка была не похожа на взрослое насекомое, питалась другой пищей и вела другой образ жизни).
Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии
развития они проходят, давайте посмотрим.
Физминутка
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
9
Учитель: Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае? (отсутствует).
На ваш взгляд, какой из путей развития более прогрессивный: с полным превращением или с неполным превращением? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).
У нас есть возможность подсмотреть за рождением бабочки.
Давайте послушаем выступление ваших товарищей.
-Чтение отрывка о саранче
1 вариант пишет краткое резюме в ходе выступления
Сообщение о личинках стрекоз
2 вариант прокомментирует способ питания личинок, приспособления для такого питания
Чтение параграфа
Какие же насекомые относятся к первой группе по типу развития ?
стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы., а ко второй
Ко второй бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые
Ответ на проблемный вопрос ( вопрос на доске)
На ваш взгляд, какой тип развития более прогрессивен? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).
10
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд 14)
Самостоятельная работа (5 минут) выберите правильные утверждения:
1. Одной из стадий развития жука является куколка
2.Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.
3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом
4. Личинки не линяют
5. Яйцо- личинка куколка. Это стадии развития с полным превращением.
6. Куколка эта стадия роста и активного питания.
7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел
8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые отряды насекомых с неполным превращением.
(1,2,3,7)
8.Включение в систему заданий повторения
Задание: Карточка «Стадии развития животных» (Раздаточный материал). Назовите номера стадий развития для бабочки по порядку. (Слайд № 16) (№ 26, 29, 15, 17)
11
Учитель: Ну, что же, ребята! Теперь мы с полным правом можем добавить
последний лепесток в нашу ромашку знаний. (Прикрепляет к ромашке на доске лепестки с надписями «Размножение» и «Развитие»).
Посмотрите на нашего Кузю. Как вы думаете, ваша работа на уроке ему нравится?
Мне кажется, что да. Улыбнитесь ему, помашите рукой.
Подведение предварительных итогов проекта «Мир насекомых»
Учитель: Подходит к концу наш проект «Мир насекомых», в рамках
которого мы на протяжении нескольких уроков и внеурочного времени всесторонне изучали класс насекомых. На следующем уроке вам предстоит настоящая защита своих исследовательских работ, а сейчас я попрошу озвучить предварительные результаты и познакомить нас с направлениями работы групп.
Отчет исследовательских групп о своей работе над созданием проекта «Мир насекомых»
1. Группа «Исследователи»
Разнообразные сведения о строении насекомых.
2. Группа «Энтомологи»
Сведения об отрядах насекомых.
3. Группа «Экологи»
Данные о средах обитания насекомых.
4. Группа «Юннаты»
Сведения о значении насекомых в природе и жизни человека.
12
Формулировка вывода проекта
Учитель: на основополагающий вопрос проекта: Насекомые – властелины планеты?
(Их сложно в полной мере назвать властелинами. Они недостаточно совершенные животные).
Учитель: И все же, насекомые – самый многочисленный класс животных на
планете. Назовите признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе.
Примерные ответы учащихся:
Наличие крыльев и способность к полету
Разное строение ног (бегательных, плавательных, прыгательных, копательных);
Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко
Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппарат, сосущий, лижущий)
Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и др.
Небольшие размеры
Трахейное дыхание
Внутреннее оплодотворение, большая плодовитость
Учитель: Обратите внимание на карточки самооценки у вас на столах. Дома вам
будет нужно в спокойной обстановке оценить свою работу в исследовательской группе.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(слайд 18)
Учитель: Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении Класса насекомые. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).
Домашнее задание
Домашнее задание
а)Параграф 27, характеристика отрядов, дополнительный материал
б) кроссворды на тему Насекомые
в) желающие могут написать стихотворение или сказку .
13
У вас на столах есть два вида цветов. А на доске у меня – пустая ваза. Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то поставьте в вазу розовый цветок, если не понравился – синий.
Список литературы
1. Жизнь животных, Том 3, Под редакцией Л.А.Зенкевича.
2. Жизнь животных, А.Э.Брэм.
3. Насекомые в природе, ВоронцовП.Т., Ленинград, «НЕВА», 1988г.
4. Жизнь насекомых, ФабрЖ.А., Москва, «ТЕРРА»,1993г.
5. Определитель насекомых, Н.Н.Плавильщиков, 1994г.
6. Нравы насекомых, Фабр Ж.А., 1993г.
7. Тайны мира насекомых, Гребенников В., 1990 г.
14