СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему: Развитие и размножение насекомых. 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: Размножение и развитие насекомых. 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: Развитие и размножение насекомых. 7 класс»


Конспект урока

Биология, 7 класс



Класс, программа: 7 класс, программа В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.

Тема урока: Размножение и развитие насекомых

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о размножении и типах развития насекомых.

Планируемый результат (для учащихся): познакомиться с типами развития насекомых, научиться бережно относиться к природе.

Задачи урока:

Воспитывающая:развитие экологической грамотности учащихся, бережного отношения к природе. Продолжить формирование интереса к предмету. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся

Развивающая: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы, развитие критического мышления учащихся, самостоятельности, способности к рефлексии. Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами
Обучающая: научить выявлять особенности организации насекомых, связанных с функцией размножения

Сформировать понятие о половом диморфизме, внутреннем оплодотворении

Познакомить с типами постэмбрионального развития насекомых


Оборудование:

  • Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс

  • Электронное учебное издание – мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». 7 класс

  • Презентация к уроку

  • Интернет -ресурс YouTube. Слайд-шоу «Насекомые».

  • Раздаточный материал: Блиц-тест, Карточка «Стадии развития животных»







1

Ход урока


1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: (Слайд № 1,2)


Учитель: Верна ли схема? (Слайд № 3)



Примерный ответ: Нет, кроме указанных на схеме классов к типу членистоногих относится класс насекомые.


Учитель: Верно. Молодцы. Третий класс – класс насекомые, с которым мы

продолжим знакомиться на сегодняшнем уроке.

Слайд-шоу «Насекомые». На фоне музыки учитель читает стихотворение:

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда- то меж корней

Большой сосны.

На толстый сук

Уселся золотистый жук,

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Во веки не замрет, не прекратится

Поэзия Земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве.

То зазвенит, то снова притаится,

То помолчит минутку или две.


2

Поэзия земли не знает смерти.

Прошла зима. В полях мела метель,

Но вы покою мертвому не верьте.

Трещит сверчок, забившись где-то в щель,

И в ласковом тепле нагретых печек

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.



Учитель: Итак, мы продолжаем разговор о самом многочисленном классе

животных на планете – классе насекомых. (Слайд № 4)

У нас сегодня на уроке необычный гость – кузнечик, его зовут Кузя. (На цветке,

прикрепленном на доску, сидит сделанный из картона кузнечик).



Он будет внимательно наблюдать за нашей работой на уроке. Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел с пользой. Я уверена, у нас все получится!


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:


Стадия вызова

На предыдущих уроках мы начали изучение последнего класса типа Членистоногие - класса Насекомые. Изучили особенности внешнего и внутреннего строения. Давайте вспомним некоторые моменты изученного материала.

  1. Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого» (Слайд № 5)

  2. Блиц -тест (Слайд № 5)

  3. Интерактивное задание «Узнай силуэт системы органов насекомого». (Слайд № 5)

На экране по очереди появляются силуэты систем органов насекомого. Ученики их называют.




3


  1. Блиц-тест. (Слайд № 6)

Ученики получают карточки с тестами. Решают их, затем меняются листочками с соседом по парте и проверяют работу по ключу на слайде.




Формулировка учащимися темы урока.

На доске – ромашка. На каждом лепестке – одно направление в изучении класса насекомые, с которыми уже знакомы ученики. Не хватает двух лепестков.



Учитель: Обратите внимание на большой цветок на доске. Это ромашка

знаний. Что мы уже знаем о насекомых? (Ученики перечисляют).


4

А вам не кажется, что в ромашке не хватает двух лепестков? Каких? Как вы думаете, о

чем мы еще должны узнать из жизни насекомых? (О размножении и развитии).


Тема урока: Размножение и развитие насекомых. (Слайд № 7)


- Хорошо молодцы! А какие же вопросы возникли у вас по этой теме. Формулируют вопросы.

-Как происходит развитие организма из яйца во взрослую особь?

- Какие типы развития могут встретиться в мире насекомых? Какой тип более прогрессивен? ( Вопросы записываю на доске)


Итак какова цель нашего урока? ( Познакомиться с типами развития насекомых)


3.Выявление места и причины затруднения.


На эти вопросы мы попытаемся ответить на уроке. Запишите число, тему урока.


Создание проблемной ситуации

После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовать группы. ( демонстрация рисунков кладки майского жука и кубышки зеленой саранчи). По форме яиц и расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца. А вы сможете?

-Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, а другие не очень. Проверьте свою наблюдательность, помогите малышам личинкам найти своих мам - Как вы думаете, кому из личинок легче превратиться во взрослое насекомое? Тому ,кто больше похож на взрослого насекомого.

-А тем, кто не похож на родителей придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длинней. На основании этого процесса всех насекомых можно разделить на 2 группы: Насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением

-Почему так называется?








5

Рассказ учителя с использованием ЭОРов:


  • Половой диморфизм. (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 8)

  • Половые органы самца. (Слайд № 9)



  • Половые органы самки. (Слайд № 8)

  • Постэмбриональное развитие. (Слайд № 9)


  • Непрямое развитие с неполным превращением (медведка). (Слайд № 10)






6



- выработка схемы поиска ответа

Предложите пути решения этой проблемы.

На доске схема

Постановка проблемы выдвижение гипотезы поиск ответа - научное объяснение

- Работа в парах .

1-й ряд изучает саранчу

2- ряд изучает колорадского жука.

- отчеты групп ( записи на доске )

- Отчет 1-й группы .Яйцо- Личинка - Взрослое насекомое

-Сравните личинку со взрослым насекомым (среда обитания, образ жизни, внешние строение) сходство в чем различие? На рисунке мы видим, разные стадии личинок и если меня не подводит зрение, то размеры личинок разные?

-Почему?

Ответы : Рост, линька, развитие. В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем 5-6 раз.

- Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку саранчи, мы говорим о сходстве в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая. Как вы как скажется такое сходство на их взаимоотношениях?

Ответ: Конкуренция

-Конкуренция это плохо. А как можно избежать? Давайте помечтаем. Вы выросли и стали учеными. Ваша задача создать насекомого, у которого между личинкой и взрослым насекомым конкуренции не было. Ваши действия?

Ответы:

-) отчет 2-й группы.

- Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Давайте посмотрим на примере всем знакомых колорадских жуков.

-Яйцо- личинка куколка взрослое насекомое

Личинка питается другой пищей и ведет другой образ жизни


7

-Как это сказалось на строении личинки?

- Она не похожа на взрослого насекомого

- Как же такая личинка может превратиться во взрослую особь?

-Должна быть переходная стадия

-Давайте сравнивать жука и личинку

Ответы: Ротовой аппарат, крылья, форма тел

-Когда же происходит процесс превращения личинки (метаморфозы) во взрослую особь? (имаго)

Ответ. В стадии куколки.


Учитель: Другой пример развития с неполным превращением – развитие кузнечика

или саранчи. Обратимся к учебнику, стр. 165. Рассмотрите внимательно рисунок развития кузнечика.

Задание: Сравните его личинку с взрослым насекомым.

В чем сходство? (среда обитания, образ жизни, внешнее строение).

В чем различие? (размеры, недоразвитость крыльев, недоразвита половая система).



4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)


Почему вы сразу не смогли отличить личинку кузнечика от взрослого насекомого?

5.Реализация построения проекта


Итак с чего же начнём?

-Предлагайте пункты плана. ( Строение. Размножение. Способ питания. Среда обитания. Значение насекомых в природе и жизни человека.)

-Давайте выстроим логическую последовательность из предложенных пунктов плана.

1.Среда обитания.

2.Строение.

3.Способ питания.

4. Способ размножения.

5.Значение.

На рисунке мы видим разные стадии личинок, размеры личинок разные. Почему?



8

Какое свойство живого организма здесь показано? (рост).

А как же прочный хитин? Как же происходит рост личинки? (линька).

В зависимости от вида личинки разных насекомых могут линять от 3 до 30 раз, но в среднем – 5-6 раз.



Когда мы сравниваем взрослое насекомое и личинку кузнечика, мы видим

сходство в образе жизни, среде обитания. Даже пища общая.

Ребята, молодцы! Поработали на славу. Сделаем вывод.

Выводы: Куколка стадия: на которой: 1.Насекомое не двигается не питается, происходит превращение личиночных органов в органы взрослого насекомого (разрушение личиночных органов и образование органов взрослого насекомого. Когда заканчивается внутренняя перестройка, насекомое сбрасывает в последний раз шкурку и становятся имаго)

У взрослого насекомого главная функция- воспроизводство нового поколения


Как вы думаете, как скажется такое сходство на их взаимоотношениях? (может возникнуть конкуренция).


Конкуренция – это плохо. А можно ли ее избежать? Давайте помечтаем. Какой

должна быть личинка, чтобы конкуренции не было между личинкой и взрослым насекомым. (Надо, чтобы личинка была не похожа на взрослое насекомое, питалась другой пищей и вела другой образ жизни).


Природа позаботилась об этом и создала таких насекомых. Какие же стадии

развития они проходят, давайте посмотрим. 


Физминутка


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


  • Непрямое развитие с полным превращением. (Слайд № 11,12)



9

Учитель: Как обстоит дело с конкуренцией в этом случае? (отсутствует).

На ваш взгляд, какой из путей развития более прогрессивный: с полным превращением или с неполным превращением? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).


У нас есть возможность подсмотреть за рождением бабочки.


  • Флеш-анимация «Рождение бабочки». (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 11)


  • Классы насекомых, которые проходят развитие с полным и неполным превращением. Таблица. (Слайд № 13)



Давайте послушаем выступление ваших товарищей.

-Чтение отрывка о саранче

1 вариант пишет краткое резюме в ходе выступления

Сообщение о личинках стрекоз

2 вариант прокомментирует способ питания личинок, приспособления для такого питания

Чтение параграфа

Какие же насекомые относятся к первой группе по типу развития ?

стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы., а ко второй

Ко второй бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые

Ответ на проблемный вопрос ( вопрос на доске)

На ваш взгляд, какой тип развития более прогрессивен? Почему? (С полным, ослабляется внутривидовая борьба).






10

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд 14)


Самостоятельная работа (5 минут) выберите правильные утверждения:

1. Одной из стадий развития жука является куколка

2.Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.

3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом

4. Личинки не линяют

5. Яйцо- личинка куколка. Это стадии развития с полным превращением.

6. Куколка эта стадия роста и активного питания.

7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел

8. Прямокрылые, Равнокрылые, Чешуекрылые отряды насекомых с неполным превращением.

(1,2,3,7)


8.Включение в систему заданий повторения



  • Игра «Угадай насекомое» с сигнальными карточками. (Полное превращение – синяя карточка, неполное превращение – белая). На слайде по очереди появляются фото насекомых. (Слайд № 15)


  • Задание: Карточка «Стадии развития животных» (Раздаточный материал). Назовите номера стадий развития для бабочки по порядку. (Слайд № 16) (№ 26, 29, 15, 17)



  • Задание: Найди ошибку. (Слайд № 17)


11


  • Задание: Цикл развития бабочки (Диск, Класс насекомые, фрагмент № 16)


Учитель: Ну, что же, ребята! Теперь мы с полным правом можем добавить

последний лепесток в нашу ромашку знаний. (Прикрепляет к ромашке на доске лепестки с надписями «Размножение» и «Развитие»).


Посмотрите на нашего Кузю. Как вы думаете, ваша работа на уроке ему нравится?

Мне кажется, что да. Улыбнитесь ему, помашите рукой.


Подведение предварительных итогов проекта «Мир насекомых»


Учитель: Подходит к концу наш проект «Мир насекомых», в рамках

которого мы на протяжении нескольких уроков и внеурочного времени всесторонне изучали класс насекомых. На следующем уроке вам предстоит настоящая защита своих исследовательских работ, а сейчас я попрошу озвучить предварительные результаты и познакомить нас с направлениями работы групп.


Отчет исследовательских групп о своей работе над созданием проекта «Мир насекомых»

1. Группа «Исследователи»

Разнообразные сведения о строении насекомых.

2. Группа «Энтомологи»

Сведения об отрядах насекомых.

3. Группа «Экологи»

Данные о средах обитания насекомых.

4. Группа «Юннаты»

Сведения о значении насекомых в природе и жизни человека.


12

Формулировка вывода проекта


Учитель: на основополагающий вопрос проекта: Насекомые – властелины планеты?

(Их сложно в полной мере назвать властелинами. Они недостаточно совершенные животные).


Учитель: И все же, насекомые – самый многочисленный класс животных на

планете. Назовите признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе.

Примерные ответы учащихся:

  • Наличие крыльев и способность к полету

  • Разное строение ног (бегательных, плавательных, прыгательных, копательных);

  • Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко

  • Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппа­рат, сосущий, лижущий)

  • Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и др.

  • Небольшие размеры

  • Трахейное дыхание

  • Внутреннее оплодотворение, большая плодовитость


Учитель: Обратите внимание на карточки самооценки у вас на столах. Дома вам

будет нужно в спокойной обстановке оценить свою работу в исследовательской группе.



9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(слайд 18)

Учитель: Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении Класса насекомые. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).


Домашнее задание


Домашнее задание

а)Параграф 27, характеристика отрядов, дополнительный материал

б) кроссворды на тему Насекомые

в) желающие могут написать стихотворение или сказку .


13


У вас на столах есть два вида цветов. А на доске у меня – пустая ваза. Если вам на уроке было комфортно, вам урок понравился, то поставьте в вазу розовый цветок, если не понравился – синий.




Список литературы


1. Жизнь животных, Том 3, Под редакцией Л.А.Зенкевича.

2. Жизнь животных, А.Э.Брэм.

3. Насекомые в природе, ВоронцовП.Т., Ленинград, «НЕВА», 1988г.

4. Жизнь насекомых, ФабрЖ.А., Москва, «ТЕРРА»,1993г.

5. Определитель насекомых, Н.Н.Плавильщиков, 1994г.

6. Нравы насекомых, Фабр Ж.А., 1993г.

7. Тайны мира насекомых, Гребенников В., 1990 г.
























14





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!