СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Решение генетических задач" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в форме игры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Решение генетических задач" 9 класс»

Предмет : Биология Учитель: Паульс Л.А.

Дата 11.10.2021 Класс-9 Урок №20

Тема: Решение генетических задач

Цели: Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости, уметь решать генетические задачи.

Метапредметные:  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации; развивать умение работать в соответствии с поставленной задачей, умению анализировать разные источники, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации.

Личностные:  совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и учителем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей.

Оборудование: учебник, тетради, «портреты» Василия, Софии, Анны


Ход урока:


1.Организационный момент. Приветствие.

В нашем городе открылась частная генетическая консультация, объявлен набор сотрудников. Есть вакансии генетиков. Для получения работы нужно пройти собеседование, показать свою компетентность в решении заданий.

2. Проверка домашнего задания Повторение генетической символики .5мин Работа с карточками.

3. Работа по теме урока

Формулирование цели .

Какую науку мы изучаем?

Что изучает генетика?

Мы с вами повторили генетическую символику, где она применяется?

Записываем тему « Решение генетических задач»

Давайте попробуем по теме сформулировать цель урока

Решение задач на определение пола.

К нам в генетическую консультацию пришло электронное письмо.

За консультацией обратилась женщина с просьбой помочь.


Здравствуйте! У меня есть сын Василий. Красавец писаный: голубоглазый брюнет, высокий, но очень застенчивый. Создает компьютерные программы. Вот его портрет. Задумал Василий жениться, но познакомиться не может сам. Я выбрала для него двух девушек – они хороши и характером, и внешностью! София-адвокат, Анна-врач. Мне главное, чтобы девушка любила моего сына да родила мне внученьку.

(На доске прикрепляются «фотографии» девушек.)


Скажите, а на какой из этих девушек должен Василий жениться, чтобы у них родилась девочка?

Ну а как думаете вы, уважаемые коллеги?

Может ли вообще быть у Василия девочка? А для этого на ком ему нужно жениться? Какова вероятность рождения дочки? Свою версию мы должны подтвердить расчетами.

Сколько хромосом у человека?

Как обозначаются половые хромосомы?

Решение задачи:

Какими знаками обозначается пол женщины и мужчины, почему именно так?


Историческая справка: Зеркало Венеры

Зеркало Венеры — символ планеты Венера, издревле связанной с образом богини любви и красоты, в настоящее время широко используется для обозначения женского пола, а так же химического элемента медь. Представляет собой изображение окружности с примыкающим снизу небольшим крестом, напоминает ручное зеркало (окружность — зеркало, крест — ручка).

"Мужской", означает он "копье Марса" - обозначение планеты Марс. Марс - бог войны, мужского занятия.

На доске:

Дано: Решение:


ХХ Р



ХУ

G


F1 ХХ ХУ


Вероятность рождения девочки – 50%, мальчика – 50% (все ученики работают в тетрадях).

Кто даст нашему клиенту ответ?

Ученик: Вероятность рождения девочки в браке с любой девушкой 50%. Пол ребенка полностью зависит от мужчины.


Решение задач на моногибридное скрещивание.

Читаем письмо дальше

Знаю, часто дети похожи не на родителей, а на бабушку с дедушкой и поэтому я собрала информацию о родителях девушек.

София - кареглазая, похожа на всех своих родственников.

Анна - голубоглазая. Ее родители оба кареглазые.

На ком же жениться Васеньке, чтобы внучка у меня была голубоглазая?


Работа у доски. Коллеги, давайте определим:

    1. Доминантные и рецессивные признаки

(А – карие глаза, а – голубые глаза

Определим генотип молодых людей:

Вася - аа

София - АА

Анна - аа

    1. Определим вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Анной

Решение задач у доски и в тетрадях.


  1. Запишем схему брака

Р ♀ аа  Анна X ♂ а а Василий


G а а


F1  аа 100% голубые


  1. Запишем схему брака


Р ♀ АА София X♂ аа Василий


G А а


F1 Аа 100% карие

Даем исчерпывающий ответ. Вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Анной –100%, с Софией-0%


Физкультминутка. Если правильное утверждение ( да ) машем головой вверх- вниз,

нет- вправо-влево


1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости – генетика

2. Совокупность всех генов организма – фенотип

3. Элементарная единица наследственности – клетка

4.Совокупность всех признаков организма – фенотип

5. Подавляемый признак у гибридов – доминантный

6. Основоположник генетики – Мендель

7. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения – доминантный


Кто правильно ответил, нарисуйте носом в воздухе себе оценку.


Электронное письмо №2

Женщина с длинны­ми ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с корот­кими ресницами. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Ответьте на вопросы:

  1. Сколько типов гамет образу­ется у женщины, мужчины?

  2. Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребен­ка с длинными ресницами?

  3. Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

2. Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано: Объект исследования – человек

Исследуемый признак – длина ресниц:

Ген А – длинные

Ген а – короткие

Найти: Количество образуемых гамет у ♀, Вероятность рождения ребенка с длинными ресницами; G (F1), Ph (F1)



  1. Решение. Определяем ге­нотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следо­вательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел ко­роткие ресницы, значит, его ге­нотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов полу­чает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип жен­щины — Аа. Генотип ее супру­га — аа, так как он с короткими ресницами.

  2. Запишем схему брака

Р ♀ Аа X♂ аа


Г А а а


F1  Аа; аа

Фенотип: длинные и  короткие


  1. Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фе­нотипу тоже будет 1:1, одна по­ловина детей (50%) будет с длинными
    ресницами, а другая (50%) — с корот­кими.

4.Закрепление материала

Решить задачу и объяснить полученный результат:



У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей?



5. Рефлексия


Самооценка учащегося


- что было для меня достаточно простым?

- что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?

- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?



6.Подведение итогов.Оценивание

Какую мы ставили цель? Удалось ли нам ее достичь?

7.Домашнее задание: составить кроссворд по основным понятиям генетики


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя