Предмет : Биология Учитель: Паульс Л.А.
Дата 11.10.2021 Класс-9 Урок №20
Тема: Решение генетических задач
Цели: Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.
Планируемые результаты обучения:
Предметные владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости, уметь решать генетические задачи.
Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной деятельности; способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации; развивать умение работать в соответствии с поставленной задачей, умению анализировать разные источники, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации.
Личностные: совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и учителем; бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей.
Оборудование: учебник, тетради, «портреты» Василия, Софии, Анны
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
В нашем городе открылась частная генетическая консультация, объявлен набор сотрудников. Есть вакансии генетиков. Для получения работы нужно пройти собеседование, показать свою компетентность в решении заданий.
2. Проверка домашнего задания Повторение генетической символики .5мин Работа с карточками.
3. Работа по теме урока
Формулирование цели .
Какую науку мы изучаем?
Что изучает генетика?
Мы с вами повторили генетическую символику, где она применяется?
Записываем тему « Решение генетических задач»
Давайте попробуем по теме сформулировать цель урока
Решение задач на определение пола.
К нам в генетическую консультацию пришло электронное письмо.
За консультацией обратилась женщина с просьбой помочь.
Здравствуйте! У меня есть сын Василий. Красавец писаный: голубоглазый брюнет, высокий, но очень застенчивый. Создает компьютерные программы. Вот его портрет. Задумал Василий жениться, но познакомиться не может сам. Я выбрала для него двух девушек – они хороши и характером, и внешностью! София-адвокат, Анна-врач. Мне главное, чтобы девушка любила моего сына да родила мне внученьку.
(На доске прикрепляются «фотографии» девушек.)
Скажите, а на какой из этих девушек должен Василий жениться, чтобы у них родилась девочка?
Ну а как думаете вы, уважаемые коллеги?
Может ли вообще быть у Василия девочка? А для этого на ком ему нужно жениться? Какова вероятность рождения дочки? Свою версию мы должны подтвердить расчетами.
Сколько хромосом у человека?
Как обозначаются половые хромосомы?
Решение задачи:
Какими знаками обозначается пол женщины и мужчины, почему именно так?
Историческая справка: Зеркало Венеры
Зеркало Венеры — символ планеты Венера, издревле связанной с образом богини любви и красоты, в настоящее время широко используется для обозначения женского пола, а так же химического элемента медь. Представляет собой изображение окружности с примыкающим снизу небольшим крестом, напоминает ручное зеркало (окружность — зеркало, крест — ручка).
"Мужской", означает он "копье Марса" - обозначение планеты Марс. Марс - бог войны, мужского занятия.
На доске:
Дано: Решение:
ХХ Р
ХУ
G
F1 ХХ ХУ
Вероятность рождения девочки – 50%, мальчика – 50% (все ученики работают в тетрадях).
Кто даст нашему клиенту ответ?
Ученик: Вероятность рождения девочки в браке с любой девушкой 50%. Пол ребенка полностью зависит от мужчины.
Решение задач на моногибридное скрещивание.
Читаем письмо дальше
Знаю, часто дети похожи не на родителей, а на бабушку с дедушкой и поэтому я собрала информацию о родителях девушек.
София - кареглазая, похожа на всех своих родственников.
Анна - голубоглазая. Ее родители оба кареглазые.
На ком же жениться Васеньке, чтобы внучка у меня была голубоглазая?
Работа у доски. Коллеги, давайте определим:
-
Доминантные и рецессивные признаки
(А – карие глаза, а – голубые глаза
Определим генотип молодых людей:
Вася - аа
София - АА
Анна - аа
-
Определим вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Анной
Решение задач у доски и в тетрадях.
-
Запишем схему брака
Р ♀ аа Анна X ♂ а а Василий
G а а
F1 аа 100% голубые
-
Запишем схему брака
Р ♀ АА София X♂ аа Василий
G А а
F1 Аа 100% карие
Даем исчерпывающий ответ. Вероятность рождения голубоглазых детей в браке с Анной –100%, с Софией-0%
Физкультминутка. Если правильное утверждение ( да ) машем головой вверх- вниз,
нет- вправо-влево
1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости – генетика
2. Совокупность всех генов организма – фенотип
3. Элементарная единица наследственности – клетка
4.Совокупность всех признаков организма – фенотип
5. Подавляемый признак у гибридов – доминантный
6. Основоположник генетики – Мендель
7. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения – доминантный
Кто правильно ответил, нарисуйте носом в воздухе себе оценку.
Электронное письмо №2
Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Ответьте на вопросы:
-
Сколько типов гамет образуется у женщины, мужчины?
-
Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
-
Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?
2. Запишем объект исследования и обозначение генов:
Дано: Объект исследования – человек
Исследуемый признак – длина ресниц:
Ген А – длинные
Ген а – короткие
Найти: Количество образуемых гамет у ♀, ♂; Вероятность рождения ребенка с длинными ресницами; G (F1), Ph (F1)
-
Решение. Определяем генотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит, его генотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип женщины — Аа. Генотип ее супруга — аа, так как он с короткими ресницами.
-
Запишем схему брака
Р ♀ Аа X♂ аа
Г А а а
F1 Аа; аа
Фенотип: длинные и короткие
-
Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фенотипу тоже будет 1:1, одна половина детей (50%) будет с длинными
ресницами, а другая (50%) — с короткими.
4.Закрепление материала
Решить задачу и объяснить полученный результат:
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей?
5. Рефлексия
Самооценка учащегося
- что было для меня достаточно простым?
- что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?
- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?
6.Подведение итогов.Оценивание
Какую мы ставили цель? Удалось ли нам ее достичь?
7.Домашнее задание: составить кроссворд по основным понятиям генетики