Открытый урок по биологии
Тема: Рост и развитие животных
Цель : дать знания о росте и развитии организмов, раскрыть особенности индивидуального развития животных; показать сущность зародышевого и послезародышевого развития насекомых и позвоночных .
Оснащение: презентация «Рост и развитие животных», влажный препарат «Развитие лягушки», рисунки учебника, карточки с заданиями.
Ход урока
1 Оргмомент
2 Опрос- фронтальный
-
Какое значение имеет половое размножение для животных?(в половом размножении участвуют две особи, поэтому дочерний организм наследует признаки обоих родителей. Благодаря этому они лучше приспосабливаются к условиям окружающей среды, бывают более жизнестойкие , выносливые.
-
Как называются половые клетки? (гаметы)
-
Чем яйцеклетка отличается от сперматазоидов? ( яйцеклетки круглые, большие, неподвижные. Сперматазоиды мелкие и подвижные)
-
Какие организмы называются раздельнополые? ( Виды животных у которых особи могут образовывать только мужские или только женские половые клетки , называются раздельнополые.)
-
Кто такие гермафродиты? (обоеполые животные)
-
В чем суть партеногенеза?(зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки)
-
Какие животные способны к партеногенезу?( пчелы)
-
Что такое оплодотворение? (процесс слияния мужских и женских половых клеток)
-
Каким организмам свойственно наружное оплодотворение? (рыбам)
3 Переход к новой теме
На сегодняшнем уроке мы поговорим об особенностях роста и развития животных. Запишите тему нашего урока «Рост и развитие животных»
4 Объяснение новой темы
Как только образуется зигота из оплодотворенной половой клетки , начинается жизнь нового организма. Преобразование организма от зарождения зиготы до смерти – называется индивидуальным развитием организма – онтогенез.
Индивидуальное развитие животных подразделяется на зародышевый период и послезародышевый период. Они в свою очередь включают несколько стадий. Все это мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.
-
Начнем с особенностей зародышевого развития. Для этого мы рассмотрим все стадии и дадим им характеристики.
-
Стадия дробления начинается с образования зиготы. Зигота начинается делиться: сначала на две части , затем еще раз, образуется четыре, шесть ,восемь и т.д. Такие деления идут одно за другим. Клеток становится все больше и больше, но сама зигота не увеличивается в размерах, потому что зародыш пока не растет.
-
Затем из скопления клеток образуется шарообразный зародыш с полостью внутри. Стенки его образованы одним слоем клеток. Их может быть сотни тысяч. Эта стадия называется стадия бластулы.
-
Следующий этап - образование у зародыша второго внутреннего слоя. У многих млекопитающих это происходит путем втягивания внутрь участка стенки бластулы. При этом клетки зародыша продолжают делиться. Теперь у зародыша имеется два слоя: наружный эктодерма и внутренний энтодерма. Затем между ними развивается третий слой мезодерма. Эта стадия называется гаструлой
-
Следующая стадия развития зародыша нейрула. На этом этапе начинается формирование систем органов. Из эктодермы формируется нервная трубка, из которой впоследствии образуется спиной и головной мозг, кожа органы зрения и слуха. Из энтодермы формируется кишечник, легкие. Из мезодермы скелет мышцы кровеносная система. На этом зародышевый этап развития зиготы завершается.
С рождения начинается новый этап в развитии животного. Различают прямое и непрямое развитие. При прямом развитии родившиеся организмы сходны со взрослыми по внешнему и внутреннему строению. Так развиваются млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся.При непрямом развитии из яйца выходит личинка непохожая на взрослое животное. Она более просто устроена , по другому питается: схема непрямого развития насекомых: яйцо – личинка – взрослая саранча; икра – головастик – имеет хвост , двухкамерное сердце, жабры. Со временем у головастика появляются органы свойственные лягушкам, рассасывается хвост, появляются конечности, легкие.
5 Закрепление новой темы (карточки с заданиями).
6 Домашнее задание : стр. 146-149.