СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Рост и развитие животных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Рост и развитие животных"»

Открытый урок по биологии

Тема: Рост и развитие животных

Цель : дать знания о росте и развитии организмов, раскрыть особенности индивидуального развития животных; показать сущность зародышевого и послезародышевого развития насекомых и позвоночных .

Оснащение: презентация «Рост и развитие животных», влажный препарат «Развитие лягушки», рисунки учебника, карточки с заданиями.

Ход урока

1 Оргмомент

2 Опрос- фронтальный

  1. Какое значение имеет половое размножение для животных?(в половом размножении участвуют две особи, поэтому дочерний организм наследует признаки обоих родителей. Благодаря этому они лучше приспосабливаются к условиям окружающей среды, бывают более жизнестойкие , выносливые.

  2. Как называются половые клетки? (гаметы)

  3. Чем яйцеклетка отличается от сперматазоидов? ( яйцеклетки круглые, большие, неподвижные. Сперматазоиды мелкие и подвижные)

  4. Какие организмы называются раздельнополые? ( Виды животных у которых особи могут образовывать только мужские или только женские половые клетки , называются раздельнополые.)

  5. Кто такие гермафродиты? (обоеполые животные)

  6. В чем суть партеногенеза?(зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки)

  7. Какие животные способны к партеногенезу?( пчелы)

  8. Что такое оплодотворение? (процесс слияния мужских и женских половых клеток)

  9. Каким организмам свойственно наружное оплодотворение? (рыбам)

3 Переход к новой теме

На сегодняшнем уроке мы поговорим об особенностях роста и развития животных. Запишите тему нашего урока «Рост и развитие животных»

4 Объяснение новой темы

Как только образуется зигота из оплодотворенной половой клетки , начинается жизнь нового организма. Преобразование организма от зарождения зиготы до смерти – называется индивидуальным развитием организма – онтогенез.

Индивидуальное развитие животных подразделяется на зародышевый период и послезародышевый период. Они в свою очередь включают несколько стадий. Все это мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

  1. Начнем с особенностей зародышевого развития. Для этого мы рассмотрим все стадии и дадим им характеристики.

  2. Стадия дробления начинается с образования зиготы. Зигота начинается делиться: сначала на две части , затем еще раз, образуется четыре, шесть ,восемь и т.д. Такие деления идут одно за другим. Клеток становится все больше и больше, но сама зигота не увеличивается в размерах, потому что зародыш пока не растет.

  3. Затем из скопления клеток образуется шарообразный зародыш с полостью внутри. Стенки его образованы одним слоем клеток. Их может быть сотни тысяч. Эта стадия называется стадия бластулы.

  4. Следующий этап - образование у зародыша второго внутреннего слоя. У многих млекопитающих это происходит путем втягивания внутрь участка стенки бластулы. При этом клетки зародыша продолжают делиться. Теперь у зародыша имеется два слоя: наружный эктодерма и внутренний энтодерма. Затем между ними развивается третий слой мезодерма. Эта стадия называется гаструлой

  5. Следующая стадия развития зародыша нейрула. На этом этапе начинается формирование систем органов. Из эктодермы формируется нервная трубка, из которой впоследствии образуется спиной и головной мозг, кожа органы зрения и слуха. Из энтодермы формируется кишечник, легкие. Из мезодермы скелет мышцы кровеносная система. На этом зародышевый этап развития зиготы завершается.

С рождения начинается новый этап в развитии животного. Различают прямое и непрямое развитие. При прямом развитии родившиеся организмы сходны со взрослыми по внешнему и внутреннему строению. Так развиваются млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся.При непрямом развитии из яйца выходит личинка непохожая на взрослое животное. Она более просто устроена , по другому питается: схема непрямого развития насекомых: яйцо – личинка – взрослая саранча; икра – головастик – имеет хвост , двухкамерное сердце, жабры. Со временем у головастика появляются органы свойственные лягушкам, рассасывается хвост, появляются конечности, легкие.

5 Закрепление новой темы (карточки с заданиями).

6 Домашнее задание : стр. 146-149.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!