СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии. "Строение и функции глаза". 9 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. "Строение и функции глаза". 9 класс.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Трисанчинская средняя общеобразовательная школа им.Умалатова Р.М.»

Дахадаевского района Республики Дагестан



Конспект открытого урока биологии

9 класса на тему:


«Строение и функции глаза»





Составитель: учитель биологии МКОУ «Трисанчинская средняя общеобразовательная школа им. Умалатова Р.М.»

Янсаева Загидат Абдуллагаджиевна




2019 г.



Тема: «Строение и функции глаза».

Цели:

Образовательные: создание условий для

  • актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;

  • ознакомления со строением и функциями глаза;

  • формирования знаний о близорукости и дальнозоркости

  • ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения

  • формулирования правил гигиены зрения.

Воспитательные: создание условий для

  • сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.

Развивающие: создание условий для

  • развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;

  • развития умений анализировать, делать выводы.

Задачи:

  • знать анатомическое строение глаза;

  •  механизмы работы оптической системы глаза;

  • понимать, как формируется изображение;

  • рассмотреть функцию зрения и его нарушение.

Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – (Русская пословица).

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, компьютер, мультимедийный комплекс, электронная презентация, фильмотека, макет глазного яблока, рабочий лист для каждого ученика, раздаточный материал для рефлексии, презентация (Приложение 1).

Ход урока

  1. Организационный момент.  

В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.

  1. Актуализация знаний через повторение

ТЕМА « Анализаторы»

1 вариант

  1. Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:

Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..

  1. Расположите части анализатора по порядку:

  1. Зона коры головного мозга




  2. Рецептор

  3. Проводящий путь.

3. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. затылочная зона а) слуховой анализатор

2. височная зона б) зрительный анализатор

3. теменная зона в) вкусовой анализатор

1.

2.

3.




ТЕМА « Анализаторы»

  1. вариант

1. Выберите правильный ответ: чем раздражаются рецепторы глаза?

а) звуком б) светом в) вкусом

2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:

1. теменная зона а) равновесие

2. затылочная зона б) осязание

3. височная зона в) зрение



1.

2.

3.




3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?

1. нервный путь 2. Рецептор 3. Зона коры больших полушарий



2. Объяснение нового материала

Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с такими органами чувств как глаза.

Проблемный вопрос: Почему говорят: «Береги как зеницу ока»

Как вы понимаете это выражение?

  • Давайте выясним, как же охраняется наше око (

  • Внешнее строение глаза)

  • «Мышцы глаза»

Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)

Физзарядка для глаз: Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.

Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза?

В чем состоит их принцип работы?

Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну

Перед вами лежат карточки, при объяснении нового материала, вам предстоит их заполнить. (Приложение 2).   

«Внутреннее строение глаза»

Записи в тетради:

Оболочки глаза:

  1. Наружная или фиброзная

Роговица Белочная или склера

(Передняя прозрачная) ( задняя непрозрачная)

  1. Сосудистая оболочка -в передней части глаза называется радужка


  1. Сетчатка------------ рецепторы

Палочки Колбочки

Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и т.д.)

«Изображения на сетчатке»; «Аккомодация хрусталика»

Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.

Обратить внимание на работу хрусталика.

Проблемные вопросы:

  • Почему вредно читать лежа?

  • Какие правила гигиены вы уже знаете?

  • Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?

  • Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?

  • Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?

  • Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?

  • Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?

  • А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза? (иридодиагностика)

«Дальнозоркость и близорукость»

Физкультминутка. «Сбросить усталость» помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.

« Гигиена зрения»

Игра « Полезно – вредно»

Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.

  • Читать лежа

  • Умываться по утрам

  • Читать при хорошем освещении

  • Смотреть на яркий свет

  • Долго находиться у монитора компьютера.



Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение для человека является ведущим органом чувств. Орган зрения – глаз расположен глубоко в глазной впадине. (Cлайд №5)   Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательных структур. Вспомогательные структуры – это брови, ресницы, веки.

Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз, как стражи, они охраняют,
От влаги и пыли его защищают.

Брови мешают стекающему поту попасть в глаза, веки  и ресницы защищают глаза от пыли, веки смачивают глаз слезной жидкостью.

(Cлайд №6) Роговица – прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза – склерой. Передняя камера глаза – это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

(Cлайд №7) До 14 месяцев у новорожденных девочек и до 16 месяцев у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Затем наблюдается восприятие красного, потом зеленого, а еще позднее синего цвета.

(Cлайд №8) Радужка – по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

(Cлайд №9) Зрачок – отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

(Cлайд №10) Стекловидное тело – гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

(Cлайд №11) Сетчатка – состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.

(Cлайд №12) У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки. Палочки различают только яркость объекта, колбочки воспринимают цвет. 125 миллионов палочек, расположенных на сетчатке, функционируют и днем и ночью, а вот 7 миллионов колбочек воспринимают окружающий мир только при достаточно ярком освещении.                                                                                                  

Наибольшее скопление рецепторов находится в центральной ямке (желтое пятно), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.

(Cлайд №13) Склера – непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся шесть глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

(Cлайды №14–16) Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу. Главную роль здесь играет хрусталик.

Хрусталик – «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен – может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.

Хрусталик (двояковыпуклая линза), способен менять кривизну поверхности, что позволяет видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии.  Данное явление называется аккомодацией.

(Cлайды №17–19)

Дефекты зрения

Дальнозоркость и близорукость.

Симптомы нарушения зрения:

  • Дальнозоркость – плохо видят близко расположенные предметы

  •  Близорукость – нечетко видят удаленные предметы

Причины нарушения зрения и методы его коррекции.

Корректирующие линзы

Очки. Происхождение очков неясно. Есть данные, что халдеи имели некие увеличительные приспособления еще в 4 тысячелетии до н.э., а римский император Нерон использовал в этом качестве оправленный драгоценный камень. Тем не менее идея очковой оправы возникла, видимо, только в средние века. Марко Поло сообщает, что видел очки в Китае в конце 13 в. Известно также, что Р. Бэкон послал папе Клименту IV какие-то увеличительные линзы для чтения. Первое документальное свидетельство связано с именем итальянца д"Армато. На его памятнике – широко известная надпись: «Здесь лежит Сильвано д"Армато из флорентийских Армати. Изобретатель очков. Прости ему, Господи, его прегрешения, A.D. 1317». Первые очки были, видимо, изготовлены в Венеции, средневековом центре стекольной промышленности, а затем в Германии. Как и многие изобретения того периода, они были поначалу встречены с подозрением, а в некоторых кругах даже рассматривались как богохульные попытки улучшить творение Всемогущего. Тем не менее несомненная полезность очков вскоре преодолела все возражения, и они распространились среди образованных и богатых. В 1386 Чосер уже упоминает с благодарностью «очки... через которые видим своих верных друзей».

В 1760 Б.Франклин изобрел бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассматривания объектов вдали, а нижняя – вблизи. Были созданы и трифокальные линзы, где центральная часть использовалась для промежуточных расстояний.

Контактные линзы. Идея контактных линз, расположенных непосредственно на глазном яблоке, не нова. Английский физик Дж.Гершель высказывал эту идею еще в 1827. Однако лишь недавно был достигнут необходимый для ее реализации уровень производства и шлифовки оптических материалов. Вначале линзы делали из стекла, теперь же, как правило, из пластических материалов: они не столь хрупки и более удобны в обращении. Применяют контактные линзы двух видов: небольшие роговичные линзы, которые закрывают только роговицу, и склеральные, которые закрывают значительную часть глаза. Склеральные линзы бывают двух типов – одни из них необходимо ежедневно снимать и промывать; другие, предназначенные для длительного ношения, очень тонки, и через них может происходить обмен кислородом и жидкостями, благодаря чему роговица нормально функционирует и линзу можно носить не снимая несколько месяцев.

(Слайд №20)   Как же происходит механизм работы оптической системы глаза?

Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке   (мозг«переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое). 

Подведение итогов урока

  1. Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется … (анализатором).

  2. Зоны, обеспечивающие тесное взаимодействие между анализаторами и участвующие в процессах восприятия образов, называют … (ассоциативными).

  3. Глаза от ветра и пыли защищают … (веки и ресницы).

  4. Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через … (слезный проток).

  5. Глаза находятся в полости костного углубления –... (глазнице).

  6. Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется … (роговицей).                                                   

  7. Цвет глаз определяется … (радужной оболочкой).

  8. Следствием увеличения кривизны хрусталика является … (близорукость).

  9. Зрительные рецепторы расположены в … (сетчатке).

  10. За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый … (хрусталик).

  11. Прозрачная желеобразная масса, заполняющая все пространство глаза позади хрусталика, называется … (стекловидным телом).

  12. Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется … (слепым пятном).

5. Домашнее задание

1) Учить параграф, ответить на вопросы,

2) составить в тетради в виде плана

1 вариант – полезно для глаз

2 вариант – вредно для глаз

По желанию: выполнить модель глаз

По желанию:

Найти информацию о: влияние цвета на организм

иридодиагностике

дальтонизме

7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них смайлик, который бы отражал ваше настроение)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!