Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Трисанчинская средняя общеобразовательная школа им.Умалатова Р.М.»
Дахадаевского района Республики Дагестан
Конспект открытого урока биологии
9 класса на тему:
«Строение и функции глаза»
Составитель: учитель биологии МКОУ «Трисанчинская средняя общеобразовательная школа им. Умалатова Р.М.»
Янсаева Загидат Абдуллагаджиевна
2019 г.
Тема: «Строение и функции глаза».
Цели:
Образовательные: создание условий для
-
актуализации и расширения знаний учащихся о строении анализаторов;
-
ознакомления со строением и функциями глаза;
-
формирования знаний о близорукости и дальнозоркости
-
ознакомления с нарушениями и заболеваниями органов зрения
-
формулирования правил гигиены зрения.
Воспитательные: создание условий для
-
сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-
воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие: создание условий для
-
развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса;
-
развития умений анализировать, делать выводы.
Задачи:
-
знать анатомическое строение глаза;
-
механизмы работы оптической системы глаза;
-
понимать, как формируется изображение;
-
рассмотреть функцию зрения и его нарушение.
Эпиграф урока: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – (Русская пословица).
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, компьютер, мультимедийный комплекс, электронная презентация, фильмотека, макет глазного яблока, рабочий лист для каждого ученика, раздаточный материал для рефлексии, презентация (Приложение 1).
Ход урока
-
Организационный момент.
В стране Анатомии, в царстве Биологии мы с вами добрались до неизведанных островов – под названием « ОРГАНЫ ЧУВСТВ». Сегодня мы продолжим путешествовать по нашему с вами организму и изучим строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии мира, и о гигиене зрения.
Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно к нему подготовиться. Поэтому вы выполните задания, которые находятся на ваших партах.
-
Актуализация знаний через повторение
ТЕМА « Анализаторы»
1 вариант
-
Охарактеризуйте данные понятия характерным термином:
Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, равновесие – это………..
-
Расположите части анализатора по порядку:
-
Зона коры головного мозга
- Рецептор
-
Проводящий путь.
3. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. затылочная зона а) слуховой анализатор
2. височная зона б) зрительный анализатор
3. теменная зона в) вкусовой анализатор
ТЕМА « Анализаторы»
-
вариант
1. Выберите правильный ответ: чем раздражаются рецепторы глаза?
а) звуком б) светом в) вкусом
2. Соотнесите определенную зону коры больших полушарий с данными анализаторами:
1. теменная зона а) равновесие
2. затылочная зона б) осязание
3. височная зона в) зрение
3.Какой из отделов анализатора передает возбуждение в мозг?
1. нервный путь 2. Рецептор 3. Зона коры больших полушарий
2. Объяснение нового материала
Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с такими органами чувств как глаза.
Проблемный вопрос: Почему говорят: «Береги как зеницу ока»
Как вы понимаете это выражение?
Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)
Физзарядка для глаз: Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.
Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза?
В чем состоит их принцип работы?
Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну
Перед вами лежат карточки, при объяснении нового материала, вам предстоит их заполнить. (Приложение 2).
«Внутреннее строение глаза»
Записи в тетради:
Оболочки глаза:
-
Наружная или фиброзная
Роговица Белочная или склера
(Передняя прозрачная) ( задняя непрозрачная)
-
Сосудистая оболочка -в передней части глаза называется радужка
-
Сетчатка------------ рецепторы
Палочки Колбочки
Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и т.д.)
«Изображения на сетчатке»; «Аккомодация хрусталика»
Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.
Обратить внимание на работу хрусталика.
Проблемные вопросы:
-
Почему вредно читать лежа?
-
Какие правила гигиены вы уже знаете?
-
Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?
-
Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?
-
Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?
-
Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?
-
Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?
-
А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза? (иридодиагностика)
«Дальнозоркость и близорукость»
Физкультминутка. «Сбросить усталость» помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.
« Гигиена зрения»
Игра « Полезно – вредно»
Я называю вам предложения, если они полезны для глаз- вы хлопаете в ладоши, а если они вредны- топаете ногами.
Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение для человека является ведущим органом чувств. Орган зрения – глаз расположен глубоко в глазной впадине. (Cлайд №5) Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательных структур. Вспомогательные структуры – это брови, ресницы, веки.
Брови, ресницы и веки
Не просто даны человеку.
Глаз, как стражи, они охраняют,
От влаги и пыли его защищают.
Брови мешают стекающему поту попасть в глаза, веки и ресницы защищают глаза от пыли, веки смачивают глаз слезной жидкостью.
(Cлайд №6) Роговица – прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза – склерой. Передняя камера глаза – это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.
(Cлайд №7) До 14 месяцев у новорожденных девочек и до 16 месяцев у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Затем наблюдается восприятие красного, потом зеленого, а еще позднее синего цвета.
(Cлайд №8) Радужка – по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.
(Cлайд №9) Зрачок – отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.
(Cлайд №10) Стекловидное тело – гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.
(Cлайд №11) Сетчатка – состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.
(Cлайд №12) У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки. Палочки различают только яркость объекта, колбочки воспринимают цвет. 125 миллионов палочек, расположенных на сетчатке, функционируют и днем и ночью, а вот 7 миллионов колбочек воспринимают окружающий мир только при достаточно ярком освещении.
Наибольшее скопление рецепторов находится в центральной ямке (желтое пятно), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.
(Cлайд №13) Склера – непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся шесть глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.
(Cлайды №14–16) Оптическую систему глаза можно рассматривать как собирающую линзу. Главную роль здесь играет хрусталик.
Хрусталик – «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен – может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.
Хрусталик (двояковыпуклая линза), способен менять кривизну поверхности, что позволяет видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии. Данное явление называется аккомодацией.
(Cлайды №17–19)
Дефекты зрения
Дальнозоркость и близорукость.
Симптомы нарушения зрения:
Причины нарушения зрения и методы его коррекции.
Корректирующие линзы
Очки. Происхождение очков неясно. Есть данные, что халдеи имели некие увеличительные приспособления еще в 4 тысячелетии до н.э., а римский император Нерон использовал в этом качестве оправленный драгоценный камень. Тем не менее идея очковой оправы возникла, видимо, только в средние века. Марко Поло сообщает, что видел очки в Китае в конце 13 в. Известно также, что Р. Бэкон послал папе Клименту IV какие-то увеличительные линзы для чтения. Первое документальное свидетельство связано с именем итальянца д"Армато. На его памятнике – широко известная надпись: «Здесь лежит Сильвано д"Армато из флорентийских Армати. Изобретатель очков. Прости ему, Господи, его прегрешения, A.D. 1317». Первые очки были, видимо, изготовлены в Венеции, средневековом центре стекольной промышленности, а затем в Германии. Как и многие изобретения того периода, они были поначалу встречены с подозрением, а в некоторых кругах даже рассматривались как богохульные попытки улучшить творение Всемогущего. Тем не менее несомненная полезность очков вскоре преодолела все возражения, и они распространились среди образованных и богатых. В 1386 Чосер уже упоминает с благодарностью «очки... через которые видим своих верных друзей».
В 1760 Б.Франклин изобрел бифокальные очки, верхняя часть которых предназначалась для рассматривания объектов вдали, а нижняя – вблизи. Были созданы и трифокальные линзы, где центральная часть использовалась для промежуточных расстояний.
Контактные линзы. Идея контактных линз, расположенных непосредственно на глазном яблоке, не нова. Английский физик Дж.Гершель высказывал эту идею еще в 1827. Однако лишь недавно был достигнут необходимый для ее реализации уровень производства и шлифовки оптических материалов. Вначале линзы делали из стекла, теперь же, как правило, из пластических материалов: они не столь хрупки и более удобны в обращении. Применяют контактные линзы двух видов: небольшие роговичные линзы, которые закрывают только роговицу, и склеральные, которые закрывают значительную часть глаза. Склеральные линзы бывают двух типов – одни из них необходимо ежедневно снимать и промывать; другие, предназначенные для длительного ношения, очень тонки, и через них может происходить обмен кислородом и жидкостями, благодаря чему роговица нормально функционирует и линзу можно носить не снимая несколько месяцев.
(Слайд №20) Как же происходит механизм работы оптической системы глаза?
Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке (мозг«переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).
Подведение итогов урока
-
Система, состоящая из рецептора, проводящих нервных путей и мозговых центров, называется … (анализатором).
-
Зоны, обеспечивающие тесное взаимодействие между анализаторами и участвующие в процессах восприятия образов, называют … (ассоциативными).
-
Глаза от ветра и пыли защищают … (веки и ресницы).
-
Излишки слезной жидкости стекают в носовую полость через … (слезный проток).
-
Глаза находятся в полости костного углубления –... (глазнице).
-
Передняя прозрачная часть белочной оболочки называется … (роговицей).
-
Цвет глаз определяется … (радужной оболочкой).
-
Следствием увеличения кривизны хрусталика является … (близорукость).
-
Зрительные рецепторы расположены в … (сетчатке).
-
За зрачком расположен прозрачный двояковыпуклый … (хрусталик).
-
Прозрачная желеобразная масса, заполняющая все пространство глаза позади хрусталика, называется … (стекловидным телом).
-
Место на сетчатке, откуда отходит зрительный нерв, называется … (слепым пятном).
5. Домашнее задание
1) Учить параграф, ответить на вопросы,
2) составить в тетради в виде плана
1 вариант – полезно для глаз
2 вариант – вредно для глаз
По желанию: выполнить модель глаз
По желанию:
Найти информацию о: влияние цвета на организм
иридодиагностике
дальтонизме
7. Рефлексия ( у вас на партах имеются квадратики из бумаги, нарисуйте на них смайлик, который бы отражал ваше настроение)