Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей грамоте, формировании первоначальных представлений о звуках и буквах русского алфавита. Конспект был разработан в соответствии с возрастными особенностями уч-ся 1 класса и в соответствии с требованиями ФГОС
Цель: Познакомить со звуком «А» и буквой «А».
Задачи: Знакомство с буквой «А», формировать умение находить её среди других букв алфавита. Развивать зрительное и слуховое внимание, тонкую и артикуляционную моторику. Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение. Воспитывать доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Материалы и оборудование: палочки счётные, буквы для магнитной доски, цветные карандаши, рабочие тетради, буква А из разрезной азбуки, дидактическая игра «Четвёртый лишний», «Топай - хлопай».
Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание букваря упражнения на выделение звука А в словах, разучивание физкультминутки «Аист» В. И. Ковалько.
Содержание
1. Организационный момент. Приветствие «Доброе утро!».
2. Напомнить пословицу: «Ученье - свет, а не ученье - тьма». (Выяснение её значения у детей.)
Сведения из истории письменности. (В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте и т. д.)
3. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прости, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
4. Ребята, к нам сегодня приехали гости - Аня и Антон (дети подготовительной группы). Они приготовили для вас задание.
- Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.
- Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)
- Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса).
5. Дидактическая игра «Топай - хлопай». Ребята, если в слове вы услышите звук [а], тогда хлопайте. А если этого звука нет - топайте.
Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.
6. Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».
Чтение стихотворения Э. Успенского.
Всем известно, буква А -
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
- Это буква А. Она состоит из трёх палочек. Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая.
- Давайте пропишем букву «А» в воздухе.
- А теперь сложим букву из счётных палочек.
- Какую букву сложили? (А)
- А вот это маленькая «а». Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)
- Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук. Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом.
7. Физкультминутка «Аист».
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придёшь домой.
8. Упражнение «Живой конструктор».
9. Итог:
- С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?
- Каким цветом обозначаем звук А?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech71.htm