СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Серебряное копытце"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме "Серебряное копытце"»

Тема урока: Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце».

Тип урока: комбинированный урок

Цель: создание условия для формирования читательской грамотности при ознакомлении с произведением П.П.Бажова «Серебряное копытце».

Задачи:

1) познакомить с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова; раскрыть понятие «сказа» как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; определить ценные качества личности.

2)совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев;

3)способствовать воспитанию трудолюбия, нравственных качеств: доброты, заботы друг о друге на примере литературных героев.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: познакомятся с понятием «сказ», научатся определять главную мысль произведения, называть героев, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, находить в произведении средства художественной выразительности.

Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, обобщения

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить связное высказывание, из 5-6 предложений по представленной теме.

Регулятивные:осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы, выставка книг П.П.Бажова, учебник «Литературное чтение» 4 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент Слайд 1

Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе не один.
Умею слушать мнение  других.


II. Речевая разминка Слайд 2

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я;

б) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот). Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

2. Упражнения для дикции: Слайд 3

И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

3. Упражнения для интонации: Слайд 4

«Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце».

-прочитайте про себя медленно

-прочитайте скороговоркой

-прочитайте с вопросительной интонацией и выделите букву о.

Из какого произведения эти строки?


III. Подготовка к основному этапу, актуализация знаний.

– С каким разделом мы начали знакомство? 
– Что мы знаем о литературной сказке?

– А для того, чтобы понять над чем конкретно мы будем работать, выполним задания.

– В презентации перечислены фамилии писателей: П.П.Бажов, Л.Н.Толстой, А.С. Пушкин, В.Ф.Одоевский. 
– С произведением какого писателя мы познакомились? (П.П. Бажов)

– Угадайте слова, добавив гласные буквы: 

Кквн,  Дрнк, Мрнк, кзл Слайд 5

– Над каким произведением будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока…

Тема урока: П.П.Бажов «Серебряное копытце» Слайд 6

– Какова наша цель на уроке?
Вспомнить биографию писателя, познакомиться с особым жанром и проанализировать произведение.


IV. Работа над новой темой

– Сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак…….. Слайд 7

– В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

– Вспомним, что мы уже знаем о биографии Бажова.

Сообщение уч-ся о писателе

Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года в городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. В школе учитель заметил способного и смекалистого мальчика. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.

Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. Перед Великой отечественной войной, в 1939 году, была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”, которую перевели почти на все языки мира. В сборнике оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

– Главные герои произведений Павла Бажова – простые люди с чистой душой, которые верят в добро, честность, и посвящают свою жизнь труду. В своих сказах Бажов отразил тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.

– В произведениях Бажова особое место занимают фантастические существа, которые являются не чем иным, как древними верованиями уральцев.

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего

  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык

  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом

  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.

  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»


– В каком жанре писал свои произведения П. Бажов? Слайд 8

– А чем по - вашему, отличается сказ от сказки и рассказа?

– Вспомните, что такое сказка?

Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.

– Приведите примеры

Отличительные черты сказки:
1. Есть зачин и концовка

2. Нет образа рассказчика.
3. Волшебные герои - добрые или злые.
4. Не имеют реальной основы.

– Вспомните, что такое рассказ?

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.
Отличительные черты рассказа:
1. Нет зачина и концовки.

2. Есть образ рассказчика.
3. Нет деления героев на добрых или злых.
4. Имеют реальную основу.
– Язык книг Бажова был близок к народу, поэтому понятен и доступен.

– Что вы услышали о том, что создал автор?
– Особый жанр – уральские сказы.

– Мы уже познакомились с произведением «Серебряное копытце».

– Какие элементы доказывают, что это не сказка и не рассказ, а сказ? 

– В нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
– Назовите волшебных героев сказа. (Мурёнка, Серебряное Копытце)
– Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

– Какие реальные события происходят в сказе?

– Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа.
Мы будем работать со сказом, где рассказывается о девочке, которая очень хотела увидеть сказочное животное.

– Какие отличительные черты сказа можем мы назвать? Слайд 9

Отличительные черты сказа:
1. Нет зачина и концовки.

2. Есть образа рассказчика.
3. Нет деления героев на добрых или злых.
4. Имеют реальную основу.

Вывод: «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

– При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды».


Ф И З М И Н У Т К А (Снятие усталости глаз). Проводится во время чтения сказки,

На листе бумаги (формат А-3 или больше) начерчен квадрат. В нём проведены диагонали.

Ученики следуя глазами за указкой учителя переводят взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний – в правый нижний. Повторить несколько раз. В конце посмотреть в точку пересечения диагоналей и сильно зажмурить глаза. Сосчитать до десяти. Открыть глаза и поморгать.)


Словарная работа. Слайд 10

Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова.

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание).
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь.
Пособник – помощник.
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством).
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня.
Горюн – горевать.
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
Балаган – временная легкая деревянная постройка.
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.
Душной – запах, идущий от животного.
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег.
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Несподручно – неудобно, неловко.
Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
Лукаво – хитро.
Солонина – засоленное мясо.
Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.


V. Первичное восприятие текста. Слайд 11

– Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

– Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

– А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

– Как жилось сиротке в чужом доме? Прочитайте с. 128
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

- Как стали жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Прочитайте с. 130

(Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

– Что объединяет Кокованю и Даренку?

– Давайте охарактеризуем Кокованю и Даренку, работая в парах.

(Работает с перепутанным описанием героев, подчёркивая одной чертой то, что относится к описанию Коковани, двумя чертами то, что относится к описанию Дарёнки).

Кокованя и Даренка (Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золото, зимой охотился, ласковая, хозяйственная, похлёбку да кашу варила, совершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку)

а)Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).

 б)Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку).

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые – именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Вот окошко распахнулось. (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (имитация грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, проводить мух)

Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения)

И уселась на карниз. (присесть)


Работа в парах.

-Восстановите текст. Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед ____________________________Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили — ___________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на ____________ уходил, Дарёнка в избе _____________, похлёбку да ___________- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –

мышей ____________ . К вечеру соберутся, и ______________ им.


Так и стали жить вместе, дед Кокованясиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Слайд 12

Жили — поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила –

мышей ловила . К вечеру соберутся, и весело им.


– Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

– Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо)

– Чем был необычен Серебряное копытце? Слайд 13

– Как говорится о нём в сказе? Прочитайте по ролям с. 131

– В той местности, которая описана в сказе, дикими козликами называли косуль и оленей, так как и те, и другие имели рога. Слайд 14

– Подумайте, косуля или оень? Слайд 15

– А теперь попробуйте описать козлика (работа в парах).

Козлик этот____________.

У него на правой _____________ ноге копытце. Ростом он не выше __________, ножки __________, головка ____________. А рожки у козлика ___________, пять веточек. Шерстка у него летом _____________, а зимой __________. Кормится ________________________________________________________.


Козлик этот особенный. Слайд 16

У него на правой передней ноге копытце. Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А рожки у козлика отменные, пять веточек. Шерстка у него летом буренькая, а зимой серенькая. Кормится травой да листиком, да сеном зимой в стожках подъедает.


Синквейн

Я предлагаю вам в группе написать синквейн на тему «Любимый герой сказа» Слайд 17, 18


Козлик

Особенный, волшебный

Скачет, прыгает, копытцем бьёт

Из-под копыт драгоценности сыплет

Счастье


Кокованя

Бородатый, добродушный

Бродит, охотится, заботится

Мечтал увидеть Серебряное копытце

Охотник


Даренка

Маленькая, добрая

проказничает, веселится, радуется 

Увидеть Серебряное копытце смогла. Озорница

Мурёнка

Худая, звонкая

Мурлычет, разговаривает, дружит

Любит Дарёнку

Кошечка


VI. Итог урока

– Что же такое особенное мы читали сегодня?
– Что такое сказ?

– Какие качества людей привлекают автора?
– Кому открываться сокровища земли?

– Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

– Ребята, а попробуйте назвать идею произведения! Главная мысль сказа «Серебряное копытце» заключается в том, что если у вас чистые помысли и вы делаете только добро, то все, о чем вы мечтаете, обязательно сбудется. Но даже если выпадает возможность сильно разбогатеть, нужно быть скромным и не жадным к деньгам. Вывод. Сказка «Серебряное копытце» учит нас быть добрыми и милосердными к окружающим людям. Старик, взяв в дом сиротку с кошкой, обрел дружную семью и большое богатство.
– О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку. Слайд 19.

А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

– Возвратимся к целям нашего урока. Выполнили мы их?


VII. Рефлексия Слайд 20

– Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.


VIII.  Домашнее задание (задание на листе) Слайд 21

- Найдите в криптограмме слова, характеризующие главных героев по следующему плану:

1. Семейное положение.

2. Внешность

3. Чем занимается

4. Черты характера

Слова, которые относятся к Дарёнке, выделите - красным цветом, к Коковане - синим цветом.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!