Конспект урока литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Живая шляпа»
2 класс
Цель: познакомить обучающихся с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
Образовательные:
формировать умение определять и анализировать композицию произведения;
определять основную мысль произведения, давать характеристику действиям и поступкам героем;
развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе;
формировать умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста);
развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев. Развивающие:
способствовать развитию у обучающихся внимательности;
развивать умение сравнивать и обобщать учебный материал;
развивать познавательный интерес у обучающихся. Воспитывающие:
формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комичной ситуацией.
Формирование УУД:
личностные: умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.
регулятивные: умение высказывать свое мнение, предположение, составлять план и работать по нему; оценивать свою деятельность и своих товарищей.
познавательные: работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.
коммуникативные: умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Ход урока
Организационный этап
-Ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь, пожалуйста с ними. Улыбнитесь им, передайте гостям свое хорошее настроение на урок.
-Отлично, теперь повернитесь обратно, посмотрите друг на друга, тоже подарите своим товарищам отличное настроение на весь урок. Я уверена, у вас все сегодня получится!
Речевая разминка СЛАЙД 2
Учись отчётливо произносить звуки.
На-на-на-во дворе растёт сосна.
Но-но-но-завтра мы пойдём в кино! Ан-ан-ан-собери свой чемодан.
Ин-ин-ин-вы ходили в магазин? СЛАЙД 3
Произноси быстро.
Соня Зине принесла малину в корзине.
Проверка домашнего задания СЛАЙД 4
- Скажите, пожалуйста, с каким писателем мы познакомились на предыдущем уроке?
-Вспомним некоторые моменты из его жизни и творчества и выполним задание 1 в рабочем листе.
Задание 1. Проанализируйте данные утверждения про Н.Н. Носова. Выразите своё согласие или несогласие с помощью «+» и «-» во второй графе таблицы.
Утверждение | +/- |
1. Н.Н. Носов в детстве увлекался шахматами и очень любил фотографировать. | |
2. Основная профессия Н.Н. Носова – режиссер, а сочинять свои стихи он стал для сына. | |
3. Одним из самых популярных героев рассказов Н.Н. Носова стал Незнайка. | |
- Отлично, все утверждения оказались верны.
-С каким произведением этого автора мы уже познакомились? (Затейники)
-В какую игру в рассказе играли ребята? Кого изображали?
-Почему их игра прервалась?
-Что бы вы посоветовали ребятам?
Изучение нового материала
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще более удивительным и загадочным произведением Николая Николаевича.
Одним из главных атрибутов рассказа является шляпа.
Слайд 5
Шляпа – лучший друг на свете
Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модным помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! Слайд 6-11
-Назовите, какие шляпы вы знаете? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные)
-Шляпа – это одушевленный или неодушевленный предмет? (неодушевленный)
-А поверите ли вы мне, если я скажу, что в рассказе Носова шляпа оказалась живым существом? Как вы считаете, возможно ли такое?
-Чтобы проверить это фантастическое предположение, нужно прочитать и проанализировать произведение Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Итак, сформулируем цели нашего урока.
Познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Определить основную мысль произведения, дать характеристику действиям и поступкам героев.
-Начнем знакомство с уточнения незнакомых, трудных слов.
-Обратимся к заданию 2 в рабочих листах. Слайд 12-13
Задание 2. Изучите словарные статьи.
Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для хранения белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга – железный прут для перемешивания углей в печи.
Лыжные палки — спортивный инвентарь, используемый лыжниками при передвижении на лыжах.
Соедини с помощью
название предмета с соответствующей картинкой.
Лыжные палки Комод Кочерга
-Итак, сейчас мы познакомимся с одной очень удивительной историей, произошедшей с ребятами, такими же как вы, когда они остались дома совершенно одни.
-Примите удобную позу для прослушивания рассказа. После прослушивания ответьте на вопрос: Справедливо ли автор назвал свой рассказ «Живая шляпа»? аудиозапись
-Итак, вернемся к вопросу, поставленному перед вами перед прослушиванием: Справедливо ли автор назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (мнения детей)
-Поднимите руку, кому понравился рассказ.
Физминутка
Изучение нового материала (продолжение)
-Как звали кота в рассказе? (Васька)
- Где сидел Васька? (на полу возле комода)
-Как вы считаете, кого увидел Васька на шляпе? (муху)
-Что Васька делал в начале рассказа? (ловил мух)
-Как звали мальчиков, героев рассказа? (Вовка и Вадик)
-Какие предметы выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочерга, лыжные палки, картошка)
-Что при этом происходило со шляпой? (сначала шляпа не двигалась, но после картошки шляпа подскочила и под ней обнаружился котенок Васька)
-После разоблачения шляпы, какое настроение стало у ребят?
-Предположите, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа? (страх, недоумение, изумление, удивление, любопытство)
-Дадим характеристику героям рассказа, выполнив следующее задание в рабочем листе.
Задание 3. Прочитайте характеристику героев, отметьте с помощью галочки наиболее подходящую для Володи и Вадика. Поясните свой выбор.
Трусы
Фантазёры
Чудаки
Смелые
Жестокие
Мудрые
-Давайте воспроизведем события, которые происходили в рассказе. Для этого обратимся к заданию 4 в рабочих листах. Слайд 17
Задание 4. Установите логическую последовательность событий в рассказе, поставив в квадратиках порядковый номер.
-Отлично! Давайте придумаем заголовки для каждой иллюстрации. Данное задание поможет вам при подготовке пересказа данного произведения.
Задание 4 . Проанализируйте пословицы. Выберите ту, которая отражает основную мысль рассказа
«Живая шляпа». Объясните свой выбор.
Итог урока.
-Итак, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились? («Живая шляпа»)
-Почему шляпа оказалось живой?
Рефлексия
-Сегодня на уроке все работали хорошо, но активнее всех были…… Думаю, что эти ребята заслужили сегодня отличной отметки за урок. Как вы считаете?
-А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас попытался оценить себя. У вас на партах есть карточка – оценочное окно. Нарисуйте себя в виде человечка в одной из граф.
Могу хоть сейчас Очень интересно об этом рассказать на уроке
На уроке
-Поднимите руку, кто нарисовал себя в верхней строке?
-Отлично! Я рада, что урок вам понравился.
-Кто нарисовал себя в нижней строке? Узнать причины
-Ребята, наш урок подошел к концу! Спасибо всем большое за активную работу! Домашнее задание на доске, запишите, пожалуйста, его в дневник.