СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению "Сказка «Умный мужик»" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению "Сказка «Умный мужик»" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)»

Урок чтения

Тема урока: Сказка «Умный мужик». Выделение главной мысли произведения.

Цель: познакомить с русской народной сказкой "Умный мужик", закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, отрабатывать навык выразительного чтения произведения, пополнять активный и пассивный словарь новыми словами и выражениями; воспитывать любовь к устному народному творчеству; воспитывать понимание необходимости чуткого, доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу.

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Ответы на вопросы.

- Как называется большой раздел, который мы с вами изучаем? «Устное народное творчество»

- Как называется подраздел вашего учебника, который мы изучаем? (Сказки)

- Кто умело рассказывал сказки? (Сказители.)

- Чтобы их слушали, как они должны читать? (красиво, чисто)

На уроке мы тоже сказители и читатели. Когда мы приходим на урок чтения, мы становимся читателями. Нам приходится читать не только «про себя», но и вслух. А для того, чтобы речь наша лилась красиво и чисто, нам нужна речевая разминка.

Давайте подготовим свой артикуляционный аппарат.

2. Чистоговорка. Отработка навыка чтения.

Гу-гу-гу – скачет заяц на лугу

Ли-ли-ли — улетели журавли.

Повтори цо-цо-цо!

Вышла цапля на крыльцо.

Жа-жа-жа! Цапля встретила ежа!

Чики-чики-чики-чок. Попляши мой язычок.

б) Прочтите стихотворение четко и ясно, с радостной интонацией:

Прыг, скок колобок,

вкусненький, румяненький,

он похож на пирожок

с изюминкою маленькой.

4. Продолжение изучения нового материала.

– Какие виды сказок ты знаешь? (Волшебная, бытовая, о животных.)

– По авторской принадлежности сказки бывают…(Народные, литературные.)

– Вспомни сказочные «приметы» и назовите их. (Зачин, «троекратный» повтор, волшебные герои, волшебные события, концовка, устойчивые выражения.)

Проверка д/з.

Вопросы по сказке «Журавль и Цапля». Пересказ сказки.

ΙΙΙ. Работа с текстом до чтения.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными сказками. Слушание аудиозаписи.

ΙV. Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение 1 части «про себя».

2. Словарная работа.

Бедный мужик - житель, у которого маленькое хозяйство или его совсем нет. Богатый мужик - житель, у которого много денег, большое хозяйство

«Принёс на поклон» -Принес гостинец и просит принять с поклоном подарок.

Наградить казною дать денег

  • Что можно сказать о Мужике?

Заполни таблицу, подбери слова, которые характеризуют Мужика

- Кто ещё принёс гусей на поклон?

- А почему он понес гусей-то? Позавидовал бедному

- Поделил ли богатый мужик гусей, которых принёс на поклон?

- Кто поделил гусей?

- Как он их делил?

Дополним характеристику бедного мужика.

- Как назвал царь мужика? Молодец, мозговитая голова


Бедный Мужик


Богатый Мужик


Находчивый

глуповатый

Смекалистый

жадный

Хитрый

несообразительный

Умный

завистливый

Сообразительный



V. Работа с текстом после чтения.

- Чем закончилась сказка? (Царь щедро наградил мужика.)

- За что он его одарил? (За ум, смекалку.)

- Кого в сказке можно назвать глуповатым? (Богатого мужика)

- Почему? (не смог разделить гусей.)

- Кому сопутствовала удача? (Бедному мужику.)

- Почему? (Умный. Царь его щедро наградил.)

- За что его наградил помещик?

- Можно ли сказать, что «глупость одного – удача для другого?»

- Народная сказка – источник мудрости.

- Чему учит нас эта сказка? (Быть находчивыми, смекалистыми.)

- И тогда удача будет на вашей стороне.

- К какому виду сказок относится эта сказка? Бытовая

- Почему? (Действуют люди, волшебных предметов нет, но есть сказочные события.

- Какими чертами характера обладал Мужик? (умный, смелый (дважды ходил к царю), находчивый).

Подготовиться к выразительному чтению сказки.

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

  • Понравилась ли тебе сказка? Кто из героев понравился? Почему? Что вызвало затруднение?

VΙΙ. Домашнее задание.

- Перечитать сказку, ответить на вопросы Творческое задание. Подготовить рисунок Герои сказки «Умный мужик»