СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению в 4 классе . Тема: «М. М. Зощенко «Ёлка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения

Развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Планируемые результаты:

 Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.)

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование – презентация, аудиозапись, учебник, карточки.

 

 

I. Организационный момент. 

1. Эмоциональный настрой  на урок 

 

Повернитесь,

Улыбнитесь,

Поздоровайтесь,

Вернитесь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению в 4 классе . Тема: «М. М. Зощенко «Ёлка».»

Тема: «М. М. Зощенко «Ёлка».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;

  • отрабатывать навык выразительного чтения

Развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;

  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;

  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Планируемые результаты:

 Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.)

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование – презентация, аудиозапись, учебник, карточки.



I. Организационный момент. 

1. Эмоциональный настрой  на урок 


Повернитесь,

Улыбнитесь,

Поздоровайтесь,

Вернитесь.



II. Введение в тему( подготовка к восприятию произведения)


а) -Как вы думаете должны ли родители воспитывать своих детей?

-А в вашей семье родители занимаются воспитанием детей?

-Кто и где ещё занимаются воспитанием детей?

-Как вы думаете, какой вопрос будет сегодня у нас на уроке проблемой?

(Воспитание детей)

- И разобраться в этом вопросе нам помогут произведения, которые мы прочли и с которым познакомимся сегодня.

-Мы очень много читали произведений, где затрагивается эта проблема.

(Слайд 1)

III. Постановка цели и задач к уроку.

Сформулируйте цель урока.

Познакомиться с произведением.

Давайте поставим задачи на урок?

  • Познакомиться с биографией и творчеством Зощенко.

  • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

  • Проанализировать произведение и понять его основную мысль.

-В чем же особенность этого рассказа? (кто являются героями этих рассказов?)Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.

Слайд

IV. Подготовка к первичному восприятию

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

    1. Словарно-лексическая работа

Прежде, чем мы прослушаем рассказ, поработаем над трудными словами, которые встретятся в рассказе и, значение которых может быть вам не поняты.


Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….

Длинновязая – син. высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не буду стесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена

V. Первичное слушание рассказа (аудизапись)

Мы прослушаем произведение в исполнение Игоря Владимировича Ильинского-легенды русского театра и кино, народного артиста Советского Союза, мастера художественного слова.

(Слайд 4 и запись)

Вопросы по первичному восприятию: 

Беседа по содержанию.

Мы видим, что рассказ вам понравился. А что особенно?

-Как вы считаете правильно ли поступили дети?

-Были ли моменты, когда вам было не по себе?

VI.Вторичное восприятие текста

1.( чтение текста по цепочке)-стр.

-Откройте учебник и прочтите этот рассказ по цепочке.

- Отметьте те места в рассказе, которые для вас покажутся самыми важными и значимыми.

2.Беседа по содержанию: учитель 

- От чьего лица идёт текст?      

– Где и когда происходят события?           

– Чем наряжали елку в то время? 

Как праздновали в семье этих героев  праздник?

- Кто виноват в том, что праздник получился грустным?

- Назовите причины , по которым не получился праздник?


Ответы детей

( 1.Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

2.Грубили взрослым

3.Выгнали гостей

4.Минька ударил мальчика

5 .Из – за них поссорились взрослые)


Чем закончился праздник? 

- Какое решение принял папа?

- Правильно ли он поступил?

-Этот урок пошёл на пользу  Миньке? Докажите.

 

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)


-Были и у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать? Чему они вас научили?

3. Самостоятельная работа ответить на вопросы:

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)

  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)

  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

  5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)

  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

4. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Работа с пословицами:



VII. Итог урока: 


 Какая цель у нас была на уроке? (познакомиться с произведение, автором и выделить главную мысль)

- Как называется произведение, с которым мы познакомились на уроке?

- Кто автор этого произведения?

 - Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом?

-Какой вывод можно сделать?

  Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей,

Слайд( )


 В семье должны жить все дружно и ладно.


Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно заваши поступки.

Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.

А какой урок вы извлекли из этого произведения?

Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.

VIII. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд )

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)

IX. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

X. Рефлексия

(Слайд ) 

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

















  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. ______________________________________________

  2. Как хотела наказать мама Лёлю? ____________________________________________________________________________________________________

  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? ______________________________________________________________________________________________________

  4. Что произошло с фарфоровой куклой? ___________________________________________________________________________________________________

  5. Что хотела мама подарить Миньке? _______________________________









1.Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он, будет…. ______________________________________________

2.Как хотела наказать мама Лёлю? ____________________________________________________________________________________________________

3.Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? ______________________________________________________________________________________________________

4.Что произошло с фарфоровой куклой? ___________________________________________________________________________________________________

5.Что хотела мама подарить Миньке? _______________________________



Характеристика Лели и Миньки


Лёля

Минька

Возраст



Рост




Характер




Что могут достать?




Как ест?




Поведение










Характеристика Лели и Миньки


Лёля

Минька

Возраст



Рост




Характер




Что могут достать?




Как ест?




Поведение