Тема: «М. М. Зощенко «Ёлка».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением;
отрабатывать навык выразительного чтения
Развивающие:
корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Планируемые результаты:
Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.)
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь», формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Оборудование – презентация, аудиозапись, учебник, карточки.
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой на урок
Повернитесь,
Улыбнитесь,
Поздоровайтесь,
Вернитесь.
II. Введение в тему( подготовка к восприятию произведения)
а) -Как вы думаете должны ли родители воспитывать своих детей?
-А в вашей семье родители занимаются воспитанием детей?
-Кто и где ещё занимаются воспитанием детей?
-Как вы думаете, какой вопрос будет сегодня у нас на уроке проблемой?
(Воспитание детей)
- И разобраться в этом вопросе нам помогут произведения, которые мы прочли и с которым познакомимся сегодня.
-Мы очень много читали произведений, где затрагивается эта проблема.
(Слайд 1)
III. Постановка цели и задач к уроку.
Сформулируйте цель урока.
Познакомиться с произведением.
Давайте поставим задачи на урок?
Познакомиться с биографией и творчеством Зощенко.
Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
Проанализировать произведение и понять его основную мысль.
-В чем же особенность этого рассказа? (кто являются героями этих рассказов?)Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше.
Слайд
IV. Подготовка к первичному восприятию
1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
Прежде, чем мы прослушаем рассказ, поработаем над трудными словами, которые встретятся в рассказе и, значение которых может быть вам не поняты.
Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….
Длинновязая – син. высокая, рослая.
Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Не буду церемониться – не буду стесняться
Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины
Золотушный ребёнок – больной ребенок
Не ручаюсь – не уверена
V. Первичное слушание рассказа (аудизапись)
Мы прослушаем произведение в исполнение Игоря Владимировича Ильинского-легенды русского театра и кино, народного артиста Советского Союза, мастера художественного слова.
(Слайд 4 и запись)
Вопросы по первичному восприятию:
Беседа по содержанию.
Мы видим, что рассказ вам понравился. А что особенно?
-Как вы считаете правильно ли поступили дети?
-Были ли моменты, когда вам было не по себе?
VI.Вторичное восприятие текста
1.( чтение текста по цепочке)-стр.
-Откройте учебник и прочтите этот рассказ по цепочке.
- Отметьте те места в рассказе, которые для вас покажутся самыми важными и значимыми.
2.Беседа по содержанию: учитель
- От чьего лица идёт текст?
– Где и когда происходят события?
– Чем наряжали елку в то время?
- Как праздновали в семье этих героев праздник?
- Кто виноват в том, что праздник получился грустным?
- Назовите причины , по которым не получился праздник?
Ответы детей
( 1.Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.
2.Грубили взрослым
3.Выгнали гостей
4.Минька ударил мальчика
5 .Из – за них поссорились взрослые)
- Чем закончился праздник?
- Какое решение принял папа?
- Правильно ли он поступил?
-Этот урок пошёл на пользу Миньке? Докажите.
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
-Были и у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать? Чему они вас научили?
3. Самостоятельная работа ответить на вопросы:
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)
4. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд)
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Работа с пословицами:
VII. Итог урока:
- Какая цель у нас была на уроке? (познакомиться с произведение, автором и выделить главную мысль)
- Как называется произведение, с которым мы познакомились на уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей,
Слайд( )
В семье должны жить все дружно и ладно.
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно заваши поступки.
Вывод: Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
А какой урок вы извлекли из этого произведения?
Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.
VIII. Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд )
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
IX. Домашнее задание
Приготовить пересказ от лица Миньки.
Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
X. Рефлексия
(Слайд )
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.
Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. ______________________________________________
Как хотела наказать мама Лёлю? ____________________________________________________________________________________________________
Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? ______________________________________________________________________________________________________
Что произошло с фарфоровой куклой? ___________________________________________________________________________________________________
Что хотела мама подарить Миньке? _______________________________
1.Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он, будет…. ______________________________________________
2.Как хотела наказать мама Лёлю? ____________________________________________________________________________________________________
3.Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? ______________________________________________________________________________________________________
4.Что произошло с фарфоровой куклой? ___________________________________________________________________________________________________
5.Что хотела мама подарить Миньке? _______________________________
Характеристика Лели и Миньки
| Лёля | Минька |
Возраст | | |
Рост | | |
Характер | | |
Что могут достать? | | |
Как ест? | | |
Поведение | | |
Характеристика Лели и Миньки
| Лёля | Минька |
Возраст | | |
Рост | | |
Характер | | |
Что могут достать? | | |
Как ест? | | |
Поведение | | |