Тема. К. И. Чуковский «Телефон»
Цель: Создать условия для повторения и обобщения знаний о произведениях К.И. Чуковского.
Задачи.
1) Ориентированные на достижение личностных результатов:
формирование учебных мотивов, позитивного отношения к процессу обучения, потребности к новым знаниям, мотивация чтения сказок и художественной литературы.
развитие познавательной сферы учащихся: внимания, мышления, речи, восприятия; развитие творческих способностей.
формирование культуры общения.
2) Ориентированные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД: формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, проговаривать последовательность производимых действий, контролировать собственную учебную деятельность.
Познавательные УУД: формирование умения выделять проблему, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, обобщать и соотносить названия предметов и звуковые схемы, осуществлять сравнение.
Коммуникативные УУД: развитие умения слышать и слушать друг друга, умения выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
3) Ориентированные на достижение предметных результатов обучения:
Оформление:
Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг
Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
Ход урока
Организационный момент.
1)Психологическая установка.
1. Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.
Значит с вами мы должны стать добрей немножко.
Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.
-Давайте разговаривать.
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
У: - Кто хочет учиться? Какое настроение у вас сейчас? (Светофоры )
2)Речевая разминка.
2. Речевая разминка
Он-он-он, он-он-он –у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит
Жизнь дана на добрые дела.
У.- Приведите примеры добрых дел.
-Прочесть медленно ,быстро заменим . на ! , ?
У.- Вот видите, как важно обращать внимание на знаки препинания в конце предложения и на интонацию голоса,чтобы наша речь была правильной и выразительной.
Создание проблемной ситуации.
У.- С творчеством каких писателей знакомились на прошедших уроках?
Д.- Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,А.С.Пушкин, В.Бианки.
Урок у нас сегодня не простой,а немножко волшебный. Мы поговорим о творчестве такого волшебника (имя прочтете по первым буквам картинок). Я приглашаю вас в необычное путешествие в неизвестную страну, которую на карте вы не найдёте. Попробуйте отгадать, как она называется, сложив из слогов слово
( Дети из слогов ЧУ, НА, КО, ДА составляют слово «Чуконада»)
Формулирование целей и задач проектной деятельности. Подготовка к созданию проекта.
Работая в группах, мы с вами создадим проект для сообщения о творчестве К. Чуковского. Будем учиться обрабатывать и систематизировать информацию. Познакомимся с произведениями Чуковского.
Ученики разделены на четыре группы по 5 человек: «Иллюстраторы», «Исследователи», «Эксперты», «Аналитики».
Основной этап создания проекта.
Учитель: В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек,которого знали не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей огромной России,и даже за рубежом.
Ученица 1: Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал на своём участке : зимой расчищал дорожки от выпавшего снега,а весной и летом копался в огороде или в цветнике.
Ученица 2: В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом, и писал.
Проработав несколько часов,он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Учитель: Этим маленьким друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный ,щедрый на ласку, всегда имевший «про запас» для каждого ребёнка шутку , смешную присказку ,доброе слово ,от которых у малышей блестели глаза и розовели щеки.Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана «Чукоша».
Ученица 3. Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года. Настоящая фамилия и отчество писателя -Николай Васильевич Корнейчуков,а Корней Иванович Чуковский –его псевдоним.
Учитель: Все произведения писателя забавны и веселы. Наверно потому что автор родилсяВ День смеха. Он был очень весёлым и интересным человеком и писал для детей что? (вопрос аналитикам),сказки загадки, дразнилки, стихотворения. (говорят аналитики)
Ученица 4. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал, и чтобы хоть как-нибудь его отвлечь, Корней Иванович начал приговаривать:
Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил, Крокодилович.
Учитель: Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её слово в слово. Так родился знаменитый …
Задание группам:
Эксперты: найти и прочесть отрывок.
Иллюстраторы: рисунок
Аналитики: определить литературный жанр
Исследователи: название произведения
(Все материалы выносятся на доску в виде таблицы)
Учитель: Может быть,это единственный случай не имел бы никакого значения в жизни Корнея Чуковского, если бы не произошел другой похожий случай.
Ученица 6. Однажды Корней Иванович работал в своём кабинете, он писал статью по заказу одного взрослого журнала и вдруг услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Работа в группах
Эксперты: отрывок
Иллюстраторы: рисунок
Аналитики: жанр
Исследователи: назвать произведение
( Данные выносятся на доску)
6.Продолжение работы над созданием проекта:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла. ( «Федорино горе», сказка).
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
Это ёлочка мохнатая,
Это козочка рогатая,
Это дядя с бородой,
Это дом с трубой.
Ваня-Ваня простота
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперёд и поехал в огород. (Потешка)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят. (Загадка)
Вся информация вывешивается на доску. Оформляется в виде таблицы (проект ).
Работа над произведением «Телефон»
1) Просмотр мультфильма .
Задачи для учащихся перед просмотром: записать всех персонажей (работа в группах)
(слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли, свинья ,газели, кенгуру, бегемот)
Физминутка.Изобразить жестами всех персонажей сказки(называют зверей группы по очереди).
2) Работа над содержанием
-Что необычного в этой сказке?
-Что показалось смешным?
3) Словарная работа
Дюжина- 12 штук
Дребедень-ерунда, чепуха
Газели-вид антилопы
Галдели-громко говорили
Пуд- русская мера веса – 16 кг
4) Ролевое чтение отрывка(Инсценирование)
5) Правила телефонного разговора.
Продолжение работы над проектом.
1) Конкурс «Крокодилы заблудились?» (мультимед)
У: Кто из героев- животных чаще всего встречается в произведениях К.И.Чуковского?
Собрать слово
Д К О И Л РК О (крокодил )
На экране слайд.
Уч. 1. Испугался крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти из зубастой, солнце вывалилось,
В небо выкатилось . «Краденое солнце»
Уч. 2. Рада,рада,рада,рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
Ты нас ,ты нас от смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час увидел нас ,
О ,добрый крокодил. «Бармалей»
Уч. 3. Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.
И мочалку ,словно галку, словно галку проглотил. «Мойдодыр».
Уч. 4. Звери задрожали, в обморок упали.
Бедный крокодил жабу проглотил. «Тараканище»
Уч.5: Долго-долго крокодил море синее тушил. «Путаница»
Уч. 6. А потом позвонил крокодил и со слезами просил…
Мой милый, хороший, пришли мне калоши
И мне,и жене и Тотоше. «Телефон»
Уч.7. Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил,
Проглотил его вместе с ошейником. «Крокодил»
Эксперты-читают отрывок
Иллюстраторы-подбирают рисунок
Аналитики-определяют название произведения
Исследователи- определяют жанр
(На доске оформляется выставка книг)
Закрепление
1)Игра «Помоги героям произведения определить, кто есть кто.
Айболит Доктор
Бармалей Разбойник\
Федора Бабушка
Мойдодыр Умывальни
Цокотуха Муха
На доску в проект
2)Игра «Кто-то потерял вещи».
Выходят капитаны групп,достают из мешка предмет.
Задание:
-Определить название произведения, где данный предмет присутствует.
Блюдце-Федорино горе
Лекарство- Айболит
Мыло-Мойдодыр
Телефон- Телефон
Работа над пословицами.
Соотнеси пословицу со сказкой. (слайд)
А) Чистота- залог здоровья. («Федорино горе», «Мойдодыр»)
Б) Сам погибай, а товарища выручай. («Тараканище», «Муха-цокотуха»)
Рефлексия
-Чему учат произведения К. Чуковского?
Работа в группах, участвуют все. Выбрать нужные слова: доброте, честности, открытости, весёлому нраву, любви к животным, зависти, дружбе, вежливости, скупости, плаксивости, состраданию, упрямству…
(На доску в проект)
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебную страну Чуконаду.
-Чему мы научились в этом путешествии?
Ученик 1: Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею-
Слушаться надо того, кто умнее.
Ученик 2 :Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать весёлые эти.
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было легко…
Пока мне трудно…
Список использованной литературы:
Поурочные разработки по обучению грамоте. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Издательство «ВАКО» г. Москва 2003г
Журнал «Начальная школа» №9 2002г.
30 литературных вечеров, конкурсов, викторин для начальной школы. И.А.Агапова, М.А. Давыдова. Издательство «Аквариум ЛТД»г.Москва 2002г.
Волина В.В. Занимательноеазбуковедение.– М.: Просвещение, 1994
Чуковский К.И. Стихи и сказки. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.