СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике 7кл.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике .7кл. Тема : Закон Архимеда

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике 7кл.»



Физика 7 класс

Урок № Дата:

Тема урока : Архимедова сила

Тип урока: Комбинированный

Общая дидактическая цель: способствовать пониманию закона Архимеда

Образовательная цель:

  1. Сформировать понятие об архимедовой силе, вывести формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, на основе закона Паскаля.

  2. В целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль физического эксперимента в физике.

  3. Познакомить учащихся с практическими применениями закона в технике и осветить роль Архимеда в развитии физике.

Развивающая цель:

развитие самостоятельности в суждениях;

развитие логического мышления и внимание; формировать умение решать качественные задачи; развивать самостоятельность работе

развитие логического мышления и внимание; формировать умение решать качественные задачи; развивать самостоятельность работе

  • находить необходимые сведения в тексте, выделять главную мысль;

  • способствовать обучению школьников умению комментировать прочитанный текст;

Коррекционная:

  • расширять и дифференцировать словарь (понятия и лексика по предмету),

  • развивать слуховое восприятие (услышать и оценить высказывание),

Воспитательная:

воспитание отношения к физике, как к интересной и необходимой науке о мире, частью которого являемся мы;

воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;

формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради.

формирование умения высказывать умозаключения;

развитие самостоятельности в суждениях;



  • сформировать понимание необходимости данного закона в физике

  • воспитание культуры умственного труда и общения, чувство ответственности за свою работу.

Словарь:  сила Архимеда, выталкивающая сила , объём тела, объём жидкости, динамометр, сливной сосуд.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Особенность урока: применение приемов технологии развития критического мышления учащихся

Оборудование:

Сосуд с пресной водой и сосуд с насыщенным солевым раствором

Динамометр

Мяч небольших размеров

Небольшой аквариум

Алюминиевый цилиндр

Для фронтального опыта:

Мензурка (5 шт.)

Вода в стакане (5шт.)

Динамометр (5 шт.)

Штатив с муфтой и лапкой (5 шт.)

плакаты с темой урока, словарем, кнопки,

Ход урока

Организационный момент

  1. Актуализация базовых знаний

  2. Фронтальный опрос:

1). Как распространяется давление внутри жидкости?

2). Чем объясняется увеличение давления жидкости с глубиной?

3). Как распределяется давление в жидкости на одном и том же уровне?

4). Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?


Заполните таблицу:

Величина

Обозначение

Формула

Единицы измерения

Прибор

1. Объем

V

V= S h= абс

м3

мензурка, линейка

2. Масса

m

m = V

кг

весы

3. Вес

P

P = mg

H

динамометр

4. Давление в жидкостях

р

р=gh

Па

манометр



Мотивация учебной деятельности

Мы в нашей жизни часто сталкиваемся с законом Архимеда: наблюдаем, как плавают рыбки, видим передвижение по реке лодок, пароходов, любим сами плавать, наблюдаем, как в воздухе летают воздушные шары. Сегодня мы с вами еще раз поговорим о законе Архимеда, о том, как он был открыт и как проявляется.

Сообщение нового материала:

Вода - самое удивительное вещество! Одна из основных составляющих жизни. Тончайшим слоем покрывает она 2/3 поверхности земного шара, разделяя континенты. Вода присутствует и в атмосфере в виде пара и мельчайших капелек, из которых состоят дождевые облака. Круговорот воды в природе - это могучие реки и хрустальные звенящие весенние ручейки, это дожди, ливни, снегопады, утренние туманы и капельки росы на зеленой траве.

Изучая химию, биологию, географию, физику, вы будете знакомиться со свойствами воды и не раз поразитесь тому, насколько тесно и неожиданно связана наша жизнь с водой. Сегодня вы познакомитесь подробно с одним из свойств воды.

Проведем опыт № 1 “Удивительная картошка”.

Возьмем стеклянную банку с чистой водой. Опустим в нее сырую картофелину. Она сразу тонет. Возьмем вторую банку с насыщенным раствором соли и начнем подливать соленую воду в первую банку. В какой-то момент картофелина начнет всплывать вверх. Почему?

Вывод: соленая вода имеет большую плотность, чем картофель, поэтому картофель плавает в соленой воде, а чистая вода имеет меньшую плотность, картофель тонет.

Опыт № 2 Погружаем мяч полностью в воду и быстро убираем руку. Мяч «выпрыгивает» из воды.

Учитель: Почему мяч всплыл на поверхность воды?

Ученик: На мяч подействовала сила.

Учитель: Совершенно верно: подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Назовем ее выталкивающая сила.

Опустим в тот же аквариум алюминиевый цилиндр. Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае?

Фронтальный опыт

Подумайте, как с помощью приборов, которые находятся у вас на столах, проверить действует ли выталкивающая сила на металлический цилиндр?

Опыт: Подвесим тело к пружине динамометра. Заметим его показание, затем опускаем тело в воду и видим, что показания динамометра уменьшились.

Сделаем вывод: На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила. Посмотрите на чертеж

Какая зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела?

  1. Чем больше плотность жидкости – тем больше сила Архимеда.

  2. Чем больше объём тела, тем больше сила Архимеда.

Каждый из нас, в своей жизни, наблюдал явления, которые указывают на существование выталкивающей силы. Посмотрим еще раз.


На равноплечном рычаге уравновесили в воздухе 2 груза (металлический и фарфоровый). Подставим один из сосудов, заполненных H2O, под металлический груз. Почему нарушается равновесие?

Ответ: На груз, погруженный в воду, действует выталкивающая сила.

Опыт 4: То же самое проделать со вторым грузом. Почему нарушается равновесие?

Ответ: равновесие нарушается, т.к. на другой груз действует выталкивающая сила.

Вывод. Выталкивающая сила равна весу воды в объеме погруженного тела.


Закон Архимеда:

Тело, погруженное в жидкость (или газ), выталкивается вверх с силой, равной весу этой жидкости (или газа) в объеме тела или погруженной его части

Математическая запись закона Архимеда:

 FA=ж g V

Архимед и корона

Правитель Сиракуз, пожелав пожертвовать в один из храмов золотую корону, попросил мастера изготовить ее и передал ему необходимое для этого золото. В назначенный срок мастер принес корону. Правитель Сиракуз был доволен: вес короны соответствовал количеству материала. Но позже стали ходить слухи, что мастер похитил часть золота и заменил его серебром. Правитель, рассерженный обманом, попросил Архимеда придумать способ обнаружить подмену.

Занятый этим вопросом, Архимед пришел однажды в баню, и войдя в ванну, заметил, что количество воды, выливающейся из ванны соответствует глубине погружения тела. Сообразив причину явления, он не остался в ванной, а радостно побежал домой с криками: «Эврика! Эврика!» , что по-гречески означает «Нашел!»

Исходя из своего открытия он взял два куска того же веса, как корона, один из золота, другой из серебра. Наполнив глубокий сосуд доверху, он погрузил в него серебряный кусок. Вода вытекла в количестве равном объему серебряного куска. Вынув кусок, он дополнил сосуд тем количеством воды, которое из него вылилось, измеряя доливаемую воду, пока сосуд вновь не наполнился до краев. Так, он нашел, какой вес серебра соответствовал определенному объему воды. После этого он опустил в тот же наполненный сосуд кусок золота, и когда дополнил вытесненную воду, то нашел из измерений, что ее вытекло меньше настолько, насколько кусок золота имеет меньший объем, чем кусок серебра того же веса. Когда он еще раз наполнил сосуд и погрузил в него корону, то нашел, что воды вытекло больше, чем при погружении куска золота, с помощью этого избытка он вычислил примесь серебра к золоту, обнаружив, таким образом, обман мастера.

Я.И. Перельмана "Знаете ли вы физику?"


3. Закрепление.

Определите, чему равна выталкивающая сила

- Стеклянное (№1) и стальное (№2) тела одинакового объема опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?

- Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?

-Одинаковые шары подвешены к коромыслу весов. В каком случае равновесие нарушится?

-Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако, на берегу она не может сдвинуть его с места? Почему?

-Ходить по берегу, усеянному галькой, босыми ногами больно. А в воде, погрузившись глубже пояса, ходить по мелким камням не больно. Почему?

-Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти рассказы?

--Алюминиевый и медный бруски имеют одинаковые массы. Какой из них легче поднять в воде?

--Вес жидкости, налитой в сосуд, равен 3 Н. В жидкость погружают тело. Может ли архимедова сила, действующая на тело равняться 10 Н.

-- Чему равна архимедова сила, действующая в воде на полностью погруженный медный брусок массой 890 г?

-- Алюминиевый цилиндр объемом 0,4 дм3 подвешен к динамометру. Что показывает динамометр, если цилиндр находится в воде?

--Когда подвешенный к динамометру сплошной груз опускают в воду, динамометр показывает Р= 34 Н, а когда груз опускают в керосин, динамометр показывает Р2 = 38 Н. Какова масса и плотность груза.

Подведение итогов урока

Анализ работы в классе.

Домашнее задание. Учитель пишет на доске.

§49, упр.32; подготовка к Лабораторной работе № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!