Конспект урока по теме «Магнитное поле» 9 класс.
Цели урока:
Образовательные: познакомить с целями и задачами нового раздела физики « Электродинамики»; со свойствами постоянных магнитов, показать проявление этих свойств в быту и технике; дать преставление о свойствах магнитного поля постоянных магнитов и особенностях магнитного поля Земли; показать, что вокруг всякого тока существует магнитное поле, познакомить с его свойствами, научить изображать магнитное поле графически; сформировать представление об однородном и неоднородном полях.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках физики; развивать творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность, вовлекать учащихся в активную практическую деятельность при выполнении экспериментов.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учениками и учителем. аккуратность, четкость, и организованность, воспитывать коллективизм, уважение друг к другу.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа, наглядные – демонстрация наглядных пособий, использование ИКТ(презентация), самостоятельное наблюдение учащихся, практический – самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, магниты разных видов – полосообразные, дугообразные, кольцевые; штатив; магнитные стрелки; железные опилки; компас; компьютер.
Цель урока: ввести понятие магнитного поля, неоднородного и однородного магнитных полей, выявить основные свойства магнитного поля и способы его изображения через эксперимент.
План урока:
Организационный момент.(1-2 мин)
Мотивация и целеполагание (1-2 мин)
Изучение новой темы(15 мин)
Закрепление, обобщение (10 мин)
Домашнее задание.(1-2 мин)
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка подготовленности к уроку. Выявление отсутствующих.
2. Мотивация и целеполагание.
Вступительное слово учителя: Мы начинаем изучение нового раздела физики «Электродинамика». Как вы думаете, что изучает этот раздел? Электродинамика – раздел физики, изучающий свойства и закономерности поведения особого вида материи – электромагнитного поля, осуществляющего взаимодействие между электрически заряженными телами или частицами.
Послушайте такое предание. Это было много веков назад. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горах. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная.
Учитель. О каком камне идёт речь в предании? (О магните.) Как объяснить описанное явление? Какие ещё необычные свойства есть у камня?
Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.
Учитель. Проведем эксперимент. У вас на партах лежат магниты . Возьмите их и поднести друг к другу, не касаясь. Что вы наблюдаете? Как вы можете это объяснить? Почему происходит взаимодействие магнитов? Значит, выходит, что между магнитами есть нечто такое, что мы не видим и не можем потрогать руками. Тогда это называют особой формой материи – полем, магнитным полем. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Выясняем тему урока и ставим цель урока – изучение магнитного поля. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из необычных и в тоже время нам всем хорошо знакомым понятием – магнитное поле, и познакомимся с его свойствами.
Записываем тему в тетради. Работаем с учебником, выявляем ключевые слова этой темы.
3. Изучение нового материала.
Если взять 2 магнита и поднести их друг к другу одноименными полюсами, как они будут себя вести? А если разноименными полюсами? Проводим эксперименты с демонстрационным материалом.
Почему куски железа, железные опилки притягиваются к магниту? Подобно тому как стеклянная палочка притягивает к себе куски бумаги, подобно этому магнит притягивает к себе железные опилки. Вокруг магнита существует магнитное поле.
Из курса физики 8 класса вы знаете, что магнитное поле порождается электрическим током. Что такое - электрический ток? Оно существует, например, вокруг металлического проводника с током. При этом ток создается электронами, направленно движущимися вдоль проводника. Еще в 1820 году, датский ученый Г. Х. Эрстед обнаружил магнитное поле, а чуть позже Француз Анри Ампер, доказал опытным путем, существование магнитного взаимодействия токов. Ампер обьяснял намагниченность железа и стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы этих веществ. В то время еще не знали, что в каждом атоме имеются отрицательно заряженные частицы, электроны, при движении которых возникает магнитное поле, которое и вызывает намагниченность железа и стали. Проводя свой эксперимент, Ампер доказал, что два проводника между собой не взаимодействуют, но если по ним пропустить электрический ток, то проводники, в которых ток будет течь в разных направлениях - отталкиваются, а проводники, в которых ток течет в одном направлении - притягиваются.
Поскольку электрический ток — это направленное движение заряженных частиц, то можно сказать, что магнитное поле создается движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными.
Итак запишем определение: Магнитное поле-это особый вид материи, который создается вокруг магнитов движущимися заряженными частицами, как положительными, так и отрицательными.
Свойства магнитного поля – а) магнитное поле порождается электрическим током( движущимися зарядами); б)магнитное поле обнаруживается по действию на ток; в) магнитное поле материально, оно действует на тела и, следовательно, обладает энергией.
Запомните ,что если частицы движутся, то создается магнитное поле. Мы сказали, что м.п.- это особый вид материи ,оно называется особым видом, т.к. не воспринимается органами чувств, его нельзя потрогать руками, понюхать, увидеть.
Для обнаружения м.п. используются магнитные стрелки или железные опилки.
Для наглядного представления магнитного поля мы пользуемся магнитными линиями (их называют также линиями магнитного поля). Напомним, что магнитные линии— это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.
Посмотреть видеофрагмент обнаружения магнитного поля магнита с помощью железных опилок. Проделать этот опыт в классе. Сравнить и сделать вывод, как располагаются магнитные линии вокруг постоянного полосового магнита, проводника с током и соленоида. Рассмотреть рисунки в учебнике с. 167-168. Вспомните, из какого полюса магнита выходят магнитные линии, а в какой входят? Какой вывод напрашивается?
У магнитных линий нет ни начала, ни конца, они всегда замкнуты. Это линии, которые не пересекаются и не прерываются, идут из бесконечности в бесконечность. Магнитную линию можно провести через любую точку пространства, в котором существует магнитное поле. При помощи магнитных линий мы можем охарактеризовать магнитное поле, представить себе не только его форму, но и говорить о его силовом воздействии: чем гуще линии, тем больше силовое действие магнитного поля, и соответственно, наоборот. По расположению силовых, или магнитных линий, различают два вида магнитного поля: однородное и неоднородное . Давайте рассмотрим эти виды магнитных полей.
Вне магнита магнитные линии расположены наиболее густо у его полюсов. Значит, возле полюсов поле самое сильное, а по мере удаления от полюсов оно ослабевает. Чем ближе к полюсу магнита расположена магнитная стрелка, тем с большей по модулю силой действует на нее поле магнита. Поскольку магнитные линии искривлены, то направление силы, с которой поле действует на стрелку, тоже меняется от точки к точке. Рассмотреть рис. 105 на с. 166 в учебнике. По картине магнитных линий можно судить –
а) о направлении действия магнитного поля на стрелку( направление магнитной линии совпадает с направлением, которое указывает северный полюс магнитной стрелки, помещенной в эту точку).
б) о величин магнитного поля(т.е. в каких точках пространства поле действует на магнитную стрелку с большей силой, а в каких – с меньшей). На это указывает густота магнитных линий.
Однородное магнитное поле - такое поле, в любой точке которого сила действия на магнитную стрелку одинакова по модулю и направлению и магнитные линии однородного поля параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой.
Неоднородное магнитное поле – такое поле, в разных точках которого сила действия на магнитную стрелку может быть различной как по модулю, так и направлению и магнитные линии неоднородного поля искривлены по отношению друг к другу и их густота меняется от точки к точке.
Физминутка.
4. Закрепление и проверка понимания изученного материала. Опрос по вопросам:
О каком предмете шла речь в легенде?
В чем состоит явление магнетизма?
Как взаимодействуют одноименные и разноименные полюса магнитов?
Что существует возле проводника с током?
Как можно увидеть силовые линии магнитного поля?
Какими могут быть магнитные поля по виду расположения линий магнитного поля?
Перечислите основные свойства магнитного поля.
Давайте устно выполним упр. 35 на с. 109 учебника.
5. Домашнее задание. Итог урока.
прочитать параграф 38, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
Что я узнал сегодня нового?
Что я уже знал до этого урока?
Что я понял, чему научился?
Какие задания вызвали наибольший интерес?
Какие трудности испытывали?