Тема урока: Разнообразие лесов.
ТДЦ: Образовательная: Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомиться с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.
Развивающая: Развивать умение характеризовать природные комплексы, используя тематические карты, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам охраны природы.
Дидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации; способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный
Формы: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: атлас России 8-9 класс, технологические карты учащимся, презентация
Ключевые понятия: природный комплекс, компоненты природы, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесные ресурсы
Технологическая карта урока
Этапы | Учебные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала занятия. | Подготовка учащихся к работе на занятии | Чтение отрывка произведения «Лес» по Сергею Тимофеевичу Аксакову, звучит релаксационная музыка «ЛЕС» (см. приложение) | Создается настрой на урок |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, | Организация беседы -Каковы же причины особенности русской нации? Русские пословицы и поговорки на доску. Организация приема «домысливание» | Чтение высказывания русского историка В.О. Ключевского (см. приложение) Тема : РАЗНООБРАЗИЕ ЛЕСОВ Определение целей с помощью слов помощников: ИЗУЧИМ лесную зону России УЗНАЕМ как природа леса повлияла на формирование характера русского человека |
3. Актуализация знаний. | актуализация опорных знаний и умений. | Беседа - вспомним определение природного комплекса, - назовите компоненты природы -Какие природные зоны мы изучили - по карте природные зоны России (рис.77 стр. 174) покажите лесную зону, где она расположена, на какие подзоны делится. | Ответы учеников Составляют схему на доске (см. приложение) |
4. Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | 1.Особенности природы тайги. Организация групповой работы Проверка заполнения таблицы 2. Значение леса в природе и жизни человека. Беседа - индивидуальное задание: загадка (см. приложение) Беседа | Работа в группах, получение продукта от группы Учащиеся, работая с картами атласа, учебником письменно выполняют задания (см. приложение) Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (таблица) Составление схемы на доске. |
5. Первичная проверка понимания. | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. | Проведение и организация проверки географического диктанта. | Выполнение и проверка диктанта. |
9. Подведение итогов занятий | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. | Подведение итогов урока. Достижение целей урока. | |
10. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения | Похвалить за активное участие. | |
11. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Изучить параграф 30 Творческое задание: расскажите о значении леса для вашей семьи (презентация) | |
Приложение
ЛЕС ( по Аксакову)
Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, озера, и ручьи почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водой заключается другая цель природы. Леса- хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров.
И этот лес, эту красоту земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым мы греемся в долгие жестокие зимы, - не бережем мы в высочайшей степени.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Летний день год кормит
Климат
Почва
Воды
Рельеф
Растения
Животные
Равнины горы озера болота вечная мерзлота
1 группа | По атласу с. 14-15 «Физическая карта России» опишите особенности рельефа природной зоны тайги. В чем особенность рельефа Восточно – Европейской равнины? ( ПОДСКАЗКА: перепады высот равнины, заболоченность) |
4 группа | По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. В каком климатическом поясе расположена? Определите (ПОДСКАЗКА: город Якутск) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- |
2 группа | По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? Определите Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. (ПОДСКАЗКА: город Архангельск) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- |
3 группа | По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. (ПОДСКАЗКА: город Нижневартовск) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- |
5 группа | По учебнику параграф 30, стр. 183 выпишите названия растений, произрастающих в тайге |
6 группа | По учебнику параграф 30, стр. 183 выпишите названия животных, живущих в тайге |
7 группа | По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата смешанных и широколиственных лесов. Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. (ПОДСКАЗКА: город Москва) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- |
8 группа | По учебнику параграф 30, стр. 185 выпишите названия растений, произрастающих в смешанных и широколиственных лесах. (ПОДСКАЗКА: Читать статью «Портрет смешанного леса») |
9 группа | По учебнику стр. 159 выпишите названия животных, живущих в смешанных и широколиственных лесах |
Тайга
Компоненты природной зоны |
Рельеф | Восточно- европейская равнина | Западно- сибирская равнина | Средне- сибирское плоскогорье |
Климат | Умеренно- континентальный | континентальый | Резко- континентальный |
Растительность | ель | сосна | лиственница |
Животный мир | Бурый медведь, рысь, лось, белка, соболь, бурундук, волк, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клест |
Смешанные и широколиственные леса
Компоненты природной зоны | |
Рельеф | Восточно- европейская равнина |
Климат | Умеренно- континентальный |
Растительность | Ель, сосна, бук, тополь, рябина, липа, дуб |
Животный мир | Белка, лесная куница, хорь, бурый медведь, лось, летучая мышь, дятел, сова |
Шел я лесом, Нашел я дерево, Из этого древа Выходят четыре дела: Первое дело – слепому посвечение; Второе дело – нагому потешение; Третье дело – скрипучему поможение; Четвертое дело – хворому полегчение. |
(Береза, лучина, веник, береста, сок) |
Географический диктант |
Эта природная зона занимает самую большую площадь Природная зона имеет более разнообразный растительный состав Средняя температура января достигает – 32 оС Мало певчих птиц Деревья более холодноустройчивы Обитает бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц Древесина – главное богатство В зоне много болот Условия зоны более благоприятны для земледелия Эта зона отсутствует в Сибири Средняя температура января изменяется от – 4 до – 16оС |
Тайга- 1,3,4,5,6,7,8 Смешанные и широколиственные леса- 2,9,10,11 |
ФИ___________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
| По атласу «Физическая карта России» опишите особенности рельефа природной зоны тайги. В чем особенность рельефа Восточно – Европейской равнины? ( ПОДСКАЗКА: перепады высот равнины, заболоченность) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ__________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
| По атласу «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. (ПОДСКАЗКА: город Архангельск) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ_________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
| По атласу «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? ________________________________________________ Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. (ПОДСКАЗКА: город Нижневартовск) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ__________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
| По атласу «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? ________________________________________________ Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. (ПОДСКАЗКА: город Якутск) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
5 группа | По учебнику параграф 26, стр. 136 выпишите названия растений, произрастающих в тайге ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ_______________________________________________________Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
6 группа | По учебнику параграф 26, стр. 136 выпишите названия животных, живущих в тайге ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ__________________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
7 группа | По атласу «климатическая карта России» определите особенности климата смешанных и широколиственных лесов. В каком климатическом поясе расположена? __________________________________ Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. (ПОДСКАЗКА: город Москва) Ср. t янв = Ср. t июня = Среднее количество осадков- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ__________________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
8 группа | По учебнику параграф 26, стр. 136 выпишите названия растений, произрастающих в смешанных и широколиственных лесах. (ПОДСКАЗКА: Читать статью «Портрет смешанного леса») ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |
ФИ__________________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
9 группа | По учебнику стр. 136-139 выпишите названия животных, живущих в смешанных и широколиственных лесах ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга | Смешанные и широколиственные леса |
| |