География 6 класс.
Тема: Рельеф суши. Горы.
Цели:
Образовательные: сформировать представление о взаимодействии двух процессов (внутренних и внешних), влияющих на создание рельефа; о горном хребте, горной долине, горной системе; показать разнообразие гор по высоте, возрасту о образованию;
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного и бережного отношения ко всему, что создала природа.
Развивающие: Научить определять географическое положение гор, закрепить умение определять координаты точек.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, макет горной системы, контурные карты, презентация.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. (сообщение дежурного об отсутствующих, отметка в журнале).
Изучение нового материала.
Актуализация знаний.
Учитель:. Что такое рельеф?.
- Какие формы рельефа вы знаете? ( I порядка – материки и океанические впадины; II порядка – на материках – горы и равнины; в океанах – СОХ . океанические котловины и поднятия); III порядка на равнинах – возвышенности, низменности и т.д.)
- На какой форме рельефа мы живём?
Ребята, посмотрите на экран: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О горах). I и II слайд.
- А что бы вы хотели узнать о горах? (Совместное целеполагание) – «ромашка» на доске целей урока. (затем проектирование целей на экране). Слайд III.
Сообщение учителем целей урока. (сегодня мы с вами познакомимся с основными видами гор, строением горной системы, научимся определять географическое положение гор, т.е их адрес на карте).
Рассказ учителя: Рельеф Земли формируется под влияние двух противоположных по действию сил: внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных). Слайд IV.
Причем: если внутренние силы создают неровности на земной поверхности, то внешние стараются их сгладить. Поэтому рельеф Земли меняется постоянно.
Ребята, все горы можно разделить по высоте, по возрасту и по образованию.
Слайд V.
Чаще всего молодые горы – это складчатые (высокие, вершины остроконечные) , старые – глыбовые (низкие, вершины сглаженные).
Приведите примеры молодых гор? Старых? Молодцы!.
Слайд VI. В песне Высоцкого В. есть слова: «Лучше гор могут быть только горы. На которых никто не бывал.»
- Чем же влекут к себе горы? (горы красивые, разные, высокие, с горы далеко видно и т.п.)
Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте на стр. 53. ст. «В горах».
-- Что вы узнали о горах: (в горах – пропасти, не хватает воздуха, , внезапно меняется погода, чем выше, тем холоднее, могут быть лавины, камнепады, много опасностей)
Учитель: Но в горах синее небо, яркие звёзды, голубой снег. Под ногами облака.
Учитель: Так что же такое гора? (чертит на доске макет горы и обозначения, дети рисуют в тетради)
Гора- это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над местностью на высоту. более 200м. (запись в тетрадь)
показывает макет горы.
Горы не существуют по отдельности, а образуют скопления, вытянутые в ряд – это горные хребты. (запись в тетрадь: Горы, расположенные в ряд – горный хребет)
Понижения между соседними хребтами называют горной долиной.
Нагорье - обширное горное поднятие, состоящее их горных хребтов и котловин. Слайд VII.
Самостоятельная работа с картой.
Ребята. Каким цветом на картах обозначены горы? Правильно,
Продолжите: «Чем интенсивнее окраска коричневого цвета, тем …..?
- На физической карте России найдите :
1) горные хребты ( Верхоянский хребет, хр. Черского, Яблоневый хр. и т.д.)
2 )нагорье (Чукотское нагорье)?
3) горную систему (Кавказ, Урал, Алтай и т.д.)
2. Поэтапное закрепление. (первичное закрепление во внешней речи)
Фронтально:
Какие силы Земли оказывают влияние на формирование рельефа?
Какие формы рельефа относятся к горам?
По каким признакам различаются горы? (по высоте, возрасту и образованию)
Как делятся горы по высоте?
Как делятся горы по возрасту?
Какие бываю горы по способу образования?
Что такое горный хребет? Горная долина, нагорье?
А теперь повторим все сказанное: слайд VIII. «Повтори и запомни»
Физкультминутка. (здоровьесбережение).
Дети встают, поднимают руки вверх, «поднимаются в горы», делая отдых (приседания)
Практическая работа (запись в тетради темы): «Определение по карте географического положения гор»
- Учитель: откройте стр.56 учебника задание 5. (прочитайте вслух).
1-вар. – Уральские горы
2-й вар. Кавказские горы;
3-вар. – Гималаи (таблицу не надо чертить . просто по пунктам плана составить описание, время – 5-7 мин. Кто выполнит, поднимите руку.
У: Кто забыл, : как определить расстояние в градусах и км. по долготе (длина дуги в 1 градус = 111 км.) (на доске запись.)
Кавказ (по широте: 40 град. == 85 км.)
Гималаи: (по широте: 30 град. ==96 км.)
Проверка: (после прочтения одного ученика по каждому варианту слайд с выполненной практической работой)
У. – проверьте правильность свой работы:
Уральские горы:
Уральские горы средней высоты. Высшая точка г. Народная – 1895 м.
Горы находятся на севере Евразии, вдоль 60 градуса в.д.
Уральские горы – это условная граница между Европой и Азией.
Горы протянулись в направлении север-юг от 68 град. с.ш до 52 град.с.ш. (68 -52 =16) 16 град. x 111 км =1776 км. протянулись горы с севера на юг.
К западу от уральских гор находится Восточно-Европейская равнина, а к востоку – Западно-Сибирская равнина.
(по другим вариантам составить подобно этому описанию и спроецировать на экран).
Самостоятельная работа в парах. Прочитайте на стр. 56 по вариантам:
1 вар. – ст. «Изменение гор во времени»
2 вар. – Значение гор На работу 2 мин.
Расскажите соседу по парте о прочитанном. 2 мин.
Внимание на экран. ТЕСТ (по ФГОСу)
Вариант. 1
Часть А
Рельеф формируется под влиянием:
А) солнца и ветра: Б) внутренних и внешних процессов;
В) толщины горных пород; Г) состава земной коры.
2. Горы, расположенные в ряд образуют:
А) хребты; Б) вершины; В) долины.
3. По возрасту горы бывают ………. и ………… .
4. Со временем горы (стареют, молодеют), (разрушаются или растут), их вершины становятся ……. .
Часть В.
Установите соответствие:
Горы | Материки |
1. Анды 2. Кордильеры 3. Гималаи 4. Атлас | А. Южная Америка Б. Евразия В. Северная Америка Г. Африка Д .Австралия |
Ответ.
Часть С.
Определите о каких горах идет речь по описанию:
Горы расположены на юге Евразии, к северу от них находится нагорье Тибет, а к югу – Индо-Гангская низменность
Это старые низкие горы, расположены на северо-западе Евразии, на полуострове с одноименным названием.
Вариант 2.
Часть А.
Гора – это выпуклая форма рельефа, имеющая высоту:
А) 250 м. Б) 500 м. В) 200 м.
Укажите неверное суждение:
Чем быстрее поднимаются горы, тем быстрее они разрушаются.
Низкие горы, как правило, молодые.
Молодые горы имеют пикообразные вершины.
Самая высокая горная система России – Кавказ.
По способу образования горы делятся на ……. , ………., и ………… .
граница между Европой и Азией проходит по …….. .
часть В.
Установите соответствие:
Горы | Способ образования |
1. Уральские 2. Кавказ 3. Верхоянский хребет | А. Складчатые Б. Глыбово-складчатые В. Глыбовые |
Ответ.
Часть с.
По описанию определите, о каких горах идет речь.
Эти старые невысокие горы являются условной границей между Европой и Азией.
Горы расположены на западе материка Южная Америка, протянулись вдоль побережья Тихого океана.
Слайд . Ответы.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть А | Часть А |
1.- Б 2.- А 3. молодые и старые 4. стареют, разрушаются, пологими. | 1 – В 2.- 2 3.- складчатые, складчато-глыбовые и глыбовые. 4. – Уральским горам |
Часть В | Часть В: |
1- А; 2 – В; 3 – Б; 4 - Г | 1- В; 2 – А, 3 - Б |
Часть С. Гималаи Скандинавские | Часть С: 1) Уральские 2) Анды |
Взаимопроверка и сверка со слайдом.
Итог урока. Итак, ребята, о чем вы узнали сегодня на уроке: ……..
Молодцы.
Оценивание учащихся:
«5» ---; «4» - , «3» --
Рефлексия ( по рядам 2-3 человека опросить)
«Мне особенно понравилось на уроке …….
«Я знал на уроке о ……..
9. Д. З.