СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Облака. Атмосферные осадки", 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробно описан ход урока с приемами работы, с заданиями учащимся и с предполагаемыми ответами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Облака. Атмосферные осадки", 6 класс»

Подготовила учитель географии

Негурица Ирина Анатольевна,

МОУ г. Горловки «Школа № 60»

6 кл. География. Урок № _____ Дата ________

Тема: Облака и атмосферные осадки.

Цель: сформировать представление о влаге в атмосфере на примере облаков и атмосферных осадков.

Задачи урока через планируемые результаты:

- предметные (формировать систему знаний об атмосфере; обеспечивать понимание образования облаков, осадков; обучать выявлению особенностей распространения осадков на земном шаре; формировать навыки использования географических карт и текстовых рисунков для решения учебных задач);

- метапредметные: (предполагать тему урока; ставить учебные цели и задачи; оценивать правильность выполнения учебных задач; владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации);

- личностные: (развивать навыки самообразования, саморазвития, научное мировоззрение на основе современных достижений науки и техники; развивать слуховую и зрительную память, умение анализировать, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения; воспитывать интерес к познанию, целеустремлённость).

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения:

Алексеев А. И. География. 5–6 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Полярная звезда) / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2016.; текстовые рисунки, таблицы на доске, климатическая карта мира (выпадение осадков).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Прием «Лови ошибку!» (из высказывания учащиеся убирают ошибку и произносят текст уже без ошибки).

1) Атмосфера - «каменная оболочка» Земли (воздушная).

2) Основную часть атмосферы занимает газ кислород (азот).

3) Тропосфера – верхняя часть атмосферы, находящаяся на высоте выше 55 км (нижняя часть, до 18 км).

4) Стратосфера – наиболее плотный слой атмосферы (тропосфера - наиболее плотный).

5) Толщина тропосферы одинакова на всех широтах (на экваторе – 15 км, на полюсах – 10 км).

6) Суша разогревается и остывает медленнее, чем водная поверхность (быстрее).

7) Воздух нагревается от Солнца (от поверхности Земли).

8) Температура воздуха в тропосфере с высотой повышается примерно на 6 градусов на каждый км высоты (понижается).

9) Вода в атмосфере находится только в жидком состоянии, например, дождь (еще в твердом и газообразном).

3. Мотивация.

Прием «Продолжи предложение». Мы продолжаем изучать атмосферу потому, что… (предполагаемые ответы учащихся… она дает нам знания о погоде; будем знать, когда пойдет дождь; будет осторожны, когда начнется ливень; будем избегать дороги, где гололед; и т.д.).

4. Подготовка к сообщению темы урока.

Чтобы узнать тему урока, вам необходимо отгадать две загадки:

1) Мы плывём по небосводу, перевозим в себе воду. Видно нас издалека, Назови нас… (облака).

2) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь).

3) Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал (снег).

4) На дворе переполох: с неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина (град).

Записываем тему сегодняшнего урока «Облака. Атмосферные осадки».

5. Постановка цели урока: (формулируют учащиеся, например, расширить знания о…, изучить…, продолжить развивать свои умения… и т.д.). Учитель корректирует ответы, учащиеся записывают свою цель в рабочие тетради.

6. Изучение нового материала.

Облака. Прием «Интерактивная беседа».

1) Куда двигается нагретый у поверхности воздух? (Вверх, т.к. он становится легче.)

2) Что происходит с водяным паром, который в нем находится? (Он охлаждается и переходит в жидкое состояние.)

3) Как выдумаете, что происходит дальше с этими капельками воды? (Подсказка: «Они сначала мелкие, поэтому…висят в воздухе, значит, образуются…облака. Когда они становятся крупнее и тяжелее, то падают…. на землю в виде… осадков».)

Попробуйте сформулировать правило, что такое облака по подсказке: скопление (чего?), которые находятся (где?). Учитель корректирует ответы. Облака – скопление водных капель или кристаллов льда, которые находятся на значительной высоте над поверхностью Земли. Записать правило в тетрадь.

Проверим вашу наблюдательность. Ответьте: «Все ли облака одинаковые по форме?», «Все ли они размещаются на одинаковой высоте от земли?».

Поэтапное закрепление.

Самостоятельна я работа с учебником. Пользуясь текстом и рис.99 (с.143), заполните таблицу. Учитель дополняет. (Образец для заполнения)

Типы облаков

Слоистые

Кучевые

Перистые

Ассоциация по внешнему виду

Торт (слои)

Вата (комок)

Перышко (как перо)

Высота их размещения (приблизительно)

До 2 км

От 2 км до 10 км

От 10 км до 12 км, иногда до 20 км

Приносят осадки

Обложные дожди, слабый снег

Ливень с грозами и сильным ветром

Нет (расположены высоко)



Вспомните, что мы заполняем в дневнике наблюдений за погодой, связанное с облаками? (Состояние неба). Попробуем сформулировать правило: облачность – это степень покрытия неба….облаками. Запись правила в тетрадь.

Атмосферные осадки.

Прием: «Интеллектуальная разминка». Подумайте и ответьте, опираясь на собственные наблюдения:

1) Что мы можем назвать атмосферными осадками (вода в жидком или твердом состоянии, которая выпала на землю).

2) Какие осадки вы знаете? (называют).

3) На какие группы вы бы их разделили? (твердые – снег, град; жидкие – дождь; смешанные – снег с дождем).

4) Везде ли на земном шаре выпадает одинаковое количество осадков? (нет).

Объяснение учителя. Осадкомер – прибор для измерения количества выпавших осадков. Запись в тетради.

Поэтапное закрепление.

Самостоятельна я работа с учебником. Проанализируйте рис. 100, с.144 и объясните, почему дождь выпадает на наветренной стороне гор.

Проанализируйте климатическую карту мира (выпадение осадков). Как определить, в чем измеряется выпадение осадков? где осадков выпадает больше? (смотрим условные знаки).

Учитель дополняет ответы учащихся. Запись в тетради: больше осадков выпадает на склонах гор, стоящих на пути влажных ветров и на экваторе, где из-за высокой температуры происходит испарение и конденсация.

7. Рефлексия.

Мне интересно было…

Я смог объяснить….

У меня были затруднения в работе с …

Больше всего запомнилось, что…

Хочу найти дополнительный матераил…

8. Итог урока. Выставление и аргументация отметок.

9. Домашнее задание.

Прочитать параграф 44, выучить правила по тетради, устно ответить на вопросы №1-6, с. 145.

Дополнительное задания на выбор:

1) нарисовать осадкомер и объяснить, как он работает;

2) можно ли по типам облаков предсказать погоду?

3) подберите загадки по теме урока.